Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

МУКАН КАГАН


Мукан каган (д.р.н. – 572) – второй сын основателя Тюркского эля Бумын кагана. Годы правления Мукан кагана 553 – 572 гг. Новым каганом стал младший брат покойного кагана – Кушу, вошедший в историю под своим тронным именем Мукан каган (553–572). Он стал одним из самых выдающихся правителей Тюркского каганата, превратив по сути, безвестное государство в могущественную империю. 

Биография

Китайские источники описывали его следующим образом: «Он был тверд, жесток, храбр и много ума имел; занимался больше войной. С востока от Корейского залива до западного моря до 10000 ли, с юга от Песчаной степи на север до Северного моря, от 5000 до 6000 ли, – все сие пространство земель находилось под его державою. Он сделался соперником Срединному царству».

Заслуги

Выдающийся правитель, в период правления которого Тюркский эль достиг наивысшей точки своего развития. Полководец, администратор, политик и воин, Мукан каган приложил немало усилий для подъема государства. Именно Мукан каган был инициатором реформ, ставшими впоследствии классическими для всех остальных государств.

Кроме собственно военно-политической деятельности, Мукан каган провел основные реформы, принципы которых очертили будущие контуры всех без исключения раннесредневековых государств. Основными областями реформ являлись:

– государственное устройство;

– военное дело;

– тип хозяйствования.

В 552 г. был основан Великий Тюркский каганат. Вскоре после этого скончался Бумын каган. Наследнику Бумына-кагана – сыну Кара Исык кагану было суждено править каганатом всего год. Мукан каган был вторым сыном Бумына. Его старший брат Кара Иссык Хан умер вскоре после битвы при горе Лийшань (он правил около года). У Иссык Хана был сын Нйету, но по обычаю Ашина престол переходил от брата к брату, и правителем становится Мукан. Этот человек обладал вытянутым красным лицом, блестящими глазами. По характеру он был твёрд, любил войну и обладал ясным умом.

Вступив на престол, Мукан каган продолжил войну с остатками жужаней и разбил их кагана Дэн Шуцзы, который бежал в Вэй, одно из китайских царств. Несмотря на поражение, Жужанский каганат неоднократно организовывал походы против тюрков. Но все они оканчивались безрезультатно. А при тюркском кагане, осенью 553 г. жужани потерпели еще одно сокрушительное поражение, после чего Жужанский каганат сильно ослаб и пришел в упадок. В отношениях с Китаем, Мукан придерживался политики союза с Западной Вэй против Бэй Ци. Каган потребовал от Вэй выдачи остатков жужаней. Вэйцы согласились, и тюрки казнили 3000 жужаньских мужчин у ворот столицы. Тем не менее, женщин и детей пощадили. С этих пор тюрки стали единоличными властителями восточной части Великой степи. Затем на севере они покорили земли кочевых племен, простиравшиеся до Саянских гор, а на востоке – вплоть до китайской реки Хуанхэ, подчинив себе племена кайев (татабов), киданей, огуз-татар и другие [1].

Правители Северного Китая, раздробленного из-за междоусобиц на два государства – Ци и Чжоу, стали платить дань Мукан кагану, чтобы вызвать к себе его расположение и милость. Согласно сохранившимся сведениям, только одна часть разделенного Китая – Чжоу ежегодно преподносила тюркскому кагану 100 тюков шелковой ткани. Вероятно, что «подарки» Ци не уступали в объеме.

В 556 г. тюрки объявили (с согласия Вэй) войну Тогону и разбили их. В 558–561 гг. каган четыре раза обменялся дарами с Бэй Чжоу. Расстановка сил в северном Китае привела к войне Юйвэней (Бэй Чжоу) и Гао (Бэй Ци), для победы над Ци чжоусцам была очень нужна помощь тюрок. Мукан решил выдать дочь (в источниках императрица Ашина) за Юйвэня Юна, но цисцы также стали просить о браке и предлагали хорошие подарки. Видя, что Мукан колеблется, Уди отправил Ян Цяна (губернатор Лянчжоу) и Юйвэнь Цина для переговоров с каганом. Мукан выдал дочь за Уди и приготовился к совместному походу на Ци. Ян Цзянь (основатель Суй) с 10000 воинов перешёл горы Хинли и соединился с 100000 войском Мукана. Китайцы осадили Цзинян, решив, что война затянулась каган стал грабить циские земли и вернулся домой, чем очень разозлил китайское командование, но Уди решил не ссориться. 

Мукан советовал Уди продолжить войну. В 563 каган пошёл на соединение с Ян Цзянем, но ван Ху проиграл сражение, и совместная атака Лояна, столицы тогдашнего Китая, сорвалась. В 563–572 гг. Мукан каган несколько раз обменивался посольствами с Чжоу, так, он принимал чэнгуна Шуня, министра финансов Юйвэнь Гуя, гуна Доу И, а также Ян Цзяня [1].

В годы его правления Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. Были покорены кидани в Маньчжурии, кыргызы на Енисее. Их данником стало северокитайское государство. После покорения соседних племен на востоке тюрки стали совершать завоевательные походы на запад. Младший брат кагана Бумына Иштеми (Истеми) жабгу возглавил военный поход 10 тюркских туменов, на запад Великой степи. С этими силами он покорил согдийцев, а затем племена, жившие у северных подножий Алтая. К северу от Арала тюрки пришли в соприкосновение с хионитами (возможно, это были ираноязычные потомки сарматов) и огорами (их отождествляют с уграми). К 558 г. все они были покорены, после чего тюрки стали хозяевами в приуральских степях.

Здесь они встретились с эфталитами, владения которых простирались от Каспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана. Господства над Средней Азией тюрки добились в войне с государством эфталитов, которых сокрушили в 561–687 гг. В то же время данниками тюркской державы стали северокорейские государства Цинь и Чжоу. В ее состав входили богатые оазисы Тохарисан, Чач, Фергана, Хорезм. Наместники кагана собирали дань в городах будущей Хазарии, Крыма, на берегах Черного и Каспийских морей. Но сохранялась опасность, исходящая от государства Эфталитов. Поэтому Истеми был вынужден изменить направление своего похода в Среднюю Азию. Он так объяснил своё решение: «После того, как разгромлю эфталитов, нападу на аваров, они не убегут даже от моего щенка». Истеми выдаёт замуж свою дочь за иранского шаха Хосрова I Ануширвану и заключает с ним союз против эфталитов. Между этими государствами устанавливается непрерывная дипломатическая связь. По сведениям Фирдоуси, тюркские послы, идущие в Иран, были захвачены по пути в плен эфталитами и по приказанию эфталитского царя Гатифара преданы смерти. После этого события, Истеми собирает в один кулак всю мощь и, захватив Ташкентский оазис, Чирчикский регион, через Маймург вплотную приближается к Зерафшанской долине. В это время царь Гатифар свою основную силу держал около Бухары. Между этими двумя силами развязалась война, продолжавшаяся восемь дней и эфталиты были побеждены. В 561 – 563 гг. тюрки заключили с Ираном антиэфталитский союз. В 564 г. шах Ирана Хосров Ануширван (531–579 гг.) отнял у эфталитов важную стратегическую область Тохаристан. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 587 г. под Бухарой. Границей, сфер политического влияния Ирана и Западно-тюркского каганата была Амударья. После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами торгового Шелкового пути в страны Средиземноморья [1].

Таким образом, тюрки уже к 555 г. захватили земли до Аральского моря, не встретив какого-нибудь сильного сопротивления. За короткое время они завоевали огромную территорию от Китая до Амударьи, весь Присырдарьинский регион. В Средней Азии эфталиты (оседлые племена Средней Азии, жившие на землях от Каспийского моря до Северного Индостана и Восточного Туркестана) оказали тюркам упорное сопротивление, из-за чего тюрки, чтобы восстановить силы, временно отказались от дальнейших походов. Тюрки полностью смогли их покорить лишь спустя десять лет – в 563–567 гг.

В 565 г. в битве у Несефа тюрки во главе с Истеми одержали победу, и Согд был присоединен к каганату.

От северокитайских государств тюрки ежегодно получали около 200000 кусков шелка, что существенно превышало их потребности. Самым выгодным рынком сбыта этого шелка была Византия, а торговать с ней можно было только через Иран. Однако Иран сам являлся крупным производителем шелка и воспринимал враждебно предложения тюрков.

Так как тюрки и племена согдийцев, находившиеся под их властью, были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией, в 568 г. Истеми каган направил тюркское посольство во главе с согдийским купцом Маниахом в столицу Византии Константинополь. Оно предложило заключить договор о взаимной торговле и военном союзе против персов и аваров.

Византийский император Юстин II был обрадован неожиданному союзнику, поскольку сам готовился к войне как с Ираном, так и с Аварским каганатом. Не мешкая, он отправил ответное посольство во главе с полководцем Земархом, также удостоившееся особой почести при дворе Истеми. В дальнейшем Византия и Тюркский каганат часто обменивались послами, согласовывая свои действия против общих противников.

В ходе войны, начатой в 568 г., тюркская армия перешла Амударью, взяла несколько городов, но вскоре отступила обратно в связи с тем, что не смогла преодолеть сеть пограничных укреплений персов, созданных еще для защиты от эфталитов. В 571 г. тюрки и персы заключили мирное соглашение и договорились о четком разграничении территории. Иран обязался выплачивать тюркам дань в размере 40000 золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле [1].

Гораздо успешнее обстояли дела на аварском фронте. К 571 г. тюркские войска овладели территорией Северного Кавказа, в 576 г. завоевали Босфор. Северный путь для торговли с Византией был открыт.

Таким образом, господство Тюркского каганата во второй половине VI века в Центральной Азии и Евразии распространилось на огромную территорию континента. И Тюркский каганат превратился в могущественную державу по своему политическому положению. На западе новый каган разбил правителей Иду (Эфталитов), на востоке усмирил киданей, на севере племя Цигу. Теперь Тюркский каганат простирался с востока на запад на 5000 км, а с юга на север на 2500–3000 км. Власть каганата в эпоху расцвета (правление Мукан кагана, 553–572 гг.), распространилась на огромную территорию от Дона до Амура и от Енисея до предгорий Тибета. То есть на территории современного Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана. В степях Причерноморья Мукан каган, сын кагана Истеми и византийской принцессы, воевал в союзе с Византией против Ирана и совершил победоносный поход против Китая в районе Кашгарии и Уйгурии.

Между тюрками и Ираном был составлен договор, согласно которому народы, населяющие северную сторону Аму-Дарьи должны были платить дань Истеми. Но прошло немного времени, и между двумя союзниками началась непримиримая вражда. Причиной этой вражды стал отказ иранского шаха Хосрова пропустить через свою территорию в Византию торговцев шелками. Персидские торговцы за счёт древнего «Великого Шёлкового пути» продолжали получать огромную прибыль. Тюркский каганат также рассчитывал обогатиться за счёт этого торгового пути, проходящего по Средней Азии. Поэтому при поддержке Истеми согдийские послы во главе с Маниахом, согдийцем, прибыли в Иран. Но шах Хосров не только не выполнил их просьбу, а даже буквально на глазах послов приказал сжечь шёлковые материи, преподнесённые ему в качестве подарка. Послы Истеми, отправленные в Иран с аналогичной просьбой, также возвращались без ответа.

После этого в 568 г. Истеми отправляет в Византию (Урум) своих послов во главе с Маниахом. Они прибывают в Константинополь по северной стороне Каспийского моря, через Кавказ. Византийский император Юстин II принимает тюрков в тёплой, доверительной обстановке, поддержав их предложения, и выразив понимание по поводу торговых связей и их антииранских настроений. Он вместе с тюркскими послами отправил своих послов во главе с Земархом. В 569 г. Истеми в горах Актаг (в Восточном Тенир-Тоо) торжественно приняв Земарха, подписал соглашение с Византией. Затем отправляет своих послов во главе с Тагматар-ханом в Константинополь. Через некоторое время после этого Истеми каган со своей армией отправился в поход против Ирана. В Таласской долине Истеми принимает послов шаха Хосрова. Истеми в присутствии византийского посла Земарха отчитал их и официально обвинил Иран в том, что тот отказывается платить дань, раньше платившего эфталитам, но затем обязался платить Тюркскому каганату. Тюркская армия дальше продолжает свой поход, победно шествуя, захватив по пути несколько иранских городов в Жужане и морские порты. В 571 г. Истеми каган заключает с иранским шахом мирный договор, по которому демаркационной линией – границей между двумя государствами – стала река Аму-Дарья. Кроме, того, шах Хосров обязался ежегодно платить тюркам дань в размере 40 тыс. золотых монет. Такое окончание ирано-тюркской войны не могло не беспокоить Константинополь. За короткий срок из Византии в ставке тюрков побывали шесть послов. Византийские послы во главе с Валентином настаивали на том, чтобы тюрки, следуя требованиям прежнего договора, заключённого с византийцами в 568 г., продолжали войну с Ираном. Но региональный правитель Тюркского каганата Тюрксанф принял византийских послов очень грубо. Как ответный шаг к византийским требованиям тюркская армия в 576 г. при поддержке утургуров захватила Босфор. Она дошла до Крыма и до владений Византии на Западном Кавказе. На этом заканчиваются тюркские походы на запад. Это объясняется началом внутренних распрей в самом каганате. В итоге этих завоеваний каганат стал контролировать все важные участки Великого Шелкового пути, что обеспечило тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли.

Рабство и другие социальные организации.Если рассматривать их в порядке очередности, то необходимо отметить, что древние тюрки создали своеобразный очаг цивилизации. В нем появились качественно новые формы бытия, новые коммуникативные средства – оседлость и урбанизация части населения, строительство городов [2].

Все это не могло не отразиться на социальной и политической организации общества. Основным признаком идентификации и источником политического единства тюркских кочевников Евразии было династийное и структурное наследие Тюркской империи и ассоциируемые с нею традиции. В древнетюркских письменных источниках изложена парадигма власти в каганате: Бодун – Ел – Терю («народ – государство – закон» [3].

Свою державу сами древние тюрки именовали Эль (каз. Ел). В рунических памятниках фиксируются также торжественные формы: «Мәңгілік ел» («Вечный Эль / Божественный Эль»). Себя древние тюрки называли кок-тюрками – небесными тюрками. Главным символом Вечного Эля была золотая голова волка, украшавшая знамена. Так выражалось уважение к памяти о праматери волчице и подчеркивалось военное превосходство тюрков. В текстах рунических надписей тюрки уподобляются волкам, а их противники сравниваются с овцами. Элитные отряды тяжелой конницы также носили название бори – волки [3].

Еще прежде Истеми-хан совершил поход на Северный Кавказ, подчинил болгар и хазар. Западная граница Тюркского каганата достигла Азовского моря и у Босфора сомкнулась с византийской. Держава тюрок достигла расцвета своего могущества. (При Мукан кагане территория каганата, простиравшаяся от Хингана до Кубани, была разделена на четыре удела, а при его приемнике Тобо-хане – на восемь. Во главе каждого удела стоял близкий родственник кагана из рода Ашина. Ставка самого кагана находилась около Алтая, в исконных тюркских землях.) В тюркских государствах не было класса (исключая правящую династию), представители которого обладали бы наследственными привилегиями.

Тарханство. Однако в древнетюркских государствах были люди, которым предоставлялся пожизненно ряд привилегий. Они назывались «тарханами». Наука нe располагает точными сведениями о сущности и границах прав и привилегий тарханов. В то же время в исторических источниках есть сообщения о привилегиях тарханов в Монгольском государстве, структура правления в котором была заимствована у тюрков. Эти привилегии таковы: 1) тархан освобожден от любого рода налогов и принудительных работ (барщины); 2) он имеет право получать определенную долю военной и охотничьей добычи; 3) тархан обладает правом аудиенци и у хана, не спрашивая каждый раз специального разрешения для этого; 4) за исключением особо тяжких преступлений, проступки тархана прощались девять раз; 5) во время торжественных церемоний и торжеств тархан занимает почетное место и ему преподносят бокал с вином [4].

В связи с активностью на западе новый этап этногенеза тюрок перемещается на территорию Великой степи и охватывает оазисы Туркестана. Этот этап обусловил новый уровень этнических контактов, и экономического симбиоза с восточно-иранским миром. В рамках единой державы появляются литературный язык и письменность, а затем и общеимперские стандарты в культуре, особенно выражающиеся в материальной культуре (жилища, одежда, седло со стременем, сбруя, украшения). Эти процессы отражали начало нового этнического порядка. Все это завершилось формированием общетюркского этнического самосознания и пантюркской идеологии. В составе тюркского каганата были такие народы как киргизы, кипчаки, огузы, племена аваров, каи, кидани и др. Правителем государства был каган – верховный владыка, военачальник, собственник всех земель. Столицей каганата стал город Суяб [5].

Военное дело.О высоком мастерстве древних тюрков свидетельствуют высказывания арабского летописца: «Тюрок выпустит 10 стрел, прежде чем араб положит одну на тетиву» [6].

Сохранились сведения, раскрывающие развитие военного дела у древних тюрков. Военная повинность («налог крови») являлась одной из самых важных и общих повинностей в Тюркской империи. Военные традиции имели большое значение в жизни кочевников. Если учесть, что в сакском обществе ношение оружия было обязанностью каждого мужчины, то эта же традиция сохранилась и у тюрков, когда в усуньском обществе это было привилегией определенного сословия. Наиглавнейшая обязанность мужчин состояла в охране семьи, имущества, в ведении войн. Тюрки с трехлетнего возраста обучали своих детей стрельбе из лука. Многие тюркские женщины были превосходными стрелками и наездницами.

Тюрки пользовались азиатской системой деления войск, построенном на территориально-родоплеменном принципе. По указанию кагана каждому племени отводится конкретное земельное пространство, на котором оно должно было кочевать. В каждом таком племени юрты были соединены в десятки, сотни, а в многочисленных племенах и в тысячи под управлением особых военно-территориальных начальников. Подразделение войск на десятки, сотни, тысячи, туманы (тьмы) позволяло тюркским каганам в короткое время собирать войско и формировать командные единицы. Набранные войска снабжались положенным продовольствием, снабжением и снаряжением. С роспуском армии по домам, часть войск не расформировывалась до новой войны, а оставалась в состоянии боевой готовности.

Военная аристократия играла главную роль в жизни тюрков. Каган, не получивший одобрения войска, мог не удержаться на троне. Но в то же время непререкаемый авторитет верховного вождя (кагана) составлял основу дисциплины в тюркских войсках. Не допускалось оставление тюрками поля боя, пока не будет поднято знамя начальника. Подрубленное знамя означало гибель вождя или поражение.

Назначение лиц старшего командного состава производил сам каган. В ту эпоху особенно ценились исключительно индивидуальные качества – храбрость, удаль, отвага, выносливость, физическая сила, определявшие годность того или иного воина на роль лидера.

Вся боевая слава тюркской армии заключалась полностью в ее коннице, она состояла из легкой и тяжелой кавалерии, иначе называемых лучниками и мечниками. Главным оружием первых были лук и стрелы. Лучники первыми вступали в сражение и как правило, использовались в рассыпном бою.

Основным наступательным оружием лучников были кривые сабли и пики, кроме того, у каждого имелась боевая секира и палица.

Панцирная (тяжелая) конница применялась в ближнем и рукопашном бою и составляла ударный костяк тюркского войска. Тяжелые конные массы выстраивались в несколько линий в удобном месте для нанесения удара по противнику, т.е. у тюрков накапливался опыт ведения ближнего боя.

Тюрки первыми стали использовать жесткое седло и стремена, что повысило боевые качества конницы.

В военном искусстве тюрков значительное место отводилось тайной разведке. Тайная разведка делилась на три вида:

– стратегическую;

– тактическую;

– войсковую.

Стратегическаяразведкадолжна была доставлять сведения о военно-экономическом потенциале противника и его союзников, что позволяло разработать собственную стратегию приготовления и ведения войны. В задачу стратегической разведки также входило внедрение в неприятельскую сторону лазутчиков для дезорганизации сил противника. Лазутчики объединяли недовольных, склоняли к измене подкупом, в отдельных случаях применяли духовный и физический террор, вселяли взаимное недоверие среди союзников.

Тактическая разведка занималась сбором средств о местности, вооружении, организации, тактики и техники неприятельской армии.

Войсковая разведка собирала оперативные сведения о движениях войск противника [6].

Культура.Кроме тарханов, в тюркских государствах некоторые привилегии и с правом пожизненного пользования ими предоставлялись служителям культа (священникам). Верховным правителем Эля – каганом мог быть только представитель династии Ашина. Каган считался представителем сакрального рода, сотворенного по воле Тенгри. Каган возглавлял государство: выступал в роли вождя, был верховным судьей, верховным жрецом, выполнял функции военного руководителя, подчинявшего другие племена и страны, и принуждавшего их платить дань и подати.

В тюркских государствах не существовало «государственной религии», исповедовать которую было бы обязано все население. Для них типичным был принцип свободы вероисповедания. Тюрки ранее других народов поняли значение веротерпимости. Население южно-уйгурских ханств исповедовало буддизм, зороастризм, несторианство и манихеизм. Все адепты этих религий и религиозных течений пользовались полной свободой в отправлении обрядов [5].

Среди документов, сохранившихся от древнетюркского и древнеуйгурского периодов, есть и фирман, выданный, очевидно, христианской тюркской общине Бильге Тенгри Элик ханом. Документ освобождает общину от налога на земельные участки и виноградники, а ее отдельных членов от всех налоговых обязанностей. Он свидетельствует, что в уйгурских ханствах свободой от уплаты налогов пользовались не только отдельные служители культа, но и религиозные общины (общества). Впрочем, за исключением этих привилегий, большинство населения тюркских государств имело равные права.

Население занималось кочевым и полукочевым скотоводством. Зимовки располагались в долинах рек Или, Чу, Талас, Иртыш, Сырдарья. Основным средством передвижения была лошадь. В хозяйстве тюрков широко использовались аркан, коген, жели (виды привязи), буйда (веревка для вождения верблюдов), шылбыр (длинные поводья для привязи лошадей), курук (длинный шест с петлей для ловли лошадей).

Умерших, как показали археологические раскопки, тюрки сжигали на костре, а золу хоронили. Этот обычай связывают с культом поклонения огню.

В древнетюркских каганатах решение многих хозяйственных проблем зависело от торговли. Ни набеги, ни войны, ни добыча от них, а постоянная меновая торговля служила источником благосостояния кочевников. В период империи – тюрки стали хозяевами большей части Великого шелкового пути. Доверенными лицами тюркских ханов в этом деле стали согдийские купцы, сосредоточившие в своих руках огромное количество шелковых тканей собственного и китайского производства. Через согдийских купцов кочевники сбывали свою скотоводческую продукцию, а также военную добычу. Купцы через Иран доставляли их до Византии. От взаимоотношений трех великих государств зависела судьба Шелкового пути. Это партнерство стало причиной заключения военного союза между тюрками и Византийской империей против Ирана (в 567 г.). Отказ Ирана наладить отношения заставил тюрков искать новые территории для вывоза шелка. Таким образом, была проложена дорога через Поволжье. Через степи Казахстана проходили и другие пути, связывавшие Сибирь и Поволжье со Средней Азией. Одним из самых древних путей сообщения был меридианальный путь между Туркестаном и Сибирью, через степи Казахстана. Возможно, этот путь гораздо древнее других, например – Великого Шелкового пути, поскольку юг и север Великой степи находились в одной хозяйственно-культурной системе. Еще в древнейшие времена часть кочевников шла на зимние стоянки на юг, к тому же основные городские центры находились там же. В эпоху бронзы по Великому меридианальному пути транспортировалась медь и другие металлы.

Городская культура тюркского каганата была создана с участием согдийцев. В V-VIII вв при поддержке тюрков согдийцы создали большое количество торговых поселений в Семиречье, Джунгарии, в Восточном Туркестане, Южной Сибири. Значительная часть населения занималась землепашеством, торговлей и ремеслами [7].

В целом можно говорить об общетюркском комплексе, включавшем широко распространенные по всей территории во второй половине I-го тысячелетия нашей эры материальную культуру, идеологические представления и духовные помыслы. Культура кочевых племен и оседлых регионов выступает в органической целостности, составляет единую культурную систему. Среди тюрков были распространены различные культы священных гор, рек, пещер, змеи и волка-прародителя. У кимако-кыпчакских племен был в большом почитании культ реки. Они говорили об Иртыше – «река – бог человека» /Гардизи/. Знамена древних тюрков украшались волчьей головой. Наряду с собственными верованиями, кочевые тюрки увлекались и другими религиозными системами: буддизмом, манихейством, христианством, иудаизмом. Самое примечательное в культуре древнетюркского периода – появление рунической письменности и богатой письменной литературы. Рунические тексты в честь Бильге-кагана, Кюль-тегина и других выдающихся деятелей тюркского эля одновременно являются как выдающимися литературными произведениями, так и историческими свидетельствами эпохи.

Вершиной достигнутого явилась собственная письменность, прошедшая путь от каменных стел до рукописей на бумаге. Кимаки имели собственную письменность на основе древнетюркского алфавита. Об этом свидетельствует арабские историки и археологические находки – бронзовые зеркала IX–X вв. с древнетюркскими надписями, найденные в Прииртышье и Тарбагатае.

В древнетюркскую эпоху, население Великой степи постепенно переходит от рунического на арабский алфавит. Крупнейшими памятниками на этой графике являются «Диван-лугат-ат-тюрк» /Словарь тюркского языка/ М. Кашгари, «Кутадгу-билик» /Благодатные знания/ Ю. Баласагуни и др. На арабской графике была составлена также книга о кимаках аль-Джанахом ибн Хаканом аль-Кимаки. Интересно, что автор этой книги был наследником кимакского правителя. Этой книгой впоследствии пользовались арабо-персидские путешественники, купцы и учёные.

Рабство у тюрков.В то же время у тюрков, как и у всех других народов в древний и средневековый период, существовал институт рабства. Необходимо отметить, что торе (законы) тюрков, касающиеся рабов, были гораздо мягче, гуманней, чем римское законодательство о рабстве.

Рабы у древних тюрков назывались по-разному. Рабы-мужчины обозначались словом «кул», в отношении рабынь употреблялись термины «кюнг» и «карабаш». В частности, орхонские надписи содержат только слово «кюнг», в староуйгурских документах используются оба термина [7].

Память

Сведения о жизнедеятельности Мукан кагана сохранилось чрезвычайно мало, а представление о масштабе деятельности этой личности долго не освещались в широких кругах. Поэтому память не сохранилась в национальном сознании. Однако с приобретением независимости и возникшему как следствие интереса к истории, непременно приведут к общереспубликанскому переосмыслению деятельности Мукан кагана.

Список литературы и источников:

1. Образование Тюркского каганата. – URL: https://e-history.kz/ru/chronology/event/44.

2. Кызласов И.Л. Религиозная природа енисейской письменности. Российская тюркология. – Москва –Казань, 2010. – С. 52–61.

3. Торланбаева К.У. Институт каганской власти во Втором Восточно-тюркском каганате (682–744 гг.): Дис. на соиск. уч. ст. к.и.н. – Алматы, 2003. – 78 с.

4. Жумаганбетов Т.С. Проблемы формирования и развития древнетюркской системы государственности и права VI–XII вв. – Алматы, 2003. – 348 с.

5. Тукешева Н.М. Эволюция представлений о верховной власти в обществах тюркского периода (VI–XII вв.): Автореферат дис. на соик. уч. степени к.и.н. – Алматы, 2007. – С. 32.

6. Кушкумбаев А.К. Ключевые принципы монгольской военной стратегии XIII–XIV вв. // Военное дело Улуса Джучи и его наследников: Сборник научных статей / Отв. ред. А.К. Кушкумбаев. – Астана: Фолиант, 2012.– 376 с. – С. 38–71.

7. Садри Максуди Арсал. Тюркская история и право. – Казань, 2002. – С. 412.

Автор: Ужкенов Е.М., к.и.н.