Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

КАПАГАН КАГАН


Капаган каган (Богшор,Мочур, Мочжо) (дата рождения неизвестна–716) – каган Второго Восточно-тюркского каганата.

Биография 

Процессы становления тюркоязычных народов и образование у них ранних государств берут свое начало с эпохи каганатов древних тюрков. Одним из самых могущественных и уникальных кочевых государственных образований того времения является Второй Тюркский каганат, который просуществовал с 683 по 745 годы. В свое время это государство упорно противостояло Китаю, благодаря историческим личностям, возглавлявшим его. Современному читателю, однако, имена этих правителей мало знакомы. Если имена Бильге Тоньюкука, Бильге кагана (Моюн-чур) и Кюль-тегина достаточно известны, то Боги-шор (Капаган каган), пожертвовавший своей жизнью для укрепления Второго Тюркского каганата, как историческая личность до сих пор остается в тени. В период господства идеологии тоталитаризма не все исторические персоналии в равной степени занимали должное место в иерархии древнего общества. Жизнь и деятельность Капаган кагана не были освещены в фундаментальном научном труде «Советская историческая энциклопедия» (в 16 томах). В статье 14-го тома этой энциклопедии «Тюркский каганат» Капаган каган упоминается в двух предложениях: «…При Капаган-кагане [691–716] Вост.т. каганат на короткий срок расширил свои границы от Маньчжурии до Сырдарьи, а тюркские отряды дошли до Самарканда, где потерпели поражение в сражениях с арабами (712–713). Восстание покоренных племен, в борьбе с которыми погиб Капаган, опять сделало Алтай западной границей Вост. Т. каганата» [1]. Впервые в изданиях на казахском языке более полные сведения о Капаган кагане были даны в «Казахской советской энциклопедии» [2]. В этих данных кратко описаны его военные походы, направленные на укрепление Восточно-тюркского каганата: «Капаган (дата рождения неизвестна – 716 г.) – каган тюрков (691–716), пришедший к власти после Кутлуг кагана. Капаган укрепил авторитет тюркского каганата, много сделал для укрепления военно-политических сил. Широко распространилась cлава Капагана в VIII веке. Его целью было расширить территорию Тюркского каганата от Железных ворот до гор Кадырхана, от Тохаристана до Великих гор Хингана. Он сначала дал отпор нашествиям племени Кытан и Татабы. В 706–707 гг. одержал победу над войском тогуз-огузов. В 709 г. подчинил енисейских азов и чиков. В 711–712 гг. перешел Алтай и подчинил своей воле племена он-ок. В 712–713 гг., пройдя через Сырдарью, дошел до Тохаристана и нанес сокрушительный удар по согдийцам. В 714 г. шесть раз нанес удар по табгачам, которые пытались вновь подняться и объединиться с племенами Кытан и Татабы. С этого времени войско Капаган кагана начинают слабеть. В 716 г. племя Байырку внезапно напав, отрубили голову К-на и отнесли его в столицу Китайской империи» [3]. Это было первым кратким описанием деятельности известного кагана по укреплению государства.

Современная историография о политико-организаторской деятельности Капагана.В советское время, когда в изучении истории господствовал классовый подход, исследование деятельности Капаган кагана не было актуальным. Лишь в трудах сторонника концепции евразийства Л.Н. Гумилева, внесшего большой вклад в изучение истории древних тюрков, эта проблема получила должное освещение. Он был первым российским ученым, понявшим, что без исследования военно-государственной деятельности Капагана, невозможно полностью раскрыть историю Второго Восточно-тюркского каганата. Но он подверг критике политику Капаган кагана и дал оценку его деятельности как приверженца Китая, не оценив его роли в истории древних тюрков [4]. Он описывает Капагана как личность, стремившуюся лишь к власти и растоптавшую тюркскую традицию престолонаследия. В частности, речь идет о времени, когда дети его брата Ел-терес кагана, основателя Второго Восточно-тюркского каганата, Моюнчур и Кюль-тегин были слишком молоды, чтобы наследовать власть своего отца, и трон был занят Капаганом. По истечении времени он не вернул власть сыновьям брата, а оставил наследником своего сына Инеля. Подобная точка зрения оценки деятельности Капаган кагана отражена и в трудах казахстанских исследователей [5, с. 376–377].

Для объективной оценки деятельности этой исторической личности необходимо дать анализ той политической ситуации, которая сложилась во Втором Восточно-тюркском каганате. Когда Капаган превратил каганат в огромную державу, его имя стало известным как объединителя «сорока родов». Народ воспринимал сыновей Ел-тереса – Моюнчура и Кюль-тегина, не как наследников кагана, а как доблестных, талантливых воинов, сын же Капагана – Инель считался каганом, как и его отец. Об этом свидетельствуют строки источника (текст памятника Тоньюкуку): «…сунгылы начальник войска: Инел каган: Тардуш шад: сказал: идти: Бильге Тоньюкуку: мне: сказал: возьми эти войска сказал» [6]. Тоньюкук, который был советником трех каганов, упоминает и признает Инеля как кагана [7].

Капаган во время своего правления силой присоединил к каганату много новых племен. Они признавали только власть кагана и его семьи, и в любой момент были готовы отделиться, объединившись в племенные союзы. Многие из них были старыми врагами тюрков, а остальная часть каганата состояла из тюркоязычных племен огузов, кыргыз, Он ок, тюргешей, байырку, которые тоже стремились к созданию собственного государства. Капаган принимал во внимание все эти факты, когда хотел оставить власть в своей семье. Также неправильно описывать Капагана как приверженца Китая. Как показывает исторический опыт в те времена сохранить государственность тюрков и построить отношения с таким великим соседом как Китай, численность населения которого намного превышала тюрков, имевшего множество городов, защищенных высокими стенами, можно было лишь способом признания самого тюркского кагана Китайской империей. Капаган был не единственным каганом, имевшим супругой китайскую принцессу. Известно, что политика заключения династийных браков была призвана укрепить взаимоотношения двух государств, что крайне было необходимо тюркам. Позднее и тюргешские каганы использовали подобные методы признания своей власти более сильным соседом.

Односторонняя оценка деятельности Капагана в исторической литературе вызвана недостаточным количеством источников, с одной стороны, с другой, неполным включением уже известных данных. Исследователи используют такие имена как Мочжо, Богичор, Богчор, Капаган. На наш взгляд, имя Капаган кагана было искажено. Так, к сожалению, Л.Н. Гумилев также использует имя Богчор, а не Богишор и Мочжо. В переводе Н.Я. Бичурина все имена полностью искажены, например, племя байырку, убившее Капагана, называется как байегу, Богишор как Мочжо, а Кюль-тегин как Гюй Дэлэ [8].

Необходимо использовать тюркские названия имен. В этом отношении, большую путаницу вносят устаревшие, на наш взгляд, работы Н.Я. Бичурина [9] и Н.В. Кюнера [10]. На сегодняшний день имеются новые переводы известных китайских источников на казахский язык, осуществленные учеными Академии общественных наук Урумчи в 1987–2002 гг. В этих трудах первое имя Капагана (Кабаган) дается на тюркском языке как Боги шор.

Как Боги шор стал каганом? Жизнь и деятельность Боги шора, который позже был назван Капаган каганом, тесно связаны с судьбой его брата, основателя Второго Тюркского каганата. По установленным традициям власти у тюрков в 691 году после смерти основателя Эль-терес Кутлуг кагана его старший сын Бильге каган должен был занять трон. Но ему было всего 8 лет. По этой причине трон кагана перешел 27 летнему брату Эль-терес Кутлуга Боги шору (Богчор). Исследователи Орхоно-Енисейских надписей обозначают его имя как Богу [11]. В те времена в Тюркском каганате руководящие должности разделялись следующим образом: «Каган равен древнему всевышнему (таникут, тенгрикут). Жена его зовется хатун… Сыновей и братьев (кагана) тегин, военачальников других улусов называли шад. Самый великий из них – кутлы чор, после него – аба, следующий – елтебер, затем тудын и иркин. Эти должности передавались наследным путем, количество улыков не ограничивалось. Если умирали отец или брат сыновья либо младшие братья занимали должность».

Из вышеуказанного можно понять, что, Боги шор, т.е. Капаган каган во времена Эль-терес кагана был «самым великим улыком», т.е. «кутлы чором» в Восточном Тюркском каганате. В то время, когда его брат был живым, он был известен среди древних тюрков своим свирепым гневом и поэтому его прозвали Капаган «злой (кабаган)». Во время правления его брата Эль-тереса он был второстепенным правителем улуса и на самом деле был известен среди тюрков как сильный военачальник. И поэтому с первых дней принятия власти он все силы отдал на укрепление империи кочевников. Новый каган впервые попытался включить в каганат соседние тюркские племена. В среде специалистов по истории данного периода есть мнение, что Боги шор изначально хотел объединить разрозненные тюркские племена.

Он совершил много походов во главе 400 тыс. войска, дойдя до территории Средней Азии, и пытался объединить раздробленных тюрков. Про него в китайских летописях писали: «его земли протянулись на десять тысяч километров. Все покоренные народы приняли его власть» [12]. 

Борьба за признание Тюркского каганата Китаем. Идея Капаган кагана объединить всех тюрков в одно государство встретила сопротивление со стороны Танской империи, возглавляемой в то время женщиной- императрицей. Каган впервые вознамерился вернуть шесть округов тюрков, входивших в состав империи, в связи с чем подал прошение империи. Китайская сторона отклонила прошение. После чего Капаган каган стал решать проблемы с применением силы, и в 694 году он вторгся в империю Тан. В битве у Линчжоу войска тюрков преобладали над силами империи. Но не имея подготовки к длительной борьбе, Капаган каган поторопился прийти к соглашению с китайской императрицей. Правительница, думая о признании своей силы каганом, согласилась заключить мир и передала шесть округов тюрков Капаган кагану, назвав его дословно: «Возвратившийся на родину бек» [13]. Китайские источники повествуют об этом следующее: «В свое время подчиненные тюркские улусы в годы «Шянхин» (670673) размещались в округах Фынчжоу, Шынчжоу, Линчжоу, Шянчжоу, Шочжоу, Дайчжоу и назывались подданными хозяйствами. Боги шор просил этих подданных тюрков, земли баскакства Таниркута, посевное поле и семена» [14].

Согласно этим сведениям, можно понять, что Боги шор придавал большое значение возвращению тюркоязычных округов, которые когда-то были присоединены к Китаю. Эти обстоятельства ускорили процесс объединения приграничных тюркских племен. К тому же из этих данных следовало, что император Китая оставил тюркам их территории, имея целью лишь присоединение их земель к империи.

Параллельно Боги шор активно вел политику расширения границ каганата за счет других земель. В 695 году он совершил походы и подчинил своей власти кырзызов и азов, кочевавших на севере реки Кем. В этих и других военных походах, направленных на объединение тюркских племен, участвовали сын Капаган кагана Инель, знаменитый государственный советник Тоньюкук и сыновья основателя каганата Эль-терес кагана – Бильге и Кюль-тегин.

В памятнике Бильге кагану походы, организованные Капаган каганом, описываются так: «В четырнадцать лет я был шадом у народа тардуш. Вместе с братом каганом пошли в поход на Зеленую реку, равнину Шандун. На обратном пути пошли походом до Железных ворот. Перешли перевал Когмен и выступили походом к кырзызам. Вобщем выступали походом двадцать раз, из них 13 раз воевали. Ослабили народ, усмирили каганат. Подчинили, заставили склонить головы» [15].

Эти походы достойны отдельного описания. Например, Капаган в 704 году отправился в поход, чтобы подчинить народ он ок, который позже основал каганат Тюргешей. В китайских летописях итог этого похода описывается так: «Улыс он оков попал под нападение Тюрка Богишора, многие из них умерли, многие рассеялись» [16]. В 709 году Капаган каган еще раз выступил походом на Тургешей. Он с 20 тысячными войсками напал на кагана тургешей Сакал, взял его в плен и убил [17].

Политика Капаган кагана в отношении раздробленных тюркских племен не способствовала улучшению отношений с Китаем. Империя старалась удержать тюрков силой. Об этом свидетельствует источник, в котором описывается случай сватовства. «В этот год Зытян Уй хан (император Китая Т.О.) поручил сыну правителя Уй Чынсына наместнику Хуайаня Яншу взять в жены дочь Боги шора, Янчжыуй временно был назначен начальником категории Жорелгы, младший офицер Ян Чижуан визирем и отправил их во дворец лулу (тюрки –Т.О), дав с собой много золота и дорогих шелков.Они прибыли в южный дворец Каракум. Богишор (Ян) Жыуйцам сказал следующее: «Я хотел выдать замуж дочь за принца семьи Ли. Ты привел сегодня сына семьи У. Он считается принцем? Мы тюрки испокон веков являемся подчиненными семьи Ли. Насколько я знаю, в семье Ли у сына Тенги (Кок) есть два сына. Я поведу свое войска и помогу им сесть на трон». Он приказал схватить и заточить в другом месте (У) Яншюев, он дал Жыуй титул кагана и начал нашествие в районы Жиннан, Пинди, Чин-и со стотысячным войском. Правитель Жиннан сангун Мурун Шуанцзы подчинился ему с пятью тысячами войнов. Следом они напали на округи Гуйчжоу, Танчжоу. Боги шор отправился в направлении Хынюе, напал на Уйчжоу и взял район Фиху. Затем напал на Динчжоу, убил правителя округа Сун Янгау, поджег дома народа и истребил всех. Рассерженный Зытян обещал титул хана тому, кто принесет ему голову Богишора и проклял его, чтобы он стал околевшим Чором» [18].

Таким образом, Боги шор хотел выдать дочь за наследника китайского императора и установить родственные отношения с самим императором. Но, китайский правитель не захотел этого и отправил для заключения брака с дочерью кагана одного из начальников провинции Китая. Раздосадованный унижением со стороны империи, Боги шор с многотысячным войском напал на северные районы Китая и разгромил их. Нельзя сказать, что Боги шор был недальновидным политиком. Он хорошо понимал, что его многочисленные военные походы не помогут ему победить могучую империю. И выход их этого он видел в политике династийных браков. Тем не менее, он продолжал непрерывные вторжения в Китай и держал империю под давлением. Он пытался идти и на военный союз с великой державой, только бы вернуть тюркские округа под свое подданство, однако и это предложение было встречено китайской стороной прохладно. Поэтому нападения Боги шора на империю имели свое продолжение. Все это получило отражение в китайских летописях. Они описывают эти сюжеты следующим образом: «Богишор напал на округи Жаужоу, Динжоу, забрал восемьдесят-девяносто тысяч людей и смог проскользнуть через Ухуй. По дороге они убили очень много людей». Расширяя территорию государства тюрков, Боги шор назначал своих родственников и доверенных людей на посты управления, при этом не прекращая своих вторжений в Китай [19].

Можно сказать, что политика Боги шора возымела действие. Китайский император, наконец, принял предложение Боги шора о сватовстве. Однако сватовство, которое было сделано не по желанию сторон, не удовлетворило Боги шора. Он хорошо понимал, что китайские власти согласились с предложением о родстве, преследуя свои цели. Это противоречило представлениям тюрков об установлении истинных родственных связей. Поэтому Боги шор по-прежнему продолжал политику применения силы в отношении к империи. Как свидетельствуют источники, китайские правители писали о тюркских войсках как о «разбойниках», возглавляемых Боги шором и открыто проявляли свое неприятие к ним. Империя предпринимала оборонительные меры в северных районах Китая против тюрков. За время борьбы с тюрками на севере Сарыозена были построены три новых крепости. Однако Боги шор не изменил свою политику. Он по-прежнему нападал на пограничные районы Китая, доказывая тем самым, что тюрки могут противостоять великой империи.

Государственные перевороты, периодически происходившие в империи, также мешали осуществить давние цели Боги шора. При этом следует учитывать, что политика Боги шора, предполагающая союз с Китаем, предопределялась военно-монархической природой средневекового государства тюрков. Каган сосредоточил полноту власти в своих руках, поэтому власть местных правителей племен была ограниченной. Последние фактически работали над обогащением и военным усилением кагана и соправителей – чоров. А это находилось в противоречии с традициями степной демократии в управлении кочевым государством.

Когда государственная система выдвигает насильственные механизмы управления страной, наступает внутренний кризис, что и произошло в социально-политическом плане с Тюркским каганатом. В каганате сложилась нетерпимая ситуация, когда сохранить страну уже не смогли ни грозный авторитет кагана, ни ближайшие соседи, ни государственные перевороты, ни поддержка империи. И Боги шор, и последующие каганы не понимали необходимость проведения реформ, которые бы соответствовали интересам многочисленных племен. Поэтому не удалось удержать в повиновении завоеванные народы и объединить их в едином государстве. К сожалению, и Тоньюкук, который был советником трех каганов, тоже не смог найти выход из кризиса. «По истечению времени, когда Боги шор начал стареть, – пишет источник, – племена стали отдаляться» [20]. Боги шор становился все жестче в своей политике. Его попытки завоевать не только родственные тюркские племена, но и добиться признания со стороны империи, заставила восставших против него тюрков искать сближения с Китаем. Боги Чор не прощал и неудачи в военных походах. Из-за бесконечной жестокости кагана супруг его сестры также был вынужден скрываться во дворце Китая [21].

Таким образом, политика Боги шора, основанная на насильственных методах укрепления каганата, потерпела крах. И сами тюркоязычные племена, которые от него бежали, были разочарованы и боялись его кровопролитных походов, желая мирной жизни, искали зашиты у китайских правителей. Эти обстоятельства поставили Боги шора в открытое противостояние к прежде покоренным им тюркским племенам. Нежелание тюркских племен ему повиноваться, их уход под покровительство империи заставило Боги шора задуматься, и единственным выходом, как ему казалось, было заключение династийного брака с Китаем.

Стоит отметить, что Боги шор хотел породниться с императором Китая, который считался «сыном Неба». Это усмирило бы племена Тюркского каганата. Однако китайская сторона, как видно из вышеприведенных данных, в первый раз отказалась от сватовства с ним, а затем не смогла остановить непрерывные походы тюрков на Китай и согласилась стать лишь родственниками с Боги шором. Китайский правитель для заключения родства предлагал детей родственников, представителей нижней династии, которые не могли наследовать китайский престол. Это разгневало Боги шора и подтолкнуло его к очередным походам на Китай.

В конечном итоге Боги шор не смог установить стабильность внутри страны, которой управлял, всегда был не уверен в себе и искал поддержку у империи, пытаясь объединить тюркский мир. С этой целью Боги шор в последние годы своей жизни (период Тан Руйзун 2 год жиюня) (711) отправил в Китай посла и попросил породниться. Хы Фыняу поехал к тюркам в качестве посла. Фыняу Боги чору: «Чумул, Генгундер, каган если узнают, что вы породнились с династией Тан, то все будут подчиняться вам. Почему вы не одеваете корону и пояс династии Тан. Баги чор на это согласился. На следующий день одел должностной головной убор, пояс, розовый чекмень и поклонился два раза и показал свое подданство» [22]. Но и в этот раз он не породнился с семьей императора, а лишь с его родственниками. Эти события не рассматривались в китайских источниках. Поход Боги шора спустя четыре года, доказывает это. Боги шор по-прежнему ставил на первое место политику применения силы противостоявшим ему племенам. Он не желал решать проблемы мирным путем. Это предрешило его собственную судьбу.

«В 4 году (716) Боги чор возглавил военный поход на север, чтобы наказать племя Байырку, которое является одним из Тогуз арысов. Битва прошла на берегу реки Тогла. Баийркинцы были поражены. Довольные победой Богы чор и его войска, попали под нападение оставшейся силы Баийркинцев во главе с Кышлаком. Внезапно напав, они отрубили голову Боги чора. Голову кагана отправили в столицу через посла Хау Линчюана. Сын Кутлуга Кюль-тегин объединил старые народы, убил младшего кагана, сына Боги чора, его братьев и соратников. Посадил на трон своего брата Бегленды Бильге под именем Бильге кагана» [23].

Эти источники имеют важную значимость. В них описываются события гибели известного кагана восточных тюрков от рук войнов племени Байырку во главе с Кышлаком, а также говорится о том, что голова кагана была отправлена в Китай через посла. Там же повествуется и о том, что наследник трона, его сын «младший каган» и его родственники были убиты Кюль-тегином, на трон восходит брат Кюль-тегина под именем Бильге кагана. Это был печальный исход двух родственных семей, боровшихся за трон.

Здесь можно отметить тот факт, что убийство Боги шора тюрками было инициировано империей. Это следует из источников, где повествуется о том, что китайские правители всегда считали Боги шора своим врагом и предлагали титул хана и дары тому, кто принесет его голову. В итоге посол Китая (можно считать разведчик среди тюрков) принес голову Боги шора вместе с его убийцей Кышлаком в Китай. «Правители Китая очень обрадовались этой вести и выставили голову Боги шора в назидание народу» [24].

В заключение исследования о Капаган кагане, Боги шоре можно отметить следующее:

1. Капаган каган пытался восстановить Великий Тюркский каганат времен своих предков – Истеми кагана и Бумын кагана. Особенно он хотел сохранить и укрепить Второй Восточно-тюркский каганат, который был основан его братом Кутлугом.

2. Одним из методов укрепления государства в его политике стало заключение династийных браков с Китайской империей.

3. Но вожди местных тюркских племен не могли понять политику Капагана. Разъединенность тюрков не позволила создать Великое государство.

4. В этой связи необходимо отметить, что деятельность и политика Капаган кагана не была прокитайской. Доказательством служит выдержка из письма китайского императора Бильге кагану, ставшему правителем после Капагана: «…Последние десятилетия отношения между двумя странами не как прежде, все из-за неустойчивости Боги чора. Он говорил про мир, но в душе хотел сеять раздоры. И поэтому он несколько раз атаковал приграничные поселения и отбирал скот. В конце он лишился головы, получил наказание от людей и господа. Каган, вы видите, что есть ответ на злодеяние и благодеяние, на добро и зло…» [25].

5. Политика Капаган кагана не смогла объединить, напротив, разъединила народ. В стране отсутствовала идеология, патриотизм, которые способствовали бы централизации государства.  

Деятельность Капаган кагана демонстрирует исторический урок. При этом необходимо дать верную оценку Боги шору, Капаган кагану как личности, способствовавшей укреплению независимого государства тюрков, как правителя, который объединил тюрков, как государственного деятеля и талантливого полководца.

Заслуги

Капаган каган стремился к восстановлению Великого Тюркского каганата, который был основан в свое время его предками – Бумыном и Истеми каганами. Главной его задачей было сохранение и укрепление Второго Восточно-тюркского каганата, основа которого была заложена его братом Кутлугом. О его успешных военных походах на соседние народы и против империи Тан повествуют китайские летописи и Онгинский памятник. Умело организовав многие сражения, он вновь восстановил былое могущество Тюркского каганата. Вожди местных тюркских племен, проводившие политику сепаратизма и выступавшие против усиления центральной власти в каганате, добились гибели Капаган кагана и привели к ослаблению государство тюрков.

Память

Несмотря на то, что Капаган каган является одним из видных деятелей Восточно-тюркского каганата, способствовавшим возрождению политического могущества тюрков, со стороны исследователей в исторической литературе ему уделяется незаслуженно мало внимания.

Список использованной литературы и источников:

  1.  Советская историческая энциклопедия. Т.14. – М., 1973. – 631 с.
  2. Малов С.Е. Дренетюркская писменность. – М., 1951; Кляшторный С.Г. Древнетюркская письменность как источник для истории народов Сибири и Средней Азии. – Л., 1961; Айдаров Г. Язык орхонских памятников древнетюркской письменности в VІІІ веке н.э. – Алма-Ата, 1971.
  3. Қапаған // Қазақ Совет нциклопедиясы. 6-том. – Алматы, 1975. – 459 б.
  4. Гумилев Л.Н. Көне түріктер. – Алматы, 1994. – 286 б.
  5. Журтбай Т. Акинак. Литературно-историческое исследование. – Астана, 2014. – С. 568.
  6. Қазақстан тарихы туралы түркі деректемелері. ІІ том. Көне түрік бітіктастары мен ескерткіштері (Орхон, Енисей, Талас). – Алматы, 2005. – 115 б.
  7.  Там же, с. 117 .
  8. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. – Алматы, 1998. – С. 278.
  9. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т.1, 2. – М.-Л., 1950.
  10. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибирии, Центральной Азии и Дального Востока. – М., 1961.
  11. Қазақстан тарихы туралы түркі деректемелері. ІІ т. – С. 82 .
  12. Қайыркен Т.З. Көне түркі ескерткіштеріндегі қытай жазбалары (VІІ ХІV ғғ.) –Өскемен, 2008. – 86 б.
  13.  Там же.
  14. Қытай жылнамаларындағы қазақ тарихының деректері. 2-кітап. – 133 б. 
  15. Жолдасбеков М., Сартқожаұлы Қ. Орхон ескерткіштерінің толық Атласы. – 257 б.; Ескерту: Н. Базылхан бұл текстегі «Ағам» қаған деген сөзді «Атам» қаған деп оқиды -Т.О. (См: Қазақстан тарихы туралы түркі деректемелері. ІІ том. Көне түрік бітіктастары мен ескерткіштері (Орхон, Енисей, Талас). – Алматы, 2005. – 58-118 бб.). Нелогично предполагать сказать, что Кюль-тегин и Бильге называли бы своего отца «отцом» каганом, а его брата Боги Шора «дедом» каганом. Вот почему мы поддерживаем мнение, что на орхонских надписях написано «дядя» каган.
  16. Қытай жылнамаларындағы қазақ тарихының деректері. 2-кітап. – 144 б.
  17. Ұлы Түрік қағанаты. Қытай деректері мен түсініктер. ҚХР Шынжаң жастар-өрендер баспасы. -Үрімжі, 2006.-с. 549-550
  18. Қытай жылнамаларындағы қазақ тарихының деректері. 2-кітап. – 133 б.
  19. Қытай жылнамаларындағы қазақ тарихының деректері. 2-кітап. – 135 б.
  20. Қытай жылнамаларындағы қазақ тарихының деректері. 2-кітап. – 135 б.
  21. Қытай жылнамаларындағы қазақ тарихының деректері. 2-кітап. – 135 б.
  22. Қытай жылнамаларындағы қазақ тарихының деректері. 2-кітап. – 242 б.
  23. Қытай жылнамаларындағы қазақ тарихының деректері. 2-кітап. – 136, 182 бб.
  24. Ұлы Түрік қағанаты. Қытай деректері мен түсініктер. ҚХР Шынжаң жастар-өрендер баспасы. – Үрімжі, 2006. – 544 б.
  25. Ұлы Түрік қағанаты. Қытай деректері мен түсініктер. ҚХР Шынжаң жастар-өрендер баспасы. – Үрімжі, 2006. – 546 б.

Автор: Омарбеков Т.О., д.и.н., проф.