Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

САТУК БОГРА ХАН


Сатук Богра хан (895956) –основатель государства Караханидов, общественный деятель, военачальник, дипломат, одним из первых правителей тюрков, принявших исламскую религию и распространивший исламскую культуру среди тюркских народов.

Биография 

Основатель государства Караханидов – Сатук Богра хан – родился примерно в 895 году в древнем городе Баласагун. Он наследник великого хана карлуков, приверженца буддийской религии Бильге Куль Кадырхана, стоял у истоков исламизации населения, положил начало просвещению (то есть исламизации) тюрков, является одним из первых тюркских правителей, принявших исламскую религию, первым мусульманско-тюркским правителем, удостоенным мусульманского имени «Абдикарим» (Абдулкарим, Абд аль Карим).

Как известно, исторические факты о рождении и смерти исторического деятеля разнятся. Сатук Богра хан был вторым сыном Базыра Арсланхана, верховного хана династии Караханов. Из-за ранней смерти его отца Базыра Арслан хана, его мать по закону аменгерства выходит замуж за родного брата супурга – Огулшака. Когда Огулшак переезжает в Кашгар, она вместе с сыном едут за ним, в связи с чем несовершеннолетний Сатук жил и воспитывался при дворе своего дяди. В то время Кашгар был важнейшим торговым пунктом на Великом шелковым пути, откуда шли караваны в разные страны, в составе которых были наряду с купцами были и проповедники-суфии, ученые-богословы. Поэтому, как считают некоторые исследователи, через общение с ними, Сатук постепенно склонялся к их вере. Однако, при этом боясь гнева своего дяди, который не придерживался мусульманской религии, он исповедовал ислам тайно.

Во время правления Огулшака Кашгар был столицей, и когда правитель династии Саманидов Насер погиб в 893 году, а его младший брат Смаил путем дворцового переворота, берет власть в свои руки, шахзада Насер спасаясь бегством, опасаясь за свою жизнь стал жить в Орде под покровительством Огулшака в Кашгаре.Поскольку у него были хорошие отношения с Огулшаком, ему доверили правление городом Артуш. Он также соглашается построить мечеть для торговцев из Самани. Таким образом, Жамал Карши (1230–1315) ссылаясь на книгу «История Кашгара» историка Абдул Джаппара, современника эпохи Караханидов, в своей книге «Сурах Лугатиге Илауэ» упоминает, что под влиянием беглеца Насер бин Мансура, Сатук Богра хан с ранних лет, одним из первых принимает ислам, также вслед за ним Караханиды массово принимают мусульманство, где ранее царила религия Будды и Мани. Об этом также есть некоторые сведения в Казахской советской энциклопедии [1, с. 25]. 

Здесь следует обратить внимание на некоторые вопросы, с которыми сталкиваются наши ученые-историки и тюркологи. К примеру, имеются некоторые противоречия, связанные с древними значениями имен Богра хана и Карахана, и в нынешних значениях этих слов употребляемых в современных научных исследованиях. Так, в частности, в «Словаре тюркских наречий» М. Кашгари, а также в китайских книгах «Жиннама» эти имена упоминаются как «Хакания», «династия Хакана», «династия Муликхана», «династия Иликхана», «династия Апрасияб», в то же время в XIX веке русский ученый В.В. Григериев впервые написал их как «династию Караханидов». Это было основано на том факте, что имя правителей в записи часто упоминается как «Карахан». А значение слова «черный», использованное древними тюрками, ообозначало, что «самый высший, верховный». В казахском же языке слова «қара жер, қара аспан», «қара тау» остались в том же смысле как древние слова, которые сохранили свое первоначальное значение.

В рассматриваемой нами эпохе, династии управлялись, будучи разделенные на две территории, поэтому хан, который правил основной частью каганата означал Верховного кагана. Он жил в Баласагуне и правил всей страной с титулом «Лев». Правитель небольшой территории каганата назывался «Богра-бура» и был родом из Таласа. После завоевания Таласа Саманидами он отправился в Кашгар и стал также править тем же именем хана Богра-бура. Когда «Сатук Богра хан» был верховным каганом, все равно был известен в каганате как «Богра хан-Гази–Абдулкарим».

В книге под названием «Краткая история исламских государств в Синьцзяне» написано, что время обращения Сатук Богра хана в ислам состоялось задолго до его восхождения на престол, точнее в 915 году. Однако мы должны отметить, что энциклопедии и многотомники по истории Казахстана были написаны не совсем корректно. Например, в 10-м томе Казахской советской энциклопедии написано, что «Сатук Богра хан Абдулкарим (Абл эль-Карим) (915–955) является сыном правителя Караханского государства Арыслана хана Базыра» [2, с. 16–17]. Этот же текст, без изменений повторяется в томе 3 Казахской энциклопедии [3]. Ошибка здесь в том, что год вступления в престол Богра-хана, 915 год был записан как его день рождения. В первом томе «Истории Казахстана», выпущенным издательством «Атамура» в 1996 году, двоюродный младший брат Огулшака Сатук Богра хан считается основателем династии Караханов (915–955). Воспользовавшись поддержкой Саманидов и приняв ислам, Сатук Богра хан выступил против хана Огулшака и побеждает его, а также покоряет города Тараз и Кашгар; в 942 году он сверг правителя Баласагуна и объявил себя верховным каганом. Написано, что «на самом деле история Караханского государства начинается с этого времени» [4].

Сравнивая данные на китайском и уйгурском языках, официальную историю, художественную литературу, а также ранние письменные источники и религиозную историографию, можно установить, что он был «похоронен» в Мешхедских горах Артуши близ Кашгара, а умер он на самом деле в Кашгаре в 955–956 годах, и царствовал около 40 лет. Грандиозный купол (мавзолей) был построен в честь Сатук Богра хана [2] и запечатлен на страницах истории. Исторический роман писателя, общественного деятеля из Восточного Туркестана Сайпидина Азиза под названием «Сатук Богра хан» [5] раскрывает самые сложные и славные события данной эпохи, основанные на исторических и художественных реалиях, описывая события от детства до смерти великой личности. 

Проанализировав вышеупомянутые исторические данные и исследования, мы пришли к выводу, что Сатук Богра-хан родился приблизительно в 895 году в семье Базыр Карахана (Арслан-хана). В 915 году в возрасте 20-и лет он, свергнув Огулшака и провозгласив столицей своей династии города Баласагун и Кашгар, выводит Карахандское ханство на новый исторический этап. Сатук Богра хан свое детство и отрочество проводит в семье с отцом Базыр Караханом (Арслан-хан) и в последующем воспитывается у дяди по имени Батыр по линии матери, ближайшего соратника отца с рангом Сокмена – полководца. При этом его учат не только боевым искусствам со строгой военной подготовкой, но и разнообразным искусствам и учениям, которые необходимы будущему правителю. Благодаря этим стараниям молодой юноша Сатук стал олицетворять мужество и отличался прекрасным характером. В тот период внутреннее и внешнее положение государства Караханидов ухудшилось. С внешней стороны участились нападения Саманидов, а внутри страны народ страдал от жестокого правления и недальновидности Огулшака, ухудшались условия жизни населения, давили налоги и сборы. Когда его отец, Базыр Карахан (Арслан хан), умирает, а Сатук еще не достиг своего совершеннолетия, Огулшак временно восседает на престоле ханства. Наследный принц Сатук с нетерпением ждет своего часа, чтобы стать великим ханом престола Караханов. Но Огулшак не желая добровольно передать правление законному наследнику, планирует против него покушение. Однако, Сатуку удается с помощью верноподданных лиц предотвратить этот коварный план и Огулшак попадает в плен. Затем, в 915 году, он себя провозглашает Сатук Богра ханом и занимает трон.

В течение последующих 40 лет он смог дать отпор как внутренним, так и внешним врагам, превратив свое ханство в могущественное Караханидское государство, проповедовал ислам не только среди своих доверенных лиц в Орде, но и придерживался исламской религии в ханстве и призывал всех принять исламскую религию. Вскоре, в Баласагуне, в первой столице Караханов, объявил войну против Верховного буддийского хана Арыслана, одерживает победу над ним и завоевывает г. Баласагун. Это происходило примерно в 942–943 годах. Основной задачей Сатук Богра хана было освобождение древней родины тюркских коренных народов, а именно Маверанна́хра и Семиречья.

В период с 943 по 944 гг., в условиях борьбы против внутренних и внешних посягательств, Сатук Богра хан предпринимает меры по усилению и развитию военно-политической, экономической, образовательной сфер своего ханства. Усиливает военную мощь государства, затем в 943 году, возглавив многочисленную мусульманскую армию, пересекает границу Кашгара и отправляется в поход для осады городов, которые были завоеванные Саманидами. В течение года беспрерывно сражается и в итоге освобождает такие крупные крепости-города как Талас, Ош, Узген, Коканд, Наманган, Самарканд, Шаш от Саманидов и возвращаются с триумфом в Кашгар. Ему был присвоен высший статус «Могущественного Сатук Богра хан-Гази».

О нем писали историки и летописцы, которые пытались дать оценку 40-летнему правлению Сатук Богра хана. Он был не только обычным ханом Караханидов, но и социальным реформатором той эпохи, человеком-новатором, объявившим рабство не законным. Он строит грандиозные мечети, медресе, чтобы довести религию ислам и исламскую цивилизацию до простого народа, широко распространял арабскую исламскую культуру. Являлся просветителем, смелым воином, патриотом, сторонником всего нового.

Несмотря на отсутствие письменных источников о новаторских и созидательных идеях Сатук Богра хана, мы можем сослаться на некоторых историков. В книге истории кашгарца Абдулл Джаппара, проживавшего в XI веке, говорится, что про Караханидов написано много, но, к сожалению, в последующем, они утрачиваются, лишь несколько слов упоминаются про них в книге «Введение в Сурах Лугат» Джамала Карши, где сказано, что «… в 893 году новой эры младший хан Огулшак, который правил городом Таласом, не смог отразить атаки Саманидов, поэтому оставив Талас, перебрался в Кашгар. С тех пор Кашгар стал политическим, экономическим, культурным и религиозным центром Караханидов».  

[Этот рисунок был взят из книги С. Азиза «Сатук Богра хан». 1982 – Исторический роман. – с. 1007]

Со времен правления Караханидов в 915 году он смело проводит совершенно новую политику в управлении государством. В частности, в Орде верные, доверенные его люди сконцентрированы на больших и малых делах, всегда решали вопросы коллегиально. Под своим руководством он осуществлял власть в рамках так называемых пяти слов «компетентность, единство, защита, процветание, дружелюбие к ближним и враждебность к врагу». Таким образом, чтобы сохранить территориальную целостность ханства своей страны, он не только отражал нападения Саманидов, но и нападал на них ответными наступлениями и прогнал их со своей территории. Он строил мечети, большое количество медресе в стране, приложил усилия для просвещения населения и развития исламской цивилизации.

Изучая и анализируя данные и записи исследователей жизни и деятельности Сатук Богра хана, можно выделить следующие особенности: Сатук триумфально восстановил традиционную трехстороннюю систему правительственных отношений. Эта «третичная коллегия» издавала специальные указы и смело претворяла их в жизнь. Например, в ханстве либерализация, равенство, изобилие и защита являлись основой лозунгов, а ислам становится государственной религией, рабство отменяется, раз в год созывается учредительное собрание – курылтай, на котором обсуждаются важные вопросы ханства. Были разработаны и приняты законы, которые снижали налоги и наказывали взяточников и насильников. Благодаря осуществлению такой мудрой политики и ее дальнейшему претворению в жизнь Сатук Богра хан сделал Караханидское государство самым процветающим и известным государством, оставившим в истории свой особенный след.

За 40 лет со времени правления Сатук Богра хана Караханидское ханство приобрело цивилизованное развитие, которого еще никогда не было в истории тюркского народа. В частности, особое внимание было уделено образованию, строительству мечетей и медресе, также исламскому образованию. В первый день царствования хана он своими руками заложил краеугольный камень мечети-медресе «Хейт гах» в Кашгаре и превратил ее в центр исламско-тюркской культуры [фото Великой Мечети, «Ұйғырлардың қысқаша тарихы» «Шинжан халық» баспасы. Үрімші.]

До наших дней дошли в хорошей сохранности архитектурные сооружения времен правления Караханидов, как мавзолей Айша-биби, мазар Бабаджа-хатун близ г. Тараз, башня Бурана (в Кыргызстане). Тюрок Жусуп Баласагуни написал эпическое произведение «Кутадгу билик» или «Кутты билик» («Құтағу білік»), посвященное караханидским каганам Сулейману, Арслану, Кара-кагану. С принятием ислама тюркоязычные племена перешли на арабский алфавит, развивается арабоязычная литература, архитектура и строительство. В городах развивалось ремесло и торговля.

Проживая в центрах средневековой цивилизации человечества, в Баласагуне и Исфиджабе (Сайрам), принимая участие в правлении народа и занимаясь наукой, известный Махмуд Кашгари (Мехдиуд ибн аль-Хусейн ибн Мухаммед) написал свое великое произведение «Словарь тюркских наречий» («Диуан лугат ат-турк»).

Караханидское ханство, основанное Сатуком Богра ханом, ушло с исторической сцены примерно в 1212 году, не выдержав натиска внутренних и внешних врагов. Существует множество историй, исследовательских работ и легенд о жизни Сатук Богра хана-Абдулкарима и его преемников, которые вошли в историю всех тюркских народов в новой тюрко-исламской цивилизации. Среди них особое место занимает труд «Тазкире-и Богра хан» («История Сатук Богра хана») [6], посвященный жизни великого кагана и тюркско-исламскому миру. Автор книги «Тазкире», кашгарский историк Саллахиат Хаджи (молла Хаджи) относится приблизительно к концу семнадцатого века [7].

Великий сын нашего народа, Чокан Валиханов, привез эту книгу со знаменитой своей поездки в Кашгар, она одна из самых ценных исторических книг, которые он привез на родину. «Тазкире-и Богра хан» [8] имеет большое значение в изучении истории казахов, потому что упомянутые здесь исторические события и этнографические данные являются средневековыми кыпчакскими, а также ближе к современному казахскому языку и быту.

Эта иллюстрация была взята из работы «Тазкире-йи Богра хан». – Алматы: Тоганай, 2007.

Серикбай Косан, который переводил «Тазкире-и Богра хан» на казахский язык, отмечает, что «… Каждый тюрколог, который читает оригинальную версию произведения, найдет сотни казахских слов в текстах повествования», также он обращает внимание на эпизод, где Сатук Богра-хан при встрече со своим учителем-наставником Абу Насер Саманимом в степях, был в головном уборе из войлока, сидел на карем коне с белым лбом. Хотя тюркские ученые поддерживают эту либо другую идею, важность таких ценных доказательств очевидна» [9]. Следует отметить, что исследовательские работы, написанные в разное время, особенно уйгурскими и узбекскими учеными, вводят читателя в заблуждение, искажая как историческую, так и научную достоверность, без каких-либо ссылок на достоверные, апробированные источники. Кем был Бильге Куль Кадырхан, выходцем то ли он из племени карлук, то ли из уйгуров, на эти вопросы похоже, можно найти точный ответ в этих вышеприведенных аргументах.

Между тем, основываясь на исторических источниках [10], [11], [12], [13] можно остановиться на следующих моментах. Бильге Куль Кадырхан, основатель Караханидского ханства, мог быть выходцем из таких племен, как карлуки, кыпчаки, тюргеши, населявших окрестности Иссык-Куля, Баласагун, Кулан, Талас, Испиджаб (Сайрам), Отрар, Кашгарию и относившихся к тюркоязычным народам.

В вышеупомянутых исследованиях достаточно доказано, что 15 уйгурских племен во главе с Пантегином, потерявшие свою родную землю в 840 году, не смогли добраться до вышеупомянутых районов во время битвы Бильге Куль Кадырхана против Саманидов. Так, уйгуры стали доминировать во власти в Караханидском ханстве во второй половине X века, когда трое из карлуков (Тасты, Булт, Чигил) принимали участие в освобождении городов Баласагуна, Таласа, Сайрама, Отрара от Саманидов, и которые активно участвовали в разгроме армии империи Тан в 100 тысяч человек во главе с генералом Гау Шианди в битве при знаменитом Атлахе на р.Талас (751). Общеизвестно, что почти 59 ханов, которые правили в течении 170-и лет в Кашгаре были из племени карлуков, такие как Бильге Куль Кадырхан, Базыр Карахан, Огулшак, Сатук Абдулкарим, Муса Арыслан и их потомки. Ниже размещена летопись этих 59 ханов на арабском и китайском языках с переводом.

Схема 1 [14]

«Летопись династии Караханидов». (Основано на произведение Ви Лянтау: «История Караханидов»).

1. Бильге Куль Кадырхан. 2. Базыр. 3. Огулшак. 4. …. 5. Сатук (Абдулкарим). 6… 7. Муса Арслан Хан. 8. Сулейман. 9. Али Арслан Хан. 10. Асель (Аарон) Богра хан. 11. Ахмет. 12. Насер. 13. Мансур. 14. Мухаммед. 15. Юсуф. 16. Ахмет. 17. Али (Али тегин). 18. Мухаммед. 19. Ибрагим 20. Билал. 21. Сулейман. 22. Мухаммед. 23. Махмут. 24. Юсуф. 25. Насер. 26. Дауыт. 27. Кызыр. 28. Мухаммед. 29. Мамед. 30. Асель. 31. Яхуп. 32. Хуссейн. 33. Ибрагим. 34. Онер.  35. Абдолла. 36. Сулейман. 37. Ахмет. 38. Масхут. 39. Ахмет (Аарон). 40. Аарон (Джабрахил). 41. Али. 42. Мухаммед. 43. Ибрагим. 44. Ибрагим. 45. Асен. 46. Насер. 47. Ахмет. 48. Махмут. 49. Имам. 50. Мухаммед. 51. Али. 52. Хуссейн. 53. Юсуф. 54. Масхут. 55. Имбархим. 56. Насер. 57. Мухаммед. 58. Мухаммед. 59. Осман.

Схема 2 [17]

[Прилагается летопись ханов династии Караханидов из книги китайского историка Ван Цзилая «Жуң иа Шыган» («Zhongya Shigang») на китайском языке.]

I. Бильге Кадырхан (с 840 года)

II. Бызыр – Огулшак

III. …

IV. (более 960 лет назад)

V. Баташ. Муса. Абдикерим (после 960 года)

VI. Али Муса (умер в 998 году)

VII. Ахмед (Тоханхан. (998-1017 / 18) Насер Ильекхан (умер 1012/13)

VIII. Мансур (1015 / 16-1024 / 25) Мухаммед (умер около 1024/25)

IX. Ахмет (1024/25-1026 / 27) (умер 1043/44)

H. Юсуф (Кадырхан) (умер 1026 / 27–1032)

Хроники династии Али Муссы

1. Мухаммед (умер 1041 / 42–1052 / 53)

2. Ибрагим (Бильге Тегин) (умер 1052 / 53–1068)

3. Насер (умер 1068–1080)

4. Абу Кызыр (1080–1081?)

5. Ахмет (1081? –1095)

6. Якуп (1089?)

7. Масхут (умер 1095–1097)

8. Сулейман (умер 1097)

9. Абул Касим Махун (умер 1097–1099)

10. Аарон

11. Мухаммед (умер 1102-1130 + 1132)

12. Ахмет (1129? –1132?)

13. Хасан (1130-1132?)

14. Ибрагим (умер в 1132 году)

15. Махум (умер 1132–1141–1162/63)

16. Ибрагим (умер в 1141–1156)

17. Али (1156–1160 Смерть)

18. Абил Мохафар Масуд (умер в 1160–1178)

19. Ибрагим (умер в 1203/04)

20. Гусман (умер в 1203 / 4–1212)

Заслуги

Сатук Богра хан-Гази после восхождения на трон в Кашгаре в 915 году как законный преемник своего отца Базыра Карахана, укрепляя военную и оборонную мощность ханства, одновременно отражая нападения сторонников свергнутого Огулшака, начал подготовку по освобождению захваченных Саманидами городов-крепостей. В этом процессе придерживаясь политики «заключить сделку с родственниками как родственник, с врагами как враг», начал укреплять основы ханства.

В 943 году Сатук Богра хан, возглавив многочисленную армию, направляется на осаду городов, которые были завоеванные Саманидами. В течение года в кровопролитных сражениях его войска, уничтожив саманидскую армию, освобождают города Талас, Баласагун, Ош, Озкент, Пергана, Коканд, Наманган, Шаш, Самарканд, прибрав к рукам все когда-то завоеванные тюркские земли, вернулся в Кашгар с победой. 

Освобожденные крепости и города были переданы доверенным лицам, что привело к мирной жизни на территории Каганата, открылись возможности для развития образования и науки.

Во времена правления Сатук-хана и его наследников на территории ханства были возведены множества учебных заведений – медресе. Талантливые молодые люди из медресе Баласагуна и Отрара, «Сашия» Атуш и Жаркента, провозглашали исламскую цивилизацию всему миру, в лице Абу Насыра аль-Фараби, Махмута Кашгари, Юсуфа Хаз Хаджип Баласагуни, Ибн Сина, Югнеки, которые были самыми яркими плодами труда великого Сатук Богра хана, ибо это стало возможным благодаря усилиям его и его наследников. Можно сказать, что Сатук Богра хан-Гази – Абдулкарим является историческим современником и свидетелем эпохи укрепления и процветания государства Караханидов.

Сатук Богра хан управлял престолом с триумфальным господством новизны, правил через «третичную коллегию». «Третичная коллегия» проводила один раз в год как большой конгресс, на котором обсуждались важные вопросы ханства. Главным его девизом был: основываясь на принципах единства, свободы, разума, защиты, и изначально отрицая рабство, веди работу по освобождению рабов. Он облегчил налогообложение, предоставил свободный доступ к внутренней и внешней торговле, уделял внимание сельскому хозяйству и животноводству. Важно и то, что, укрепляя оборонную способность ханства, полностью освободил тюркскую землю, оккупированную Саманидами, тем самым смог решительно разрушить многовековое влияние Саманидской династии. Совершенствуя систему мечетей и медресе, на основе исламской цивилизации развивал образование и науку. Создал прочную основу для целостного тюркско-исламского духовного мира, призывая отойти от племенной разобщенности и придти к солидарности народ-государство.

Таким образом, в истории тюркских народов став признанной исторической личностью Сатук Богра хан-Гази – Абдулкарим присвоил государственный статус исламу и исламской цивилизации в Центральной Азии. Сатук Богра Хан-Гази, управляя страной в течении 40 лет, ближе к своей кончине, примерно к 955–56 годам завещал его похоронить в местности Мешхед вблизи с Артушом, рядом с его учителем-наставником Насира бин Мансура недалеко от г. Кашгар. Так, знаменитый Сатук Богра Хан-Гази – Абдулкарим, гордость всей тюрко-исламской истории похоронен в большом мавзолее с красивым куполом. Карлукское ханство, основанное его предками Бильге Куль Кадыр-ханом и Базыр-Караханом, впоследствии было названо именем Сатук Богра хана-Гази. Известный труд «Тазкире-и Богра хан», написанный про гордость тюрко-исламского мира Саллахиатом мулла Хаджи (ХVІІ–ХVІІІ вв.), также исторический роман С. Азиза «Сатук Богра хан» (1982) раскрывают его как легендарную личность своей эпохи. Кроме того, в научных исследованиях, проведенных в разное время и в разных странах, есть очень много информации про государство Караханидов и его правителе Сатук Богра хане-Гази в виде многочисленных разделов в энциклопедиях и учебниках.

В вопросе о том, каким из тюркских племен было образовано Караханидское государство, до сих пор есть разногласия среди ученых-историков, особенно это касается исследований уйгурских историков. На основе наших собственных исследований мы разделяем следующее мнение. В 1 томе пятитомника «История Казахстана» [15] говорится: «В истории государства Караханидов и в доисторической истории племен карлуков племена карлукской конфедерации играли важную роль. … Длительная и продолжительная борьба карлуков, жикилов, ягмовцев, населявших Жетысу и прилегающие районы против Саманийцев, а также нападения с Востока тогуз-гузами сопровождались консолидацией этнических и политических платформ тюркских племен на юге и юго-востоке Казахстана. Среди них карлуки сыграли главную роль.

В 840 году глава племени карлук, правитель Испиджаба Бильге Куль Кадыр-хан принял титул кагана и претендовал на право получить высшую власть. В том же году Саманиды покорили Испиджаб. После смерти Бильге Куль-Кадырхана двое его сыновей вышли сражаться за власть в каганате, Базыр-Арслан-хан начал править в Баласагуне, а Огулшак Кадыр-хан в Таразе … Сатук Богра хана, младшего брата Огулшака (915–955), которого считают основателем династии Караханов». Исходя из сказанного следует, что династия Бильге Куль Кадыр хана, основателя ханства Караханидов, правившие в течении 170-и лет, не могли просто захватить власть у других тюрских племен, поэтому не может быть и речи об уйгурских племенах во главе с Пантегином, что наглядно показано на следующих двух картах – династии Караханидов.

(Приведено в таблице)

Нет сомнений в том, что все упомянутые 59 ханов (на уйгурском и китайском) являются законными наследниками Сатука Богра хана. Как известно из истории, карлуки и уйгуры, населявшие Монголское плато и Орхон-Енисейский регион в VI–VII веках, не раз сражались за верховную власть тюрков. Затем карлуки переезжают за Алтай и заселяются на юго-западе Тянь-Шяня. Когда ослабел Туркешский каганат (692–766) Карлук-Караханский каганат, который правил Баласагуном и Испиджабом, Отраром и Кашгарией, занимал огромную территорию в Жетысу между двумя реками. Основываясь на исторических фактах и фактах об исторических личностях, упомянутых выше, мы считаем, что мусульманский Тюркский каганат, основанный Сатук-Богра ханом, был развитым средневековым государством, в котором проживали этнические группы, участвовавшие в последующем в сложении казахского этноса.

Память

Основатель Караханидского ханства Сатук Богра хан был общей гордостью всех тюркоязычных народов, проживавших на территории каганата. Ему посвящены множества тазкире и легенды-поэмы. Среди привезенных великим казахским ученым-востоковедом Ч.Ч. Валихановым из кашгарской экспедиции ряда уникальных восточных рукописей, был и «Тазкиря и Сатук Богра-хан» («История Сатук-Богра хана»).

Мавзолей Сатук Богра хана-Гази (фото из журнала «Мәдени мұра» )

Мавзолей султана Сатука Богра хана – это одно из самых величественных сооружений в Кашгарии, построенное в 956 году, является центром паломничества для многих верующих. Рядом с мазаром находится красивая мечеть, которая является одним из знаковых культовых сооружений в Кашгарии. В городе Кашгар мечеть-медресе «Хенд-Гах» была известна на протяжении 10 веков под именем Сатук Богра хана. Исторический роман «Сатук Богра хан» и «Тазкире-и Сатук Богра хан» служат тюрко-исламскому миру на протяжении четырех веков.

Вот что пишет Исмаилжан Иминов, писатель, путешественник, руководитель экспедиции «По караванному пути Ч. Валиханова в Кашгарию»: «…Очевидно, что, побывав в Кашгаре, Чокан не мог не посетить селения Артуш, который сейчас объединены в город. Путешественник (Ч. Валиханов – А.Д.) отмечает: «Астын Артыш» (Нижний Артыш), иначе Алтын Артыш (Золотой), на северо-востоке от Кашгара в 60 верстах, запечатлен гробницей и мечетью, построенными на могиле Сутук Бограхан Гази». Мавзолей Сатука Богра хана (У Валиханова – Сутук Бограхан Гази – И.И.) – это одно из самых значительных сооружений в Кашгарии, построенное в 956 году, является центром паломничества для многих верующих. Сатук был каганом Караханидского государства, он в 920 году принял ислам. Постепенно эта религия стала господствующей в стране, а в 960 году ислам стал государственной религией Караханидского каганата. Рядом с мазаром находится красивая мечеть, которая является одним из значимых культовых сооружений в Кашгарии» [17].

В городе Кашгар мечеть-медресе «Хенд-Гах» была известна на протяжении 10 веков под именем Сатук Богра хана. Исторический роман «Сатук Богра-хан» и «Тазкире-и Сатук Богра хан» служат тюрко-исламскому миру на протяжении четырех веков.

Список литературы и источников:

  1. Қазақ Совет энциклопедиясы. – 4 т. – Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясы бас редакциясы, 1974. – 670 б.
  2. Шинжаңда өткен Ислам хандықтарының қысқаша тарихы. – Үрімжі: Шинжияң халық нешрияты, 2003. – 516 б.
  3. Қазақ Совет энциклопедиясы. – Т. 10. – 1977. – 52 б.
  4. Қазақстан тарихы. Төрт томдық. – 1 т. – Алматы: Атамұра, 1996. – 399 б.
  5. Әзизи С. Сатұқ Боғра хан. Міллетлер нешрияты: Тарихи роман. – 1982. – 1007 б.
  6. Тәзкире-и- Боғра хан. – Алматы: Толағай, 2007.
  7. Азиатский музей, 1909. – Санк-Петербург. (589 dc). – с. 544.
  8. Дәулетхан Ә. Шығыс Түркістан халықтарының ұлт-азаттық дәуірі әдебиеті (1679–1949). – Алматы: Дәстүр, 2015. – 383 б.
  9. Тазкире – по-арабски означает мемуары, биографии, летописи. На страницах казахской прессы «Эссе» используется в качестве биографических заметок. Хотим отметить, что «Тазкире» – может применяться в своем значении, если только используется в прямом значении.
  10. Ли Жыншын. Шинжияңда өткен Ислам хандықтарының қысқаша тарихы. – Үрімжі: Шинжияң халық нешрияты, 2003. – 516 б.
  11. Хуатау. Ғарби юрт тарихы һеққыда тетқықат. Шинжияң халық нәшриеті, 2002. – 448 б.
  12. Ұйғыр әдебиаты тарихы. 3 т. Міллетлер нешриеті. – Бейжин, 2006. – 540 б.
  13. Қазақ Совет энциклопедиясы. – 7 т. – Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясы Қазақ Совет энциклопедиясының бас редакциясы. 1975. – 646 б.
  14. Шинжаңда өткен Ислам хандықтарының қысқаша тарихы. – Үрімжі: Шинжияң халық нешрияты, 2003. – 96–97 б.
  15. Қазақстан тарихы. – Алматы: Атамұра, 1995. – 545 б.
  16. Уаң Жылай. Zhongya Shigang (Орталық Азия тарихы). – Хунән: Хунән жиау иүй шу баншы, 1986. – 663 б. 
  17. Иминов И. По караванному пути Ч.Валиханова в Кашгарию // Мәдени мүра. – 2019. – № 33. – май-июнь.

Автор: Даулетханов АлимГази, к.и.н.