Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

КОРКЫТ АТА


Коркыт ата (ок. Х–ХІ вв.) (родился примерно в начале X века, умер в начале XI века) – великий мыслитель всех тюркских народов, жырау, первый создатель кюев.

Биография

Коркыт ата один из великих тюркских деятелей, оставивший после себя бесценное и неповторимое культурно-философское и литературно-музыкальное наследие. Его литературно-философские взгляды, музыкальные произведения, ораторское искусство, а также жизненные наставления передаются из поколения в поколение и высоко почитаются не только в тюркском мире, но и далеко за его пределами. Он родился, жил и умер в Казахской степи, которая является культурно-политической основой Евразийского пространства, второй после Алтая священной родиной тюрков. Коркыт навека прославился в качестве общественного деятеля, музыканта, виртоузного шамана, автора и исполнителя кюев, создателя кобыза, предсказателя, мыслителя и жырау, оставившего после себя лучшие образцы ораторского искусства и речевой мудрости. Коркутоведение является важной и неотьемлемой частью не только тюркологии, но и мировой культурологии, истории философии, ораторского искусства, музыки и литературы.

Период жизни и деятельности Деда Коркыта – начало Х века, когда в бассейне реки Сырдарья появляется Огузское государство. Его столицей был город Жанакент (Янгикент) вблизи Аральского моря недалеко от населенного пункта Казалы в современной Кызылординской области.

В конце Х века восточно-кыпчакские племена вытесняют огузов с берегов реки Сырдарья. Часть огузов уходит вдоль Каспийского моря на запад, и после ряда завоеваваний основывает в Малой Азии Османское государство. Отток огузов на запад и усиление влияния кыпчаков имело серъезные социально-политические и культурно-исторические  последствия для Великой степи.

Современные тюркские народы хранят единый образ Коркыта, но при этом придают ему собственные культурно-исторические черты. С одной стороны, в традиционно-степной интерпретации Коркыт предстает перед нами как носитель концепции шаманизма, сказитель, исполнитель кюев. Огузская интерпретация стремится придать Коркуту больше элементов мусульманского мировоззрения.

В этой связи применительно к тюркским народам образ Коркыта условно можно разделить на две категории: «Кыпчакский Коркыт» и «Огузский Коркыт». Первая категория характерна для казахов, башкиров, каракалпаков, туркменов, а вторая присуща азербайжанцам и османским туркам. В данном смысле огузы усилили в образе Коркыта присутствие мусульманской веры. 

В казахских легендах Коркыт представлен как покровитель поэтов, создатель и основатель искусства кюев, прародитель шаманов:

Великий покровитель поэзии жырау – Коркыт Ата,

Дал напутствие всем шаманам.

Когда он берет в руки кобыз и играет кюй,

Народ поражается его искусству.

Согласно башкирским легендам Коркыт возглавляет их переезд с Алтая на Белую Волгу, играет на домбыре и поет песни.  Когда Коркыту сказали: «Перед вами будет вырыт ров, туда не идите», то он ответил: «Перед нами для нас благословение, а позади нас пропасть. Мы пойдем вперед» и разместил народ на Белой Волге» [1, с. 53–54].

Самые первые исторические сведения о Коркыте мы находим у Рашид ад-Дина, Кадыргали Жалаири и Абулгазы. Они стремились описать завоевания  Чингисхана в Центральной Азии и Ближнем Востоке и использовали в качестве исторического источника огузский героический эпос.

В упомянутых трудах имя Коркыта воспевается одновременно с героическими подвигами огузских батыров. В трудах вышеназванных авторов Коркыта называют то выходцем из огузского племени Кайы, то беком из племени Баят, который являлся прожившим долгую жизнь старцем.

Согласно труду Рашид ад-дина «Джами ат тауарих» Коркыт является выходцем из племени Баят, сыном Кара Кожа. Он жил при правлении Инал хана Сыр Йава (Джабгу), был очень умным, мудрым человеком. Коркыт прожил долгую жизнь, достигнув возраста 295 лет [2, c.70–71]. 

Взяв за основу эти сведения, Абулгазы Бахадур хан в своей туркменской летописи («Шежире-и таракима») дает несколько иную версию. Коркыт Каракожаулы является советником Инал Йавы хана, правившего племенными союзами кайы и салор. Хан прислушивается к его советам. После смерти хана его преемник хан Дуйлы-Кайы и его последующие потомки продолжают эту традицию. Коркыт присутствовал при рождении одного их преемников Дуйлы-Кайы и выбрал для него имя «Туман». После восхождения на трон Туман становится Кунханом (солнцеподобный) [3, с. 57–59].

В огузской интерпретации Коркыт изображается как авторитетный среди населения пожилой мудрец, способный предсказать будущее: «В племени Баят жил знаток, оракул и предсазатель по имени Коркыт. Он знал обо всем на свете, все сказанное им сбывалось. Он высказывал людям неведомую им тайну будущего, узнавая ее от Создателя» [4, с.11].

В целом, в огузских героических  поэмах, изложенных в средневековых тюрко-персидских нарративных произведениях, Коркыт является покровителем огузских беков и батыров, мудрецом и наставником, предоставлящим героические и титульные имена. 

Великий Коркыт похоронен в районе Сырдарьи в Казахстане. Место захоронения находится недалеко от станции Коркыт в Кармакшинском районе Кызылординской области. В конце ХІХ века произошел потоп Сырдарьи и могила подверглась разрушению. В 1898 году известный фольклорист А. Диваев сумел сделать фотографию могилы Коркыта, находившейся на краю обрыва у берега реки. 

Азербайджанские тюрки в качестве места захоронения великого деятеля называют город Дербент, а османские турки упоминают местность Масат в районе Байбурт в Турции. Исследователи еще не пришли к единому мнению относительно достоверности упомянутых могил.  

Тюркские народы с большим почтением относятся к образу Коркыта и  имеют собственные версии его биографии и места похоронения. 

Мифические легенды о Коркыте.Казахские легенды о Деде Коркыте наполнены древними мотивами мифического мировоззрения и их можно разбить не несколько групп. Первая группа посвящена рождению и происхождению Коркыта. Тематика второй группы разворачивается вокруг поединка Коркыта со смертью. Третья группа объединяет музыкальные произведения Коркыта, в которых излагаются различные ситуации из жизни великого сказителя.

В легендах о рождении великого сказителя отражаются попытки объяснить появление имени Коркыт. Это является своего рода отражением народной этимологии. В них говорится, что местом рождения Коркыта является гора Караспан. Перед тем как родить Коркыта, его мама испытывает большое желание употребить мясо дикого кулана и в течение трех лет и девяти дней носит ребенка в утробе. Каждый год в этот трехлетний период мать Коркыта испытывала родовые схватки, готовилась к рождению ребенка и испытывала страдания. Но ни в первый, ни во второй год ребенок не появился на свет. После истечения трех лет и девяти дней рождается Коркыт. В день его рождения над землей нависло черное облако и хмурый день заставил все вокруг потемнеть. Сверкает молния, разадаются грозовые раскаты, вокруг все будто переворачивается. Все это сопровождает момент рождения ребенка, который вызывает у местного населения состояние испуга и страха. Следующие строки говорят об этом:

Когда родился Коркыт

Вода охватила гору Караспан,

Песок накрыл землю

Когда он рождался, народ был в страхе,

А после рождения наступила радость [5, с.105].

В народе говорят «куда не пойдешь, везде могила Коркыта». Своим появлением это философское изречение обязано легенде о вещем сне Коркыта. Во сне незнакомые люди рыли для него могилу. Когда Коркыт спросил: «Для кого роется могила?» Ему ответили, что роют яму для могилы Коркыта. Внезапно проснувшись в испуге Коркыт задумался как избежать смерти. Он решил обойти все четыре стороны земли. И везде ему попадались вырытые для него ямы. Осознав неизбежность смерти, Коркыт возвращается к центру земли – Сырдарье, где он родился. Чтобы избежать смерти он постелил коврик на реке и начал играть на кобызе. Но однажды его одолела усталость и он заснул. К нему подкралась в виде змея смерть и после укуса он умирает.

Существуют несколько вариантов этой известной народной легенды. Согласно одной из них, святой Коркыт в поиске бессмертия обходит всю землю: «Коркыт в древности жил на краю света. Во сне он обратился к могильщикам с вопросом: «Для кого они копают яму?» Те ответили, что они «роют могилу для святого Коркыта». Получив такой ответ, Коркыт решил избежать смерти и уехать на другой край земли. Но прибыв туда, опять увидел такой сон. Он вновь уезжает на другой край земли. В стремлении избежать смерти, Коркыт посещает все четыре стороны света. Но он везде видит этот сон. В конце концов он решает остановиться в центре земли, вблизи реки Сырдарья. Там сейчас находится его могила.

В своем стремлении избежать неизбежного рока судьбы Коркыт приходит к решению, что если «не удастся избежать земной смерти, то можно это сделать на поверхности воды». С этой мыслью он стелит ковер на поверхности Сырдарьи, «садится на ковер и в течение 100 лет играет кюй до самой смерти» [5, с. 90–91].

В другом варианте Коркыт садится на верблюдицу и объезжает все стороны света (запад, восток, юг и север): «Утром он оседлал верблюдицу Желмая и отправился на запад (магруб). Там он увидел копателя могилы. Затем Коркыт поочередно посещает юг (джунуб) и север(шавал). Везде ему встречается копатель могилы. Пытаясь избавиться от неизбежности, Коркыт обращается к богу с вопросом где и как избежать смерти.И тогда раздается небесный глас: «Глупец, иди туда, где ты родился! Только там ты найдешь покой, а место твоего рождения является центром земли» [5, с. 92–93]

Фольклорист С. Каскабасов пишет, что борьба между жизнью и смертью была ранним мотивом мифологического сознания древних людей и легенд, включая знаменитый шумерский «Эпос о Гильгамеше». [6, с. 269–274].

Е. Турсынов сравнивает сюжеты легенд о Коркыте с содержанием мифических рассказов древнетюркских народов, указывает на их типичную схожесть с ритуалом камления и отмечает, что в образе великого сказителя сохраняются черты древнего великого шамана, который «просит у неба вечную жизнь». Ученый полагает, что такое миропознание не противоречит используемой среди тюрков характеристике мудрой и великой личности [7, с.131–162].

По мнению некоторых ученых, образ Коркыта можно имеет сходство с Апполоном, героем древнегреческой мифологии [8].

Легенды о Коркыте, основанные на древнем мифическом мировоззрении, и которые содержат образ великого шамана, «просящего у неба вечную жизнь», является бесценным духовным наследием тюркских народов. Если говорить в целом, перед нами панорама конфликта между тенгрианством и мусльманской верой в человеческом сознании.

В легендах подчеркивается, что музыкальные произведения (кюй) Коркыта «способны покорить весь мир и подчинить даже смерть». При звучании кюев Коркыта, птицы в небесах прервают полет, а ветер прекращает свист, звери Сары Арки собираются у берегов Сырдарьи чтобы послушать музыку. Останавливается течение Сырдарьи, непотопляемый ковер Коркута приобрает черты неподвижного корабля, острова, куда не могла проникнуть сама смерть».

На берегу Сырдарьи жил Сокыр Нышан (Ысмайыл Шаменов), который как и многие другие известные исполнители кюев, виртуозно исполнял музыку Коркута. По словам кызылординских регионоведов, он в молодые годы неоднократно исполнял произведения Коркута перед такими авторитетами как Сакен Сейфуллин, Илияс Жансугуров, Беймбет Майлин, Магжан Жумабаев, Мухтар Ауэзов и Алкей Маргулан. В 1975 году известный фольклорист Мардан Байдильдаев впервые сделал фонограмму произведений Коркута в исполнении Сокыр Нышана [9].

Заслуги

В духовной сокровищнице тюркских народов сохранились две большие группы  произведений Коркыта. Первая группа – кюи и легенды Коркыта, посвященные изложению философского мировоззрения Коркыта. Вторая группа – «Книга Дадам Коркуд».

До нашей эпохи сохранились следующие кюи Коркыта: «Коркыт», «Башпай», «Лебедь», «Кюй Тенгри», «Желмая», «Елим-ай», «Ауппай», «Вой Ушара», «Мотив Коркыта-1», «Мотив Коркыта-2». Кюи Коркыта по своему содержанию раскрывают неизбежность судьбы, посвящены скоротечности и изменчивости жизни, затрагивают печальные и грустные нотки человеческой души.

Кюй легенда «Вой Ушара». У одной старухи был единственный ребенок. Он был охотником, использующим ловчую птицу и собаку тазы. У него была собака по кличке Ушар, от которого не могла убежать дичь. Однажды парнишка внезапно умирает. По традиционному народному обряду того времени, после погребения тела умершего, народ переселяется в другое место, чтобы избежать злых духов. Когда прибывают на новое место, старуха ищет собаку тазы, которая осталась у нее после смерти сына. Но поиски собаки не увенчались успехом. Подумав, что собака осталась на прежнем месте, она возвращается в старое кочевье и видит, что Ушар не оставил своего умершего хозяина и скулит, обращаясь к небесам. Увидев это мать начинает плакать:

Я лишилась моего единственного сына,

Лишилась моего крыла,

Ушар, Ушар, иди ко мне,– подзывает она собаку.

Оставившая своего единственного ребенка в безлюдной степи мать и лишившаяся своего хозяина собака породы тазы совместно выражают горе. Кюй Коркыта посвященный этому событию называется «Вой Ушара». Обычно казахи, услышав вой собаки, воспринимают это как плохое предзнаменование, знак оплакивания умершего хозяина. Простой лай собаки говорит о радости, а вой считается плохим знаком.

Кюй-легенда «Башпай».«Башпай» является самым последним произведением, появившимся в конце жизни Коркыта. Когда Коркыт сидел на ковре, его сестра Актамак принесла еду в кожаной сумке. Он днями и ночами играл кюй и однажды поев принесенную еду, заснул. В этот момент из кожаной сумки вышла в образе змеи смерть и ужалила его. И когда яд распространился по его телу «ангел смерти» Азреил спросил: «Какое у тебя есть пожелание?» На что Коркыт ответил: «У меня в жизни было два греха. Первый – я в течение сорока одного года избегал смерти. Как то я сидел на коврике на поверхности Сырдарьи и наступил шквальный ветер. И тогда большой палец моей ноги коснулся тела моей сестры, это был мой второй грех. Поэтому, когда меня будут хоронить, пусть большие пальцы моих ног останутся оголенными». После этого он взял кобыз в руки и начал играть последний в своей жизни кюй «Башпай». 

Посетители могилы Коркыта отмечают, что якобы они видели кости ног человека, которые торчали из могильной ямы. 

Имя и творчество Коркыта по особенному почитаются тюркскими народами. По словам Мухтара Ауэзова он «нашел секрет бессмертия через искусство». Гениальные слова великого Абая «Подумайте, разве можно считать его умершим?», «Оставил после себя слова бессмертия» имеют большое значение, ведь имена талантливых людей навсегда сохраняются в памяти потомков.

Книга дедаКоркыта (Китаби дадам Коркуд).Полное название зафиксированного в ХV–ХVІ  веках произведения «Китаби дадам Коркуд» – «Китаб дадам Коркуд гали лисан тайфа огузан», что означает «Книга деда Коркыта, написанная на великом огузском языке». В настоящее время есть два варианта: дрезденский (Германия) и ватиканский (Италия).

На первоначальном этапе в изучении «Книги деда Коркыта» большой вклад был сделан европейскими востоковедами. В восьмом эпосе дрезденского издания «Китаби дадам Коркуд» излагаются обстоятельства умерщвления Тобекоза от рук Бисата. Это повторяет сюжет древнегреческого эпоса «Одиссея» с одноглазым циклопом. В свое время это вызвало большой интерес европейских ученых. Позже к этому активно подключились ученые Турции, России и Казахстана. Среди них можно отметить следующих ученых: В. Бартольд, А. Туманский, А. Якубовский, В. ирмунский, А. Кононов, Х. Короглы, М. Ауэзов, А. Маргулан, А. Коныратбаев и другие. Они дали интерпретацию, сформировали концепцию и написали целый ряд трудов по данной проблематике.

«Китаби дадам Коркуд» – это эпический памятник, в котором воспевается героизм и мужество огузских богатырей и правителей. Самые первые сюжеты книги Коркыта исполнялись в виде фольклорных произведений. По мнению тюркологов, генезис некоторых поэтических произведений книги берет начало с Алтайского периода, когда тюркские народы жили вместе. Например, «Бамсы-Байрак» является одной из древнейших версий эпоса «Алпамыс батыр», который появился в алтайскую эпоху  и является общим достоянием всех тюркских народов.

Мотивы и сюжеты произведений Коркыта являются древней основой и прототипом древнетюркского эпоса. Коркыт обычно изображается в качестве благославляющего судьбу народа старца, прорицателя, жреца-оракула. Он благославляет героические поступки батыров и беков, нарекает имена при рождении, дает прозвища (лакаб) в зависимости от поступков, должностей и титулов. Нет сомнений в том, что такая служба является элементом и составной частью института жырау в древнетюркской поэзии.

В произведении «Китаби дадам Коркуд» прослеживаются картины кочевой жизни, поверья древнего тотемизма и шаманизма. И это свидетельствует о том, что данный памятник является общим культурным достоянием тюркских народов и мира в целом.

Данное произведение насыщено назиданиями и афоризмами, которые можно распределить по нескольким тематическим направлениям. Главными из них являются афоризмы и назидания об истинности Аллаха, неизбежности судьбы и смерти, благородных и негативных качествах в характере человека.  «Не исполняются желания человека, который не верит в бога», «исполняется то, что бог предписал», «человек не умрет без причины, а умерший не оживет», «Бог не любит горделивых и самолюбивых», «Бог не дает счастья горделивым», «Можно насыпать много песка, но невозможно воздвигнуть из этого гору» и др.

Память

Казахские ученые внесли большой вклад в изучение наследия деда Коркыта. Среди них можно отметить такие имена, как М. Ауэзов, А. Маргулан, А. Коныратбаев, М. Жолдасбеков, Ш. Ыбырай, С. Каскабасов, Е. Турсынов и других. В 1999 году была опубликована энциклопедия деда Коркыта. В том же году Казахстан торжественно отметил 1300-летие книги «Коркыт ата» по линии ЮНЕСКО.

В Казахской степи есть целый ряд ахитектурных памятников Коркыта. Самый большой из них находится в 18 километрах от центра Кармакшинского района поселка Жосалы в Кызылординской области. В центре города Кызылорда на берегу реки Сырдарьи сооружен памятник, изображающий Коркыта верхом на верблюдице. Кызылординский университет носит имя Коркыта. В Университете открыт и работает центр коркутоведения. Улицы в городах Алматы и Кызылорда носят имя Коркута.

Автор: Абсадык А., д.филол.н.