Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

ЮСУФ БАЛАСАГУНИ 


Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни (ок.1020–ок. 1070) – известный поэт, философ, общественный деятель, ученый тюркской эпохи.

Биография

Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни – известный поэт, философ, общественный деятель и ученый тюркской эпохи,родился в городе Баласагун. Точная дата и год рождения поэта не известны. Источники указывают разные данные: 1015, 1017, 1020 гг. Ученый Х. Суиншалиев пишет о том, что отец Юсуфа был музыкантом и состоял на службе у Сатука Богра хана, правителя Караханского государства.

Юсуф с детства отличался сообразительностью, проявлял интерес к знаниям. Богра хан (умер в 1012 г.), владевший Восточным Туркестаном, Кашгарией, Баласагуном и Жетысуйским округом возлагал на юношу большие надежды, мотивировал его на изучение наук. Как следствие Юсуф получил хорошее образование, знал много языков. В дополнение к тюркским наречиям, поэт выучил фарси, арабский и китайский языки. В поисках праведного пути он активно проявлял себя как в литературе, так и в науке.

«Юсуф получил образование по литературе, истории, астрономии, геометрии и прочим дисциплинам» [1, с. 116–120].

Несмотря на знание арабского и фарси, Юсуф написал свое главное произведение «Кутадгу билиг» на тюркском, тем самым показав всему миру красоту и богатство родного языка.

Город Баласагун был известным политическим, экономическим и духовно-культурным центром средневековья. Известный Казахстанский историк, этнограф и археолог, ученый У. Шалекенов провел объемные исследования города в течение нескольких лет и писал что «город предстает перед нами в виде археологического памятника, полностью ушедшего под землю. На месте этого города сейчас расположен аул Баласагун (бывший колхоз «Калинин), Шуйского района Жамбылской области, рядом с трассой Алматы-Тараз. Аул находится на равнине где нижние притоки рек Шаргау, Аксу, Карабалта и Токташ вливаются в реку Шу» [2, с. 8–10].

Философ и поэт Баласагуни оставил в качестве наследия труд, посвященный традиционному воспитанию. Согласно его учению, гармоничное становление личности зависит от условий воспитания молодежи в обществе, от воздействия среды, от качеств, которые вкладываются через воспитание с момента рождения и формируются в течение всей жизни. Он также придавал значение врожденным талантам человека.

Баласагуни написал свое главное произведение «Кутадгу билиг» в 1069 году в честь правителя Кашгарии Сулеймана Арыстана Кара, за что был удостоен звания Хас Хаджиб, и назначен на должность советника хана по социальным вопросам.

Заслуги

Труд «Кутадгу билиг», переживший много столетий и прославивший Юсуфа Баласагуни, стал памятником тюркской культуры и науки, важным пособием для воспитания целостной, всесторонней личности. Книга признана одним из важных философских и педагогических трудов в истории человечества. Академик В.В. Бартольд в своей книге «Тюрки: Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии», пишет: «до нас дошли три версии рукописей книги «Кутадгу билиг», написанная уйгурским шрифтом в 1439 году в Герате, а также две версии в арабской графике, Каирская и Ферганская» [3, с. 59].

Дастан ХІ века «Кутадгу билиг» является жемчужиной своей эпохи, которая вобрала в себя характерные черты и особенности поэтической эстетики тюркской литературы. Несмотря на общественно-социальную направленность, произведение сохранило закономерности стиля и художественные приемы тюркской поэзии средневековья, а также эстетику литературных веяний и течений. Произведение оказало большое влияние на казахскую народную поэзию, послужило основой для появления поэзии жырау-сказителей ХV–ХІХ веков. Поэма близка по духу людям, живущим в гармонии с природой, она способствовала зарождению особого литературного течения, которое позже переросло в настоящую традицию.

Есть несколько причин, почему правители Караханидов так высоко оценили творчество Юсуфа Баласагуни, проявили интерес к книге «Кутадгу билиг». Во-первых, это книга стала для представителей тюркского сообщества своеобразным кодексом чести, содержащим в себе этические правила и нормы. Во-вторых, эта книга сыграла важную службу для Караханидов – пропагандируя правление династии, отмеченное развитием земледелия и ремесел (связанных с ручным трудом), способствовала возрастанию авторитета страны в глазах правителей соседних государств. Юсуф раскрыл эффективные принципы взаимоотношений правителя и его народа в соответствии с тюркской этикой, написал о том, как надо управлять, и какие нужны для этого знания.

Поэма Юсуфа Баласагуни является руководством для духовного совершенствования, как для всего тюркского мира, так и современного казахского общества. Ценность этого произведения для Казахстана обусловлена родством литературного стиля. Место написания поэмы, язык, система образов, форма классического тюркского стиха, стилистика и философско-эстетические аспекты подтверждают факт исторической и культурной общности.

На страницах «Кутадгу билиг» – «Благодатного знания», мы замечаем черты присущие природе казахского народа. Такие укоренившиеся привычки и устои нашего народа как гуманизм и воспитанность, выражаемые в уважении к старшим, в почитании младших, в довольствовании малым, щедрость и гостеприимство, доброта и благотворительность, которые проявляются в масштабе государства в быту, жизни, морали и традициях. Эти традиции закреплены в культуре и представлены в устном народном творчестве, органично сплетаясь, они образуют в восприятии целостный национальный облик [4, с. 20]. 

Несомненно, автор был знаком со многими образцами классической поэзии своего времени, на фарси и языках близких к фарси. Эти произведения явились предпосылками и вдохновили автора на написание первого значительного произведения на тюркском языке. Баласагуни вложил в «Кутадгу билиг» очень многое: с энциклопедической точностью охватил все аспекты тюркской государственности, раскрыл их сущность. Интересна светская направленность рассуждений Баласагуни, а художественная стилистика произведения делает его еще более увлекательным.

Воспитание детей, женитьба, выбор спутника жизни, традиция гостеприимства, мысли и выводы созвучны с современным  устройством быта нашего народа, обнаруживают близкие по сути характерные черты и привычки, заложенные в сознании. Поэт призывает воспитывать ребенка с малых лет, далеко не отпускать от себя, учить уму-разуму, прививать честность и приучать к труду. Советует не устанавливать жилище рядом с большой дорогой, не ночевать вблизи бурной реки, держаться подальше от крепости. Эти привычные поверья также известны из других литературных произведений.

«Кутадгу билиг» является дидактическим трактатом. Мудростью рожденной из жизненного опыта. Многие советы и выводы из жизненного опыта автора, со временем видоизменились, приняли форму пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых выражений и фразеологизмов. Некоторые из них сохранив в течение десяти столетий свое смысловое ядро и форму, постепенно трансформировались в образную систему современного казахского языка. Кроме того, сложно утверждать, что крылатые выражения в «Кутадгу билиг» являются инновацией автора. Целостным содержанием произведения, поэтическим стилем, искусным слогом автор демонстрирует красоту и богатство языка той эпохи [5, с. 9–11].

В произведениях Юсуфа Баласагуни, воспитание в семье и воспитание отдельной личности стоит на первом месте. Автор считает основой гармоничной жизни такие понятия как справедливое общество, мир, добрые намерения, здравый смысл, умеренность, труд, образование и отзывчивость. Если обратить внимание на моральный аспект, то философ утверждает, что люди – «продукт общественных взаимоотношений», поскольку все положительные стороны поведения, общечеловеческие ценности, моральный облик также как и гуманное общество, умеренность, человечность, знания, отзывчивость и этика добропорядочности напрямую зависят от семейного воспитания и уровня общественного сознания. Когда мы говорим что «воспитание начинается с рождения», то имеем в виду, что семья является социальной средой, которая влияет на человека с самого рождения. Воспитание в семье – важная тема во все времена. 

«Родина начинается с семьи». В семье ребенок развивает качества необходимые для становления личности: способность думать, сопереживать, учится культуре взаимоотношений. Семейное воспитание – первая и основная ступень формирования человеческих качеств. Для того чтобы человек добился своего предназначения, ему необходимо правильное воспитание. Задача родителей заключается в том, чтобы дать ребенку воспитание и необходимые знания. Именно родители учат детей здраво и с уважением смотреть на прошлое, ценить и придерживаться традиций, не осквернять святыни, разъясняют роль хозяина очага и важность продолжения рода. Родители должны всегда держать детей в поле зрения. «Ребенок – чистый лист», поэтому важно уберечь ребенка от пагубных привычек, плохих поступков, пресекать нежелательное воздействие извне.

С момента рождения ребенок должен видеть только справедливые поступки и действия. Тело и душа должны развиваться в гармонии. Для этого ребенок должен получить воспитание в семье [6, с. 21–23]. Основы воспитания Баласагуни можно увидеть в следующем высказывании: «Всю старательность воспитания, направление и виды, можно почерпнуть в организованном, живущем в мире и согласии обществе людей, где особой ценностью признаются зрелые, внимательные личности. Воспитание переходит по наследству и поэтому так важно». Эти слова подчеркивают основное направление мысли Баласагуни. 

С точки зрения современной педагогики, этот метод раскрывает основные цели и задачи воспитания детей сообществом в целом, и может служить основой для воспитания с привлечением к труду. Баласагуни делит воспитательную традицию на три ступени. Первая – каждый человек должен обладать знаниями. Чтобы обладать знаниями, необходимо учиться. Вторая ступень – богатство и благополучие достигаются трудом, профессионализмом, честностью и чистотой помыслов. Третья ступень – к справедливому обществу можно прийти только через единство, дружбу и свободу [7, с. 15–17].

Учение о воспитании зрелой личности является основой педагогической теории Ю. Балсагуни. Это учение отражает духовное начало общественно-политических взглядов философа, где дидактические методы приобретают особое значение. Как отмечалось выше, педагогика Ю. Баласагуни направлена на гуманизацию. Кроме того, нельзя упускать из виду исламский приоритет идей в теории Баласагуни, основанный на Коране, источнике мусульманской идеологии для всего исламского мира, где запечатлено неизменное «Слово Аллаха».

Само название «Благодатное знание» уже говорит о том, что книга посвящена вопросам обучения и знаний. При этом особенность педагогического знания Ю. Баласагуни заключается в воспитании зрелой личности, вся дидактика воспитания должна быть направлена на развитие в человеке гуманизма. Воспитание гуманных (добродетельных качеств) по мнению Ю. Баласагуни играет решающую роль в становлении личности с внутренним миром, который гармонирует с внешними проявлениями характера и поведения; зрелой личности, в которой органично развиты духовное и физическое начало.

В дастане Ю. Баласагуни «Благодатное знание» показаны и цели практического воспитания. Особое внимание уделяется воспитанию в человеке трех ролей – гражданина, человека общественного и семьянина. Гражданину должны быть присущи следующие качества: человечность, благородство, сознательность, товарищество, дружелюбие, духовность, щедрость, великодушие, верность слову, исполнение долга. Содержание дастана направлено на тщательное описание достоинств гражданина, их значение и характерные черты [8, с. 24].

Таким образом, идеи Ю. Баласагуни о целях воспитания напрямую согласуются с педагогическими целями современного воспитания и не потеряли своего значения, что подтверждает их востребованность и жизненность, предназначенность для непрерывного воспитания поколений.

Будучи одним из образованнейших людей своего времени Юсуф Баласагуни смог собрать в своем произведении ценную информацию в области истории, философии, этики и эстетики. Необходимо отметить, что написание «Кутадгу билиг» в форме двухстрочных масневи как в «Шахнаме» Фирдоуси говорит о том, что Баласагуни хорошо знал иранский героический эпос. В поэме встречаются имена персонажей из «Шахнаме» – Ануширван, Зохак, Феридун, Рустем, Афрасиаб и другие. Автор делает их обладателями положительных характеров, им свойственны: справедливость, отзывчивость, смелость, Баласагуни демонстрирует через их образы правителя без единого изъяна.

Философская поэма «Кутадгу билиг» представляет собой пример свободного и гуманистического произведения. Раскрывая эффективность исламского знания как сущности гуманизма для будущего каждого человека, произведение Балсагуни представляет собой этическую установку образовательного дискурса исламского средневековья. Только образованный человек может служить примером для других, считает Баласагуни. Разум и гуманность – нерасторжимые категории. Автор «Кутадгу билиг» показывает силу научного знания, считает, что только образованный человек может стать счастливым [9, с. 197].

Философское творчество Юсуфа Баласагуни определило на века светское направление социально-этической мысли тюркской среды, стало его рациональным зерном. Ходжа Ахмед Яссауи и его единомышленник и последователь С. Бакыргани развили духовное наследие Баласагуни в религиозно-суфийское направление, в котором человек в первую очередь стремится к саморазвитию и гуманности познавая свой внутренний мир. Эти два течения – светское-рациональное и суфийское, сосуществовали одновременно воздействуя на сознание людей, иногда противоборствуя и тем самым способствовали дальнейшему развитию тюркской мысли и этики.

Если обратить внимание на формулировку онтологии жизни Юсуфа Баласагуни в поэме «Кутадгу билиг», заметна роль экзестенциальных понятий в творчестве средневекового мыслителя. Например, Баласагуни пытается сформулировать, описать значение и существо мира такими понятиями как Справедливость, Разум, Счастье и Мудрость [10, с. 5–9].

Произведение Юсуфа Баласагуни «Благодатное знание» признано источником педагогической науки, которая пришла к нам из древности в виде укоренившейся, непрерывной системы духовного развития, переходящей по наследству из поколения в поколение. В частности, книга «Благодатное знание» стала для казахской педагогики источником научной мысли. Потому что основные идеи труда посвящены вопросам воспитания, общей педагогики, проблемным вопросам теории дидактики и воспитания, в книге рассмотрены пути становления личности с гуманными ориентирами, спектром эстетических знаний, навыками труда, развитого физически, и грамотного в сфере права. Труд великого чешского педагога Яна Амоса Каменского «Великая дидактика» был создан в ХVІІ веке, шесть столетий после написания «Благодатного знания», этот факт подтверждает что труд Баласагуни является источником педагогической науки.

Хотя формулировка основных педагогических понятий Баласагуни не совпадает с понятийным аппаратом сегодняшней педагогической науки, общие мысли и точка зрения по поводу принципов воспитания и дидактики имеют место в произведении. Например, Баласагуни не дает в своем труде научных педагогических определений, но человек прочитавший «Благодатное знание» сразу понимает, что эта работа посвящена воспитанию человека, что это труд, образующий фундамент педагогической науки. Баласагуни не применяет термин «педагогика», но содержание научного труда является подтверждением тому; Юсуф Баласагуни не дает определения термина «воспитание», но из его знания следует что становление личности происходит под руководством старшего-наставника в специально организованной среде с целью прививать определённые навыки и умения.

Согласно педагогике Балсагуни, гармоничное становление личности зависит в немалой степени от условий воспитания молодежи в обществе, от воздействия среды, от положительных качеств, которые вкладываются через воспитание с момента рождения и формируются в течение всей жизни. Он также признавал важную роль в развитии личности, качеств и достоинств, которые заложены в человеке от рождения. [11, с. 24–25].

Юсуф Баласагуни как мыслитель не ограничивается в своих произведениях темой философии, воспитания человека, народной педагогикой, а также делает выводы о значимости исламских ценностей. В историческом разрезе, философия тюркского ислама представлена большим количеством мыслителей, занимавшихся поиском сокровенной благодати Аллаха. Юсуф Баласагуни стал самым известным среди них в эпоху Караханского государства, написав «Благодатное знание» и оставив тем самым духовное наследие тюркской культуры.

Юсуфу Баласагуни удалось сформулировать связь между человеком и Богом в рамках Корана. Аллах дает человеку разум, волю и выбор. Но лишь человек занимающийся постоянным саморазвитием может рассчитывать на благодать Аллаха. Человек не развивающийся, получив Божью благодать может её не удержать. Поэтому настоящий мусульманин постоянно молится Аллаху и просит указать путь. Это основной постулат суфизма. Только через благодать, полученную от Бога, можно добиться совершенства, прикоснуться душой к Аллаху. Такая степень познания перешла по всей видимости Баласагуни от Фараби. Потому что популяризатор философского наследия Фараби, Авиценна был наставником Юсуфа Баласагуни. По словам Баласагуни: «душа человека (сердце) – бездонное море, а знание – бриллиант на дне этого моря. Пока человек не достанет драгоценный камень со дна души, нет от него никакой пользы…» [12, с. 160–161].

Незнание и невежество человека происходит от легкомыслия и азарта. Легкомыслие приводит человека к негативным последствиям. Даже после смерти его праведные и неправедные поступки оставляют след. Люди, которых ставят в пример за благодеяния перед миром и обществом, умирая, остаются на устах людей, что и означает милость Аллаха по отношению к ним. Баласагуни часто употребляет выражение «правильный человек». Понимание Бога у Баласагуна соответствует содержанию Корана. Только Аллах видит видимое и невидимое, знает происходящее внутри и снаружи «хаққ-ул йақин». Поскольку Аллах знает мир и все что есть в мире, является создателем всего, его называют – Единый, Существующий, Великий, Выдающийся, Ученый, сущая истина «хаққ-ул иақин».

Место Баласагуни в исламе связано с деятельностью тюркских ученых средневековья. Например, согласно точке зрения основателя традиции Хикмета, Ходжи Ахмета Яссауи, личность пророка ранее была обозначена в известном труде Юсуфа Баласагуни «Благодатное знание». Но территория распространения этого труда была ограничена [12, с. 160]. Книга не была известна нигде кроме Караханского государства и исламских центров Мавераннахра. Что же касается традиции хикмета, по своей природе относящейся к устному творчеству, которая передавалась из уст в уста. Согласно традиции хикмета, личность пророка Мухаммеда занимает там особое место. Именно Баласагуни оказал влияние на Яссауи своей теорией Құт-Благости. Через благость, можно духовно прикоснуться к сакральному знанию. Это знание полученное Баласагуни от Фараби.

Память

Юсуф Баласагуни один из мыслителей эпохи средневековья, наравне с другими философами и учеными современниками посвятил свою жизнь и произведения изучению общественных проблем и путей их разрешения в русле гуманизма. Его выводы и наставления используются по сегодняшний день, этому способствовали его мировоззрение и принципы, основанные на уважении духовных ценностей, воспитании порядочности и человечности. Наследие и учение Юсуфа Баласагуни и других тюркских ученых-мыслителей, их личный пример способствовали воспитательным процессам, развитию педагогики и дидактики. Одним словом, жизненный путь и идеи Юсуфа Баласагуни, направленные против вражды, ненависти, насилия, раздоров и войн, играют важную роль для возрождения и воспитания справедливости, любви и служению во благо общества. В основе философии Баласагуни ясно видна цель не личных достижений, а развития всего общества в целом.

В Казахстане и во всех государствах тюркского мира открыты научные центры, библиотеки и высшие учебные заведения, названные в честь Юсуфа Баласагуни. В крупных городах Казахстана есть улицы Баласагуни, его именем назван дом культуры в городе Тараз. В Жамбылской области населенный пункт носит название «Баласагун».

Учение, философия и мировоззрение Ю́суфа Баласагуни́ согласуются с потребностями современности, они содержат в себе идеи духовного совершенствования. В любом столетии главными целями общества остаются: формирование и развитие личности, воспитание достойных людей с высоким духовным, культурным, научным потенциалом, с хорошим образованием. Основное правило Ю́суфа Баласагуни́ – научить человека гуманности, призывать людей к морали и человеколюбию, приносить пользу обществу. Несомненно, «Кутадгу билиг» является духовным наследием прошлой эпохи, предназначенным для воспитания современного поколения, источником полезных мыслей и размышлений, хорошим руководство к действию.

Список литературы и источников:

  1. Суиншалиев Х. Казахская литература VІІІ–ХVІІІ веков. – Алматы: Мектеп, 1989. – 280 с.
  2. Шалекенов У.Х. Город Баласагун в V–ХІІІ веках. – Алматы: Жибек жолы, 2006. – 248 с.
  3. Бартольд В.В. Тюрки: Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. – Алматы: Жалын, 1998. – 192 с.
  4. Литературные памятники. Двадцатитомник. 5-т.: Юсуф Баласагуни. Благодатное знание / Перевел с древнетюркского, подготовил предисловние и комментарии  А.К. Егеубаев. – Алматы: Таймас, 2007. – 536 с.
  5. Кононов А.Н. Слово о Юсуфе из Баласагуни и его поэма «Кутадгу билиг» // Советская тюркология. – 1970. – № 4. – С. 3–12.
  6. Егеубаев А. Кутты билик / Баласагун, Жусип; Перевел с древнетюркского, подготовил предисловние и комментарии А.К. Егеубаев. – Алматы: Жазушы, 1986. – 616 с.
  7. Ахметов Т.А. Назидательно-воспитательные идеи Юсуфа Баласагуни: дисс… канд.пед.наук. – Алматы, 2003. – 152 с.
  8. Абдикаримулы Б., Сарбасова К.А. Педагогика Ж. Баласагуни: учебное пособие. – Караганда: Издательство КарГУ, 2008. – 124 с.
  9. История казахской философии (с античных времен и до сегодняшнего дня) Становление казахской философии: античная тюркская эпоха / под общей редакцией З.К. Шаукеновой и С.Е. Нурмуратова. – Алматы: КР БГМ ГК Философия, Институт политологии и теологии, 2014. – 400 с.
  10. Юсуф Баласагунский. Благодатное знание / Перевод и комм. С.Н. Иванова. – М.: Наука, 1983. – 558 с.
  11. Жамирова У. Основы народного воспитания в дастане Жусипа Баласагуни «Благодатное знание»: автореф… дисс. канд.пед.наук. – Алматы, 2007. – 28 с.
  12. Кенжетаев Д.Т. Предпосылки и становление казахского мусульманства: Монография – Астана: корпоративный фонд «Фонд поддержки Духовных ценностей», 2018. – 248 с.

Автор: АпендиевТ.А., PhD