Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

УРУС (ОРЫС) ХАН


Урус (Орыс) хан (дата рождения неизвестна – 1377)– правитель Золотой Орды, основатель династии казахских ханов.

Биография

Орыс хан известен как основатель династии казахских ханов и знаменитый правитель Ак Орды. В арабо-мусульманских источниках Орыс хан известен под именем Мухаммед. В средневековых источниках сохранились сведения о том, что «(7)76 (12.VI.13741.VI.1375» годах правителем этого ханства был человек по имени Урус. Это он свергнул с трона Айбек хана. Его имя Мухаммед, а Урус это, видимо, его псевдоним [1, с. 407].

В литературных источниках имя Орыс хана пишется по-разному. Он был известен как Урус хан или Орыс хан.  Исследователь Т.И. Султанов объясняет псевдоним Орыс, как фонетический вид этнонима «Орус» [2, с. 135]. Исследователь З. Кинаятулы также называет его Орыс ханом и появление этого псевдонима связывает с тем, что внешне он был похож на русского, т.е. светлокожий и светловолосый.

Год рождения Орыс хана неизвестен. З. Кинаятулы акцентирует свое внимание на этом вопросе: в 13451361 годах, когда его отец Шымтай восседал на троне Орды, то уже тогда начал учить его таким образом, чтобы он мог стать правителем Сарая».  Исходя из того, что как он поддерживал независимую политику своего старшего брата Мубарака Ходжи и становится популярен среди населения страны, то можно заметить, что еще при жизни отца он сформировался как политическая личность в Ак Орде.

По древней традиции монголов командование войсками начинается с 2530 лет, а правление страной, примерно с 40 лет. Среди монголов распространено святое понятие: «ДочХурсэн эр, доровдарсанат», что означает «Груз страны на плечах сорокалетнего мужчины, груз по дому на спину четырехлетнего верблюда». Чингисхан поднялся на трон всех монгол в 44 года, Джучи также будучи сорокачетырехлетним стал правителем своего улуса, также известно, что все четыре великих кагана этой династии заняли ханский трон в возрасте чуть более сорока лет. Каким бы батыром ни был бы, никто не мог стать во главе государства в возрасте 2530 лет. Сыновья Орыс хана (Токтакия, Кутлуг Буга) в 13741375 гг. возглавили военный поход против Токтамыса. Исходя из этого можно предположить, что Орыс хан занял трон в 1361 году в возрасте примерно 4045 лет, а в 5055 лет (13771378) ушел из жизни. Если так, то он родился примерно в 13231325 годах» [3, с. 242].

Еще одним из важных вопросов биографии Орыс хана является проблема родословной правителя, так как через определение его генеалогического древа, мы можем поставить точку в спорном вопросе, относящемся к происхождению казахских ханов. Исследоватеь Б.Б. Карибаев относительно вопроса генеалогии казахских ханов отмечает: «Если определиться с правильным ответом на этот вопрос, то мы можем обладать сведениями XIII – XV вв. из истории государственности на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака, а также истории политики правящей династии, а самое главное получить сведения о происхождении правящей династии Казахского ханства и об их истории до сер. XV века на территории Казахстана. Также, мы могли бы понять по какой причине основатели Казахского ханства Керей и Жанибек приложив неимоверные усилия, боролись за создание этнического государства. Именно поэтому для историков очень важно при исследовании истории создания Казахского ханства, определиться с проблемой происхождения правящей династии [4, с. 364].

М.К. Абусеитова пишет: «В настоящее время о происхождении династии казахских ханов есть два различных мнения. Одна группа исследователей считает, что они происходят от Орда Ежена, но мы полагаем что казахские ханы являются потомками тринадцатого сына Джучи Тукай Тимура [5, с. 38].

Известный историк З. Кинаятулы в свою очередь отмечает: «У истоков казахской государственности стоял Орыс хан и его потомки – это истина, признанная исторической наукой… Орыс хан признан основателем династии казахских ханов.  В исторической науке о родословной Орыс хана имеется двойственное мнение и при этом каждое из этих мнений имеет в своей основе сведения из письменных источников, ученый приводит имена историков придерживающихся своих позиций» [3, с. 227229].

Мнение о том, что родословная казахских ханов начинается с Тукай Тимура поддерживают Ч. Валиханов, Ш. Кудайбердыулы, Кубангали Халид, В.П. Юдин, М.К. Абусеитова, а к историкам, которые ведут родословную от Орда Ежена относятся В.В. Вельяминов-Зернов, Стэили Лен-Пуль, М. Тынышпаев, М.Г. Сафаргалиев, А.Ю. Якубовский, П.П. Иванов, Т.И. Петров, Б.А. Ахмедов, Г.А. Федоров-Давыдов, К.Е. Босфорт, К.А. Пищулина, Т.И. Султанов, Б.Б. Карибаев. Сторонники версии о том, что происхождение казахских ханов берет свое начало от Тукай Тимура, опираются на сведения из Абылгазы. По сообщениям Абылгазы линия Орус хана является потомками младших сыновей Джучи и их прародитель Тукай Тимур 18561857 гг.» [6, с. 162], Ш. Кудайбердыулы сообщает, что Тукай Тимур четвертый сын Джучи хана и казахи были в его подчинении, и предком Абильмансура Абылай хана тоже был он» [7, с. 51].

Сведения о том, что предком Орыс хана является Орда Еджен можно встретить в произведениях Рашид-ад-Дина, Муин ад-дин Натанзи, Гаффари и Хайдара Рази [8, с.  6671; 9, с. 129131; с. 210211; с. 214215].

М. Тынышпаев пишет, что казахские ханы, в т.ч. Орыс хан происходят от Орда Еджена. Он по казахской традиции определяет каждое звено поколений в генеалогическом древе и приходит к выводу, что даже среди казахов сохранились воспоминания о потомке Чингиз хана некоем Ежен хане (некоторые торе чингизиды считают его своим предком), а про Тукай Тимура они ничего не знают и сказать не могут» [10, с. 170].

Известный исследователь Т.И. Султанов выделяет территорию, которую занимали потомки Тукай Тимура и Орда Еджена и определяет, что Орыс хан является прямым потомком старшего сына Джучи хана Орда Еджена [2, с. 143144].

Версию о том, что казахские ханы происходят от старшего сына Джучи Орда Еджена подтверждает также и З. Кинаятулы, опираясь на сведения из источников на монгольском языке. Он поддерживает позицию тех ученых-историков, которые подтверждают происхождение Орыс хана от Орда Еджена и высказывает мысль о том, что эта версия исходит не только из арабских и персидских источников, но и одного из монгольских исторических родословных Чингисхана Язгуур Торлинн Цадигууд (родословная Чингисхана). В пятой таблице родословий приведена следующая генеологическая цепочка Джучи:

Чингисхан  Джучи  Орда – Кали (Кули) – Буян (Баян) – Сасыбука – Абисан (Эрзен) – Шымтай –Орыс хан. Таким образом Орыс хан признается девятым в генеологической линии потомком Орда Еджена [3, с. 228230].

Б.Б. Карибаев рассматривая родословную казахских ханов, в том числе Орыс хана, определяет субъективизм неизвестного автора «Тауарих-и гузида-йя нусрат-наме», написанный в первом десятилетии ХVІ века, источник начинает генеалогическую линию Орыс хана с Тукай Тимура. Исследователь показывает, что родословную казахских ханов искажали, начиная с династии шайбанидов в Мавераннахре до династии Шейбанидов в Хорезме. Об этом свидетельствует обращение разных представителей шейбанидов к Тукай Тимуридам: «Мы лучше вас». Тем самым они показывали свое стремление к власти не только над Мавераннахром и Хорезмом, но над всем Восточным Дешт-и-Кыпчаком. И еще раз подчеркивает, что у казахских ханов меньше прав на власть в Восточным Дешт-и-Кыпчаке по сравнению с династией Шейбанидов. Таким образом на сведения из «Тауарих-и гузида-йя нусрат-наме» следует смотреть критически, что сведения источника о том, что прородителем казахских ханов является младший сын Джучи Тукай Тимур является ошибочными и специально искаженными. В связи с этим ошибочными являются и заключения, тех авторов, которые опираются на ложные сведения [4, с. 380].

Таким образом, поддерживая позицию о происхождении Орыс хана по династийной линии Орда Ежена, можно определить генеалогическое древо и происхождение казахских правителей, берущих начало от Орыс хана.

Заслуги

Жизнь и деятельность Орыс хана тесно переплетается с историей Ак Орды в целом, в т.ч. политической историей государства Ак Орда в ХІVХV вв., борьбой за независимость от Золотой Орды. Из-за укрепления своей власти на территории Восточного Дешт-и–Кыпчака, а позже с участием акордынских ханов в конфликтах при распаде Золотой Орды, борьбой против агрессивной политики правителя Средней Азий эмира Тимура [11, с. 103].

С историко-географической позиции степная часть Дешт-и-Кыпчака составляет собственно территорию государства Ак Орда.

Именно на этой территории на местной этической основе было создано и существовало государство Ак Орда, а позже ханство Абулхаира. Правителями государства Ак Орда были потомки Орда Ежена старшего сына Джучи хана. Их зависимость от восседавших в Сарае золотоордынских правителей была только на словах. В сочинении Рашид ад-дина сообщается, что, хотя правители Ак Орды на словах считали себя важными потомками Батый хана, но на самом деле они были правителями своего улуса [8, с. 66]. 

Как отмечает Рашид ад-дин, Орда Еджен при жизни и после смерти отца несмотря на то, что второй сын Джучи хана Бату был наследником трона, обладал большим авторитетом и уважением окружающих людей. Даже в ярлыках Менгу кагана имя Орда Ежена стояло перед всеми остальными ханами. Потомки Орда Еджена, несмотря на традиционное первенство потомков Бату в очереди на трон правителей, на самом деле были независимыми ханами своих улусов. Такую ситуацию подтверждают также и археологические памятники [9, с. 4142].

Спустя некоторое время правители Ак Орды начали выпускать в городе Сыганак собственные теньге (деньги) [12, с. 161163].

Возникновениегосударства Ак Орда связано с разделением улуса Джучи при Батые на правое и левое крылья. Правое крыло государства Золотая Орда были отданы Батыю, а левое крыло Орда Еджену. Орда Еджен совместно с младшими братьями Уду, Тука Тимур, Шингкур, Сингкум владели восточными и юго-восточными землями государства [9, с. 4142].

В левое крыло также входил улус пятого сына Джучи Шибана [13, с. 62].

Начиная с 5060 годов ХІV века племена, населявшие территорию Ак Орды, т.е. Восточный Дешт-и-Кыпчак, в своей основе становятся известными под именем узбеки. В исторических исследованиях ХІVХV веков название узбек используется не как этноним, а в основном как наименование политической общности местных тюркских и различных монгольских племен. Поэтому рода и племена, составившие основу населения Дешт-и-Кыпчака, известны в истории как «92 ветвей узбекских племен». Конкретный список родов и племен, составляющую цифру 92, сохранился в ряде средневековых источников.

Сведения из этих источников были всесторонне изучены и введены в научный оборот историком-исследователем Т.И. Султановом [14, с. 2651]. Из числа этих родов и племен 20 входят в состав казахского народа, а именно жалайыр, конырад, алшын, аргын, найман, кыпчак, канлы, мангыт, табын, тама, рамадан, уйсин, телеу, кердери, шеркеш, керей, кереит, оймаут, кырк.

Политические объединения Восточного Дешт-и-Кыпчака в ХV веке состояли из множества мелких улусов, а также Ак Орды, ханства Абулхаира, Ногайской Орды, Средний и Младший жузы Казахского ханства, которые на самом деле составляли единую этническую группу.

Их этническую основу составили тюркские и отюреченные племена, не имеющие никаких различий по культурно-бытовому, языковому, хозяйственному признакам [15, с. 232].

В средневековых источниках часто встречаются имена эмиров и беков названных государств в различных структурах власти правителей  выходцев из династии Джучи хана. В этих источниках особенно часто встречаются названия крупных племен, таких как кыпчак, найман, конырат, карлук, уйсин, керей и мангыт [16, с. 9698, 143144, 146].

В период правления Орыс хана Ак Орда отделилась от Золотой Орды и превратилась в отдельное государство. В целом «смутное время» в истории Золотой Орды продолжалось порядка 20-ти лет, политический кризис стал все более усиливаться и углубляться. Сепаратистские движения стали заметны еще в период правления Жанибек хана. Средневековый персидский историк Муин-ад-дин Натанзи отмечает, что за тридцатилетнее правление в Ак Орде Сасы Буки Ак Орда, безусловно, подчинилась ханам Золотой Орды и он участвовал во всех курултаях [9, с. 129].

Сын Сасы Буки Ерзен, несмотря на свой авторитет на уровне Узбек хана, не отказывался от подчинения хану Золотой Орды [9, с. 129].

Устремления его сына Мубарак ходжи к независимости, как известно закончились неудачно. Хотя Мубарак ходжа отказывался от подчинения потокам Сайын (Бату) хана, но его бунт не нашел поддержки в среде народа. [9, с. 129]. Правитель Ак Орды Шымтай в период правления Жанибека, Бердибека и Келдибека в «смутные годы» отказался от трона Золотой Орды» [9, с. 124].

В период 17-летнего правления Ак Ордой Шымтай хана возникавшие конфликты и бунты в западных владениях Золотой Орды повлияли на политическое отдаление Ак Орды от Сарая. По «Анониму Искандера» правитель Ак Орды Шымтай в последние годы своей власти самостоятельно, т.е. независимо от Золотой Орды правит прежним Улусом Орды Еджена. В период правления сына Шымтая Орыс хана Ак Орда становится независимым государством. Орыс хан взошел на престол в 1361 году после смерти отца Шымтая. Он, ещё при жизни отца активно участвовал в политической жизни Ак Орды. В период политической нестабильности, которая имела место в Ак Орде, правители лишились ряда главных городов в долине реки Сырдарьи. Как сообщает Муин ад-Дин Натанзи, в 751756 (13511364) годы от хиджры были убиты 8 ханов из династии Орда Еджена правители Золотой Орды. Бунты прекратились на некоторое время в связи с приходом к власти в 1381 году Орыс хана. Он в самом начале своего правления разрешил внутренние противоречия и прекратил междоусобные конфликты в Ак Орде. В период бунтов в Ак Орде верхушка местных племен Восточного Дешт-и-Кыпчака эмиры укрепили свою власть. Например, известный исследователь В.И. Юдин сообщает, что анализ сведений из «Чингизнаме» Утемиша Ходжи показывает, что в период правления Узбек хана, известный эмир Кият, сын Исатая Жыр Кутлы некоторое время правил территорией Дешт-и-Кыпчака. Автор подтверждает сведения Утемиша Ходжи и конкретизирует их фактами из сочинения Кадыргали Жалаири. Согласно этому источнику Жыр Кутлы правил некоторое время, пока не нашел свою смерть от рук Орыс хана. Поэтому, как отмечает В.П. Юдин, в ХIV веке власть над Восточным Дешт-и-Кыпчаком на некоторое время переходит в руки правителей местных племен [17, с. 61].  

В дальнейшем рассматривая развитие событий, мы сможем убедиться в точности приведенных сведений. Например, Тохтамыш хан, опираясь на поддержавшие его рода и племена шырын, барын, аргын, кыпчак Восточного Дешт-и-Кыпчака выступает против Орыс хана  правителя Ак Орды после Шымтая. Одной из причин этому является то, что вскоре после прихода к власти Тохтамыш начинает наказывать правителей и эмиров, которые не захотели признавать его как правителя. Среди них был правитель Мангышлакского края Тай Ходжа Оглан. Известно, что его сын Тохтамыш после смерти отца, обеспокоившись за свою жизнь, находит убежище у эмира Тимура. Воспользовавшись поддержкой эмира Тимура, Тохтамыш начинает борьбу против Орыс хана, по словам Утемиша Ходжи, «ТохтамышОглан находит поддержку у дальних родственников», т.е. родов и племен  барын, аргын и кыпчак [18, с. 192193]. Далее автор источника сообщает о том, что предводители названных родов и племен, отправляют посольство к Тохтамышу с просьбой освободить их от гнета Орыс хана [18, с. 192193]. Эти сведения помогают нам понять политику, которой придерживались представители родов и племен, оказывавших влияние на правителей Восточного Дешт-и-Кыпчака. В свою очередь эти же представители родов и племен враждовали друг с другом. Поэтому оказывая поддержку кому-либо из потомков Джучи хана в захвате власти, они одновременно вели междоусобные войны. Отсюда следует, что сила и авторитет правителей того исторического периода находились в прямой зависимости от силы и авторитета поддержавших их в этой борьбе родов и племен. Например, те племена, что поддержали Тохтамыша, преднамеренно задержали откочевку на жайляу и старались кочевать отдельно от хана. Когда же Орыс хан с целью их наказания отправил отряды преследователей с наказом, чтобы они собрались. Верхушка родов и племен находила причины отказать хану, ссылаясь на отдаленность территории кочевания, а те из них, что располагались вблизи от ханской орды отказались от военного похода в связи с чрезмерной упитанностью лошадей и непригодности для тяжёлых переходов [18, с. 193195].

Эти примеры показывают, что авторитет верхушки родоплеменных объединений Восточного Дешт-и-Кыпчака в политической жизни был весьма значительным. Они пользовались своим преимуществом и оказывали влияние на политику потомков Джучи хана. Для укрепления своей власти Орыс хан в первую очередь решил задушить сепаратистские устремления вождей отдельных родов и племен и близких к ним представителей семьи джучидов.

В мусульманских летописях Орыс хан характеризуется как смелый, волевой правитель. Он сумел воспользоваться сепаратистскими устремлениями внутри Золотой Орды и укрепить Ак Орду, затем решил завоевать города вдоль Сырдарьи, Едиля (Волги). С этой целью в 1367 году, он собрал местных правителей кочевых объединений на Великий курултай и поставил задачу военного похода против Золотой Орды. Большинство аристократов (аксуйеков) поддержали Орыс Хана, заручившись поддержкой участников курултая. Орыс хан в 13611368 годах начал завоевательные походы на города вдоль Сырдарьи, в том числе крупнейший город Золотой Орды Сыгнак. В Сыгнаке начали чеканить деньги с именем Орыс хана. В 1368 году он отправляется в военный поход в долину реки Едиль. До 1372 года он подчинил себе территории cеверного Арала, Мангыстау и земли Западного Казахстана. В 13741375 гг. завоевывает города Сарайчик, Хаджи-Тархан (Астрахань), Сарай, аль-Махруса и Сарай аль-Жедид и тем самым устанавливает свою власть над территорией Золотой Орды. В 13771378 гг. несколько раз чеканит деньги от своего имени. В период расцвета и величия Ак Орды сын Тайходжи Тохтамыш осуществляет побег в Мавераннахр, и, получив поддержку от эмира Тимура превращается в нового политического противника правителя Ак Орды. Эмир Тимур с целью упрочения своей власти в Центральной Азии пристально следит за своим северным соседом, всячески препятствует его усилению, так как видит в нём опасного противника в достижении своих великодержавных устремлений. Эмир Тимур поддерживает Тохтамыша для того, чтобы посадить его на трон Золотой Орды и Ак Орды как свою марионетку и манипулировать им без особого труда. В средневековых источниках отмечается: «узнав о прибытии Тохтамыша в Самарканд, он отказался от текущих дел и высоко оценил его поступок». Тимур приложил все силы, чтобы оказать ему всевозможное уважение и почет, одарил царскими подарками, организовал большое празднество. «Тохтамышу и его спутникам преподнесли подарки непостижимого разуму размерам золота, драгоценных изделий, оружия, а также тканей, лошадей и верблюдов, шатры и юрты, знамена, отряды войск одним словом неописуемое количество щедрых подарков. Как знак уважения к нему назвал его своим сыном [9, с. 131]. Эмир Тимур не только поддерживал Тохтамыша, но и выделил ему территории от Отырара и Саурана, относящихся, кстати, к владениям Орыс хана. Правителем Саурана был сын Орыс хана Кутлук-Буга. В первом бою во главе войск эмира Тимура Тохтамыш терпит поражение. Это событие не испортило отношения эмира Тимура к Тохтамышу и через несколько месяцев во главе войск правителя Мавераннахра Тохтамыш выдвигается к границам города Сыгнак. На этот раз ему противостоит сын Орыс хана Тохтахия. Тохтамыш снова терпит поражение и будучи раненным, едва переплывает Сырдарью, спасая свою жизнь. О дальнейших событиях М.Г. Сафаргалиев пишет следующее: «Орыс хан собственноручно собирает войска против Тохтамыша. О подготовке большого количества войск хану доносит Болтактыұлы Едыге, который в это время служил в Сарае Орыс хана главным эмиром. Как следует из источников, Орыс хан доводит до сведения эмира Тимура следующее: «Тохтамыш убил моего сына и перебрался на твою сторону, задержи и передай мне моего врага, если не согласен, назначь место боя».

Но эмир Тимур поддерживает и остается другом Тохтамыша. «Он нашел убежище в моём государстве, я его тебе не выдам, но,если говорить о войне к ней я готов»,  ответил эмир Тимур. Открытая война между Тимуром и Орыс ханом началась зимой 1377 года. Войска противников встретились у стен Сыгнака, но вдруг испортилась погода и стороны разошлись без боя. [19, с. 400401]. Весной 1377 года эмир Тимур вновь отправился в военный поход против Орыс хана, но большое сражение не состоялось, тому причиной стала кончина Орыс хана. Существует ряд версий в связи со смертью Орыс хана. Средневековые авторы Муин ад-дин Натанзи, Гаффари и Хайдар Рази сообщают о белой (своей) смерти Орыс хана [9, с. 131, 211, 214]. По сообщению же Утемиша Ходжи, Орыс хан погиб в бою, преследуя уходящих к Тохтамышу племена барын, аргын, кыпчак и др. [18, с. 194195].

Анализируя сведения названных источников, З. Кинаятұлы пишет: «Если учесть, что в боях у стен Саурана и Сыгнака против правителей Мавераннахра Орыс хан прямого участия не принимал, а во время военных столкновений 1379 года на Каратале между Тимур Малик ханом и Тохтамышем, Орыс хана не было на этом свете, то версия «Орыс хан погиб в бою» является ошибочной. К тому же и многие другие авторы пишут, что он «умер» а не «погиб».

Учитывая вышесказанные мнения, мы придерживаемся версии того, что бесстрашный хан Алаша Орыс хан «умер по велению Аллаха своей смертью» [3, с. 244]. З. Кинаятулы, анализируя позицию других исследователей, отмечает, что название территорий, где вели военные действия сыновья Орыс хана против войск эмира Тимур и Тохтамыша (13761377 гг.) не соответствуют исторической географии и считает уместным сообщение Кадыргали Жалаири о том, что «Орыс хан скончался в местности Кыштам на северной стороне» [3, с. 244]. Далее исследователь предлагает следующее заключение: «Войска хана осенью 1377 года добрались до Сайрана и расположились в 7 верстах от войск Тохтамыша. Каждое из войск было готово к бою, но проливные дожди и снежные бури, продолжавшиеся в течение 3-х месяцев не дали возможности для боевых действий. Сообщения Мунн ад-Натанзи: «Наступили сильные морозы и Орыс хан срочно вернулся назад», приводит к мысли, что он тяжело заболел в этих местах [3, с. 244].

Преследуя потерпевшего поражение Тимур-Малика войска эмира Тимура и Тохтамыша через 13 дней добираются до озера Балхаш, где находят военные соединения Орыс хана. В это время они получают сообщение о смерти Орыс хана, и что его место занял сын Тохтахия. По времени это соответствует зиме 1377 г. или ранней весне 1378 г. З. Кинаятулы сомневается в исторических фактах, что в 779 г. от хиджры (13771378) чеканились деньги от имени Орыс хана, и что он скончался позже выше обозначенных событий. Он отмечает: «Определить время кончины Орыс хана, исходя из даты чеканки денег от его имени неверно, так как, занявшие его место сыновья могли сами чеканить деньги в памяти об отце [3, с. 244]. В период правления Орыс хана и его сына Тохтахии Тохтамышу не удалось завладеть землями Дешт-и-Кыпчака. Тохтахия был у власти всего два месяца и безвременно скончался. После него власть перешла в руки второго сына Орыс хана Тимур-Малика. В это время, имея военную поддержку со стороны эмира Тимура, Тохтамыш добивается власти над Восточным Дешт-и-Кыпчаком. [9, с. 150151].  В дальнейшем он завоюет всю территорию Золотой Орды.

На страницах истории Орыс хан предстает не только как правитель государства Ак Орды, но и как великая личность, которая занимает особое место в истории создания казахской государственности.

Память

Орыс хан является личностью, которая занимает особое место в казахской истории. Во всех трудах исследователей и летописцев, он признается основателем династии казахских ханов. В средневековых источниках Орыс хан характеризуется как государственный деятель, который обладает всеми качествами, присущими мусульманским правителям. На территории своего государства он построил много мечетей, медресе и других архитектурных строений, установил порядок в стране, всегда находился в авангарде своих войск во времена боевых столкновений и был смелым военачальником. Орыс хан остался в народной памяти как сильный и могущественный правитель Ак Орды.

По сведениям из источника Муизз ал-ансаб у Орыс хана было семь дочерей и 8 сыновей. Имена восьмерых сыновей следующие: 1. Тохтахия, 2. Саид-али (Сеит-али), 3. Саид-Ахмет (Сеит-Ахмет), 4. Тохта-Булад (Тохта-Булат), 5. Тугулук-Булад (Тогылык Булат), 6. Кутулу-Бука (Кутулук-Бука), 7. Тимур-Малик (Темир-Малик), 8.Куйурчук.

От генеалогической линии Орыс хана далее разветвляются три знаменитых семьи (шанырака):

1. Семья Тохтахии. В этом доме родился первый хан Казахского ханства Керей хан и его потомки. 

2. Семья Тимур-Малика. В этом доме родились последние из потомков ханов Золотой Орды (Тимур-Кутулук, Шадибек, Фулад хан, Тимур султан, Мухаммад Султан).

3. Семья Куйурчук хана. Барак хан, и от его сына Баракұлы аз-Жанибек до Кенесары Касымулы  все казахские ханы являются представителями этой династийной линии [3, с. 245].

Список литературы и источников:

  1. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. В.Тизенгаузена. – Т.1. Извлечения из сочинений арабских. – СПб., 1884. –  563 с.
  2. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. – Алматы, 2001. – 276 с.
  3. Қинаятұлы З. Қазақ мемлекеті және Жошы хан (тарихи-сараптамалық зерттеу). – Астана: Елорда, 2004. – 344 б.
  4. Кәрібаев Б.Б. Қазақ хандығының құрылу тарихы. – Алматы, 2014. – 520 б.
  5. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине ХVІ века. – Алматы, 1985. – 104 с.
  6. Валиханов Ч.Ч. Таңдамалы. 2-басылым. – Т.ІІ. – Алма-Ата, 1985. – 260 б.
  7. Құдайбердіұлы Ш. Түрік, қырғыз-қазақ һәм хандар шежіресі. – Алматы, 1991. – 80 б.
  8. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с перс. Ю.П. Верховского / Ред. И.П. Петрушевского. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. – Т.2. – 253 с.
  9. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – Т.II. Извлечения из персидских сочинений. Собранные В. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л.Волиным. – М.-Л., 1941. –308 с.
  10. Тынышпаев М. История казахского народа. Составители и авторы предисловия проф. Такенов А.С. и Байгалиев Б. – Алма-Ата: «Қазақ университеті», 1993. – 224 с.
  11. Қазақстан тарихы  көне заманнан бүгінге дейін. Бес томдық. – Алматы, 2010. – Т.2. – 638 б.
  12. Савельев П.С. Монеты Джучидов, Джагатаидов, джелаиридов и другие, обращавшиеся в Золотой Орде в эпоху Тохтамыша. Вып. 1. – СПб., 1857. – 190 с.
  13. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. – М., 1973. – 180 с.
  14. Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в ХVХVІІ вв. – М., 1982. – 160 с.
  15. Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине ХІV – начале ХVІ веков. (Вопросы политической и социально-экономической истории.). – Алма-Ата, 1977. – 288 с. 
  16. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений) /сост.: С.К.Ибрагимов, Н.Н. Мингулов, В.П. Юдин. – Алма-Ата, 1969. – 652 с.
  17. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсимиле, пер., транскрипция, текстологические примечания, исследование В.П.Юдина, комментарии и указатели М.X. Абусеитовой. – Алма-Ата: Гылым, 1992. – 296 с 
  18. Қазақстан тарихы туралы түркі деректемелері. Т.1.: Өтеміс қажы. Шыңғыс наме / факсимиле, транскрипциясы, мәтіннамалық ескертулер, зерттеу мақалалар В.П. Юдиндікі. –  Алматы, 2005. – 400 б.
  19. Сафаргалиев М.Г., Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций (из опыта образования и распада империй XXV вв.). – М., 1996. – 768 с.

Автор:Ногайбаева М.С., к.и.н.