Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

АКТАМБЕРДЫ САРЫУЛЫ


Актамберды Сарыулы (16751768/69)казахский поэт-сказитель, полководец, батыр, государственный и общественный деятель, дипломат.

Биография

Выдающиеся казахские поэты – сказители испокон веков в своих произведениях отражали народные чаяния. Не был исключением и  Актамберды жырау яркий представитель школы сказителей в казахской истории, дипломат, известный в народе как бесстрашный батыр. Он родился в 1675 году вблизи гор Каратау на территории нынешней Туркестанской области и посвятил всю жизнь служению народу и отечеству.

Юный Актамберды с 10-и лет стал сочинять стихи, выражая своё мнение с помощью поэтических строк. Судя по строкам из его стихов: «В двенадцать лет я сел на коня, взял в руки саблю», Актамберды рано включился в борьбу с врагами. Почти все поэты – свидетели трагических событий первой трети XVIII в. – не обошли молчанием последствия ойратской агрессии. Актамберды, переживший вместе с народом все его невзгоды, с 17 лет участвовал в сражениях с калмыками, с правителями Средней Азии. В этих сражениях он отличился своей смелостью, а позже выделился и своими способностями как военачальник. Закаленный во многих войнах и прозванный батыром, Актамберды жырау был участником многих событий, вошедших в историю как «Годы великого бедствия». Он был одним из организаторов национально-освободительной борьбы против джунгарских завоевателей. Своим острым словом и выразительным слогом в любой среде он обращал на себя внимание, открыто выражая мнение народа перед ханами и султанами.

Батыр Актамберды был одним из тех, кто своими пламенными сказаниями объединил народ на борьбу против джунгаров. Талант Актамберды как сказителя стало широко известно на общеказахском собрании в Ордабасы после печально известного «Актабан шубырынды» – массовой откочевки казахов из родных земель из-за набегов врагов. Актамберды жырау прославлял знаменитых казахских батыров (Кабанбай, Богенбай), призывая к защите отечества от врагов. Его сказания о набегах джунгаров и страданиях народа стали настоящим призывом для казахских батыров,  подняли боевый дух и настрой  казахской армии [1, с. 189].

Говоря об особой роли творчества сказителей в казахской литературе и истории, необходимо упомянуть о роли Актамберды, его творчестве как неотъемлемой части поэзии того времени. Во времена Казахского ханства поэты-сказители высказывались в своих монологах-толгау не только о важных политических проблемах, но и затрагивали вопросы воспитания и морали,  чести, достоинства и совести. В толгау-сказаниях, сказители выражали свою точку зрения о жизни и смерти, о непостоянстве и обманчивости мира. Поэзия сказителей прочно укрепилась в национальном сознании благодаря особой энергии воздействия. Наследие жырау включает в себя историческую память о ханах, управлявших государством, о воспитании детей и многих вещах представляющих ценность в эстетическом плане.

В нём  сочетались как поэтический дар, так и героические, полководческие качества, за что  в народе его стали звать  «Жорық жырау», то есть «Сказитель походов». В своих песенно-поэтических произведениях Актамберды философски осмысливал жизнь народа, в художественной форме объяснял различные события в жизни государства и народа. В своих песнях излагал свое мнение о происходящих событиях, давали советы и рекомендации ханам, как преодолеть сложные жизненные моменты.

После разгрома джунгарского государства и освобождения восточных областей Казахстана от врага Актамберды жырау принимал активное участие в организации возвращения и обоснования казахского населения на его исконных землях, на земле отцов и предков. Он пытается приучить к оседлости казахские роды, находившиеся под его покровительством. В этих целях Актамберды жырау организовывает прокладку арыков, сооружение запруд и строительство других ирригационных сооружений.

Актамберды жырау – полководец, яркий представитель школы жырау, посредник-миротворец. «Начав свой путь в двенадцать, меч прикрепил на пояс», – судя по этим словам, Актамберды был из тех воинов, которые участвовали в боях будучи почти детьми. Он хорошо описывает в своих сказаниях особенности быта, семьи, страны, рассуждает о мужестве и вопросах земли. Актамберды жырау – мастер короткого, но объемного и выразительного слова [2, с. 15–16]. Он мог моментально высказать то, что накопилось в его душе, в пылу дискуссии, не потеряв ни одной мысли, поэтому его слово было таким острым. Возможно, ему принадлежат эпические широкомасштабные произведения, но пока объемные тексты не дошли до нас. Актамберды жырау – также певец эпического жанра. В своих сказаниях он возвышенно воспевает  мужество батыров.

Произведения Актамберды жырау предстают перед нами в основном в форме афористических и назидательных размышлений. Они отражают мысли и мечты, цели и интересы кочевого казахского народа. Некоторые строки его песенных сказаний раскрывают перед слушателем особенности менталитета казахского народа, его специфический взгляд на бытие. Пожалуй, никто не сможет сравниться с Актамберды жырау в его размышлениях о месте и роли домашних животных, в особенности лошади, в жизни кочевников. Он считает лошадь источником жизни, «атрибутом настоящего жигита» и описывает ее как спутника и скакуна батыра, идущего против врага.

Актамберды Сарыулы скончался в местности Жүрек жота на территории нынешнего Абайского района Восточно-Казахстанской области. Сохранились сведения, что Актамберды жырау прожил 93 года и умер в 1768 году, а в некоторых источниках – в 1869 году.

Заслуги

Сочетание в одном лице сказителя, музыканта, певца и поэта было традиционным и наблюдалось на всех этапах развития искусства у казахов. Именно в силу этого до нас дошли замечательные образцы устного народного поэтического творчества прошлого.

Произведения Актамберды – яркое свидетельство того, как сказания выделились в отдельный жанр. Придавая народной мудрости художественный стиль, жанр жырау поднимает искусство слова на более высокий уровень.Во время войны не каждый может привлечь внимание искусным словом. Как говорят, «батыр, который переживает вместе с народом трудные и спокойные времена заслуживает доверия многих», сам Актамберды и его слова заслужили доверие и уважение народа. Жырау, подаривший народу правдивое сказание, обладает бессмертной славой. Не каждый человек может стать передовым мыслителем своего времени. Жырау не собирает в себе весь опыт жизни, а лишь отбирает самое важное, самое наболевшее и выплескивает на суд народа. В этом, возможно и заключается ценность жырау. Для самовыражения жырау нужна внутрення готовность к импровизации, такую остроту мысли и слова он берет из литературы, учится красноречию у народа. Такие навыки мы наблюдаем и в поэзии Актамберды [3, с. 267].

Актамберды умело вплетает в сказания о своем жизнеописании живые художественные приемы. Его произведения словно отмечены клеймом высшей пробы. Возможно еще не записанные на сегодняшний день, сказания Актамберды жырау, по всей вероятности, еще в памяти народа. Как известно, целый ряд его стихов и сказаний  были опубликованы. Его сказание «Завет моим детям» является, по видимому, одним из последних произведений сказителя, где призывает своих потомков к единству, высоким целям и мирному сосуществованию. Он учить молодежь быть разумными и мастерами своего дела, предостерегает народ от раздора.

Основной мотив творчества Актамберды – призыв к мужеству, к борьбе против врагов. Он мечтает освободить земли, завеванные врагом, чтобы весь народ единым фронтом двинулся на врага и нанес джунгарам сокрушительный удар. Такие произведения жыршы как «Балпаң-балпаң кім баспас» («Кто не двигается гуськом»), «Жауға шаптым» (Нападение на врага), «От басар орны отаудай» («Очаг сродни семье») призывают народ на бескомпромисную войну с врагами. Погибнуть за родину – исполнение мечты воина. Он – признаный мастер импровизации. Произведения возникали мгновенно и тут же распространялись и таким образом сохранились в памяти народа до наших времен. Его стихи и песни о походах на врага исполнялись в армии, в среде воинов служили как призывом так и лозунгом. [2, с. 16–17].

Актамберды жырау призывал к беспощадной битве с захватчиками-джунгарами, в своих произведениях он грезил о мирной и свободной жизни своего народа, о восстановлении социальной справедливости, о тех временах, когда светлые мечты и чаяния людей сбудутся. Народ признавал и признает Актамберды жырау  мужественным полководцем, участвовавшим в войне против врага, а также сказителем, который своим искренним и острым словом поддерживал дух народа и укреплял веру в победу. Как было сказано выше, Актамберды прославился не только своими пламенными сказаниями, но и как батыр. Свидетельством тому служат его участие в 20-х годах XVIII века в боях с джунгарами а также в столкновениях, имевших место на границе. Причиной тому, что Актамберды жырау стал полководцем, стала геополитическая ситуация того времени.

Актамберды, Казтуған, Шалгез, Доспамбет и другие акыны никогда не старались выпячивать себя в сказаниях, а посвящали произведения интересам и чаяниям своей народа. По историческим данным, акыны воспевали незаметные стороны и события жизни через красноречие и жемчужины слова. Они также упоминали о моральных и эстетических вопросах жизни. Творчество акынов и жырау раскрывается с разных сторон в любую эпоху. Каждое поколение, может изучать и вопринимать их произведения по своему. Глубина афоризмов может быть понята по-разному, но основное эстетическое значение не исчезнет никогда. Поэтому эти произведения сохранятся в памяти народа навсегда.

Первые произведения жырау появились, вероятно, когда Актамберды был молод, бедствовал, переживал трудности и кризис личностного становления. В те времена он страдал от беспомощности, одиночества и нищеты. Лирический герой в полном одиночестве, беззащитный, перенесщий много трудностей, чувствовал себя потерянным. Он грустил и мечтал дорасти до возраста когда сможет показать свою силу и справиться с невзгодами судьбы. Он все же верил в добро и ждал момента признания. Его последующие произведения проникнуты духом упорства и мужества [4, с. 453]. По мнению великого жырау, признаком мужества является желание защищать родину в трудные времена, и если возникнет необходимость даже погибнуть за нее. Для поэта именно такой образ мужчины является образцовым, о таком герое он пишет и прославляет.

Давайте остановимся на некоторых произведениях из духовного наследия прославленного сказителя. «Кумбір-кумбір кісінетіп» («Приглушенно ржущие кони»), «Уа, қарт Богенбай» (Уа, старец Богенбай), «Менімен, ханым, ойнаспа» (Не шути со мной мой хан), «Жауға шаптым ту байлап» (Наступаю на врага, высоко держа знамя), «Заманым менiң тар болды» («Трудное было время» также и другие песни и сказания полны мужества, гуманизма и любви к родине.

На сегодняшний день известны 26 произведений Актамберды. По тематике они разделены на три части и соотвествуют трем периодам жизни воина-акына: юности, зрелости, периода расцвета славы и достижении пожилого возраста [4, с. 554]. В сказаниях Актамберды, основная цель борьбы за свободу это прежде всего становление народа, завоеванная кровью мирная жизнь, свободный народ, счастливое и безбедное существование. Его беспокоит мысль о том, чтобы бежмятежная жизнь народа не была нарушена внутренними конфликтами, чтобы благополучие и единство сохранились навсегда.

Творчество Актамберды дает обширную информацию о политической и социальной жизни того времени, об умонастроениях казахского народа, о деталях быта, о мечтах и чаяниях людей, об уровне жизни и благосостояния в казахских аулах. Сказания жырау показывают установки казахов в период ослабления Казахского ханства в отношении врагов, об опасностях со стороны внешних сил, об отношении к политике колонизации и к враждебным нападкам. В сказаниях жырау описываются характерные черты и образ жизни народа, мировоззрение людей, их отношение к жизни и общая философия в определенное время, в определенном пространстве.

В сказаниях Актамберды существует особое трепетное отношение к родине, он почитает мужество и прославляет независимость своего отечества. Особенно этот порыв заметен  в длинном сказании «Кулдір-кулдір кісінетіп» («Приглушенно ржущие кони»).Это сказание считается одним из самых длинных, в сказании прослеживаются свойственное казахам гостеприимство и особенности кочевого образа жизни [5, с. 23–32].

В сказаниях и стихах Актамберды дается характеристика жанровых особенностей произведений, а также характеристика героев произведений. В своих работах сказитель показывает действия и поступки ролевых героев и через них выражает свои мысли. В таких случаях сказитель описывает в своих трудах быт народа, культуру жизни. Если перечислять, то это реалистично описанные национальные поверья, мировоззрение казахов, традиции, условия жизни и культура. Почему его сказания быстро распространялись по степи, потому что они были искренними и правдивыми. Главная ценность произведений Актамберды – наличие исторического и информационного материала. Факты, приведенные в произведениях Актамберды считаются ценным устным материалом для изучения казахской истории той эпохи, эти данные помогли раскрыть сущность некоторых событий и восставновить многие важные факты.

В науке существует много способов по разному анализировать данные своеобразного характера. В исторической науке ученые используют различные методы для анализа исторических данных и материала сказителей и авторов. Прежде всего необходимо убедиться в подлинности материала, его соотвествии оригиналу, а также разъяснить и понять насколько такой материал может быть полезен для определенного исследования. Для того чтобы проводить работу с произведением устного творчества: нужно правильно прочитать и понять его, выявить части добавленные или дополненные позже, раскрыть их отношение к оригинальному тексту. Если нет оригинального варианта, то проводится работа по выявлению истории текста и по приведению в порядок авторской версии. Таким путем изучаются труды Актамберды, его стихи и сказания проливают свет на множество данных, работа над дополнениями всегда в процессе.

Еще одна важная ценность произведений Актамберды жырау заключается в высоком уровне художественности, эстетичности, познавательности и философской мысли. Описывая факты своего времени в сказаниях, Актамберды также показывает общую картину своего времени, изображает природу, передает понятия и мировоззрение людей. Актамберды жырау изображает свой жизненный путь в сказаниях в довольно художественной манере, с глубоким смыслом, словами, которые складываются в красивый узор. Его произведения отмечены клеймом благородного мастера. По всей вероятности, его сказания написанные в такой манере, все еще в памяти народа, хоть и недоступны в письменном виде. Еще одна особенность творчества Актамберды жырау в том, что его сказания и литературные труды полны афоризмов. Эти афоризмы могут вызывать спор между обществом и средой в сфере образования.

Как мы уже отмечали, Актамберды начал сочинять стихи с 10 лет и выражал свое мнение в стихотворной форме. Кроме того, в условиях военного времени, в которое он родился, он с 13 лет вооружился и принимал участие в войнах. Таким образом, талант жырау и талант воина развивался у Актамберды одновременно. Независимо от таланта жырау, Актамберды отличался мужеством и другими качествами, которые свойственны батырам. Он никогда не оставался вне боевых действий, выступал как полководец, а также сам принимал активное участие в боях, за это его прозвали в народе «Жорық жырау» – «Походный жырау». Совмещая в себе талант батыра и сказителя одновременно, он занимал особое место среди сказителей [6, с. 15–18].

Одно из доказательств его мужества – эпизод из биографии жырау, когда он в молодом возрасте попал в плен к туркменам. В то время случаи скотокрадства между казахами и туркменами привели к нежелательным последствиям, враждующие стороны часто нападали на аулы друг друга. Однажды, путешествуя по степи Актамберды присоединяется к каравану и случайно попадает в плен к туркменам. Еще несколько человек из его окружения тоже попадают в сложную ситуацию. Но Актамберды был уверен в себе и в своих силах. Он находит способ схитрить и захватить лук и стрелы, при помощи которых убивает людей, захвативших его в плен и вырывается на свободу. После этого случая, слава о мужестве и находчивости Актамберды распространяется по всей степи.

Как мы видим, творчество Актамберды жырау в основном состоит из призыва защищать от врагов родину, народ, землю, семью, родной очаг, не жалеть себя ради отчизны. В результате, восхваление таких качеств в сказаниях способствовало воспитанию у молодежи любви к своему народу, гуманизма и признавалось важной миссией гражданина. В сложные времена, когда Казахское ханство переживало политический кризис или опасность извне, произведения сказителей про батыров, которые воевали за независимость государства и его процветание, тема мужества и преданности народу была наиболее востребована и помогала поддерживать дух народа [7, с. 395].

Произведения Актамберды жырау в основном представляют собой изречения-наставления. Из них можно узнать о мечтах, интересах кочевых казахов… Во многих произведениях поэт призывает народ бороться с врагом, не щадя своих сил. Стихотворения Актамберды жырау, появившиеся в ХVIII веке, в период ожесточенных войн и схваток, воодушевляли народ и поднимали его воинский дух.

Во время событий «Ақтабан шубырынды» или массовой откочевки казахов из родных земель из-за набегов врагов, воины все время находились в седле, все в степи были наготове, но людей надо было вдохновлять. Поэтому Актамберды всегда находился в условиях войны в первых рядах. Наряду с талантом сказителя и поэта, война и лишения способствовали также развитию его качеств как бесстрашного воина и полководца. Переживший кровавые события «Ақтабан шубырынды» сказитель, с ранних пор и в течение 70 лет оставался в седле, защищая родину и землю, будучи мастером красноречия, справедливым бием-судьей, знаменитым жырау. Мечты казахских воинов о независимости и свободе, вера в будущее, понимание справедливости и подлости, о насилии и несправедливости, все эти размышления прошли через сердце и душу Актамберды и вылились затем в песни и сказания [9, с. 29].

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что Актамберды жырау выражал свою ненависть против джунгаров, которые бесконечно нападали и причиняли казахскому народу много страданий, также через свое творчество. Он словно собирал все свои духовные и физические силы, чтобы выступить против калмыков в любой момент. Он участвовал во всех больших и малых войнах с жонгарами в период с 1738 по 1752 гг.

Актамберды участвовал с кровавых боях с жонгарами и приграничными соседями на юге, пережил много опасных моментов, когда речь шла о жизни и смерти. Это один из самых сложных периодов его жизни. Не раз возникали обстоятельства, когда Актамберды подвергался смертельной опасности.

Нельзя не заметить, что война с джунгарами оказала воздействие как на его жизнь, так и на его творчество. Он быстро повзрослел и обрел славу жырау, вдохновлял батыров на освободительную войну. Актамберды также внес значительный вклад для восстановления и усиления централизованной казахской государственности во главе с Абылай ханом. Многие историки ставят рядом с Абылай ханом сказителя Бухар жырау. Это справедливо, поскольку Баба Бухар был самым близким советником Абылая, с ним хан делился мыслями и планами. Тем не менее, не только Бухар жырау был рядом с Абылаем, но и многие другие жырау и батыры, среди которых есть и Актамберды. Сказители Актамберды, Таттикара, Жанкиси были современниками Абылай хана. Они не оставались в тени хана и султанов, они тоже управляли народом. Таким образом, можно сделать вывод, что представители литературы ХVIII века, личности вобравшие в себя качества батыра и акына служили народу и сыграли большую роль в освободительной войне [3, с. 190].

Одним из самых важных факторов является имевший место в то время процесс развала в политической сфере. После смерти Тауке хана в 1715 году, его наследники не смогли управлять государством. Например, наследник Тауке хана Кайып хан не смог восстановить разваливающееся государство до прежнего состояния. Наблюдая за борьбой за трон между наследниками хана, группы султанов выразили недовольство властью. Правители трех жузов начали переустраивать власть на свой манер, самостоятельно, отделившись друг от друга, что послужило проблемой для объединения в одно ханство. В младшем жузе, борьбу за власть предпринял Абулхаир, который считался ханским наследником, но встретил противоборство со стороны наследников трона. В связи с этим, борьба за верховную власть вошла в свою наивысшую фазу. Это привело Казахское ханство к негативным последствиям, которые длились веками. Оборвалась крепкая связь между жузами, племенами и родами и привела к разделению и потере единства народа. Султаны, правящие жузами усилили в своей юрисдикции сепаратизм и автократию. В каждом жузе появился свой хан. Соответственно ослабла роль центра, единого хана. В Старшем жузе – Жолбарыс, Иман; в Среднем – Болат, Самеке, Кушик; в Младшем жузе Абулхаир установил власть султанов, нарушилось единство, начались раздоры [10, с. 135].

Вышеуказанные внутренние политические факторы пошатнули независимость Казахского ханства, и способствовали действиям России в интересах колонизации казахских земель с одной стороны и нападениям джунгаров с другой стороны. Актамберды жырау наблюдающий за этими процессами воочию, стал одним из тех, кто радел за будущее страны и народа. Как патриот своей страны он выступал за объединение государства под одним флагом. Актамберды жырау сразу распознал в Абылае сильного политического лидера и желал чтобы тот стал главой объединенного казахского ханства. Как известно из истории, правление Абылая привело к большим изменениям во внешней и внутренней политике ханства. Абылай хан смог установить дружеские связи с Российской империей, Джунгарией, Китаем, и осуществлял взимовыгодную геополитику. Вся казахская элита поддержала хана Абылая, среди них был и Актамберды.

Роль хана Абылая в истории значительна, поскольку именно он поставил точку джунгарским войнам, длившимся около 200 лет, и освободил казахские территории. В 50-х годах XVIII в. Абылай султан показал себя значимой фигурой во внешней и внутренней политике страны. Когда Абылай султан стал самой авторитетной фигурой в ханстве, его признали и другие страны. Взаимоотношения с Китаем улучшились, и Абылай хан отправил туда послами Богенбай-батыра и Қабанбай-батыра налаживать торговые связи [11, с. 115]. О влиянии Казахского ханства в то время говорит тот факт, что наследник джунгарского ханства Амирсана в поисках крова обратился за помощью к Абылай хану. Конечно же, такому авторитету Абылай хана способствовало также его влиятельное окружение, полководцы батыры Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шапырашты Наурызбай и другие казахские батыры, бии-судьи. Актамберды в то время также находился в окружении хана и обладал влиянием на него. Актамберды был рядом с Абылай ханом, с батырами джунгарских войн, с биями и советниками Абылая и считался одним из близких людей правителя.

Заслуги Актамберды не только как сказителя и батыра, но и дипломата заслуживают отдельного внимания. В 1742 году в Оренбурге, он под руководством Абылай хана участвовал в собрании, где представители элиты Среднего жуза принимали присягу, он также участвовал в некоторых дипломатических переговорах о взаимоотношениях с внешними соседями, и добился хороших резултатов в разрешении споров. Среди них дипломатичсекие споры с Китаем [12, с. 198], в частности он нашел решение большой проблемы, связанной с казахами, которые переходили границу и подвергались аресту и конфискации скота.

Если обратить внимание на сказание Умбетей жырау, современника Актамберды жившего в XVIII веке, которое начинается словами «Ей, Актамберды, Кабанбай!», то это обращение доказывает, что Актамберды жырау наравне с мастерством батыра и сказителя, также привлекался в роли судьи при различных имущественных спорах. Есть история и у другого стихотворения Умбетей жырау, которое начинается словами «Ей, Актамберды» и состоит из тринадцати строк. Независимо от спора, будь то долг или имущество вдовы, за ним следуют еще споры и вопросы. Когда Актамберды не получал необходимых сведений для разрешения тяжбы он пытался докопаться до истины и энергично принимался за дело [3, с. 250].

В архивах Китая сохранились материалы, демонстрируюшие беспристрастный характер Актамберды бия. В 1755 году после сокрушения Джунгарского ханства империя Цин и казахская земля оказались разделенными одной границей. Этот факт вызвал очень много споров. В 1769 году, Актамберды во главе биев не раз выезжал на территорию Цин, чтобы договориться и вернуть обратно один раз 20 голов, другой раз 40 голов казахского скота. Он также помогал вызволить и вернуть обратно казахов, по ошибке пересекших границу и попавших под арест. Такие действия Актамберды свидетельствуют, что он обладал не только даром акына и батыра, но и благородным нравом и дипломатической жилкой [12, с. 198].

Согласно данным из эпохи Цин, в 1769 году Актамберды проводил дипломатические переговоры с Китаем. А наши данные говорят о том, что жырау в 1768 году умер. Таким образом возникают противоречия. Хотя эта цифра может означать другой год по традиционному летоисчислению в Китае. Поэтому, необходимо выяснить данные по году рождения Актамберды. Тем не менее, не вызывает сомнения факт, что в китайских данных речь идет об Актамберды, который принимал участие в дипломатических встречах.

Когда мечты Актамберды жырау об уничтожении Джунгарского государства сбылись, и восточные территории страны были освобождены от врага, он активно занялся возвращением на землю предков откочевавших казахов. На своей родине Актамберды приучал казахов к оседлому образу жизни, к рытью арыков для полива, организации водоемов и земледелию.

Таким образом, Актамберды Сарыулы является сказителем и батыром, воспевшим свое время. В творчестве Актамберды выразил себя настоящим патриотом, радеющим за свою родину и народ, инициатором благородных поступков, обладателем высокой нравственности и философского мышления, достойным гражданином. Актамберды остался в памяти народа красноречивым жырау, сумевшим художественно и искуссно передать свои мудрые мысли через сказания и стихи. В творчестве выдающегося жырау прослеживаются идеи гуманизма и нравственности, служения народу, критика эгоизма [5, с. 30].

В заключение можно сказать, что Актамберды является выдающейся фигурой своего времени, поскольку он всесторонне участвовал в общественной и политической жизни страны. Актамберды не только внес большой вклад в казахскую культуру и литературу благодаря своему творчеству, но и стал летописцем своего времени, удостоился чести называться жырау. Реализуя свое творчество в виде советов, мудрых изречений и наказов, жырау оставил большое интеллектуальное наследие. Основные темы его сказаний: любовь к народу, к родной земле, защита родины, призыв к единству, пропаганда духовных человеческих ценностей. При чтении-изучении духовного наследия Актамберды мы знакомимся с искусством слова и произведениями, переходящими из уст в уста от дедов к внукам, а также, несомненно, изучаем историю. Самое важное, что сказания Актамберды, его устные и литературные произведения дают нам возможность заглянуть в прошлую эпоху.

Вместе с тем надо отметить, что мужество и воинская доблесть Актамберды, талант посла мира и другие качества миротворца, конечно же способствовали его славе и признанию у народа. Благодаря таким качествам Актамберды остался в истории не только как сказитель, но и как истинный дипломат и посол мира. Надо признать, что совмещение таких талантов в одном человеке – редкий случай в те времена и в тех исторических условиях.

Память

Казахский народ заслуженно гордится Актамберды Сарыулы талантливым поэтом-сказителем, батыром, полководцем, государственным и общественным деятелем, который остался в памяти как истинный сын своего  народа.

Его именем названы школы и улицы населенных пунктов Казахстана. В городе Аягуз Восточно-Казахстанской области установлен бюст Актамберды жырау.

Актамберды жырау будучи свидетелем трагических событий, вошедших в историю казахского народа как «Годы Великого бедствия», знакомит через свои поэтические произведения, песни, толгау с отечественной историей, с героической борьбой казахского народа против джунгарских завоевателей и среднеазиатских ханов. О нем написаны книги: Xалидуглы К. «Тауарих хамса-и-шарки» (Казань, 1910), Магауин М. «Кобыз сарыны» (Алматы, 1968), Алдаспан «Көне қазақ поэзиясының антологиясы» (Алматы, 1971), Күмісбаев О. «Ақтамберді» (В кн.: «Терең тамырлар», Алматы, 1994).

Произведения Актамберды: песни, толгау, терме «Күлдір-күлдір кіснетіп…» пользуются большой популярностью среди населения.

Список литературы и источников:

1 История Казахстана (от античности до сегодняшнего дня). В пяти томах. Том 3. – Алматы: Атамура. – 2010. – 766 с.

2 Енсенов К. Роль сказителей в формировании духа патриотизма в Казахском ханстве // Общество и время. – 2015. – №3 (47). – С. 13–17.

3 Кумисбаев О. Ископаемые востока. В пяти томах / Отеген Кумисбаев. – Алматы: РПБК «Дауир», 2015. – Т. 3: Глубокие корни. – 452 с.

4 История Казахстана (от античности до сегодняшнего дня). В пяти томах. Т. 2. – Алматы: Атамура, 1998. – 640 с.

5 Каренов Р.С. Актамберды жырау – выдающийся представитель древней школы казахских сказителей // Вестник Карагандинского университета. серия «Филология». – 2016. – № 2(82). – С. 23–32.

6 Ердембеков Б. Поэтические корни в творчестве Дулата Бабатайулы Арип акына. КР УГА ХАБАРЛАРЫ. Серия Филология . – 2006. – №4. – С. 15–18.

7 Байпелова Г.С., Абылкасова Г.М. Назидания и наставления в поэзии жырау в рамках программы «Елбасы «Курс на будущее: Духовное совершенствование» к 350 летию  Бухар жырау Калкаманулы «Улы дала жырауы» материалы Республиканской научно-практической конференции. 27 апреля 2018 г. Республика Казахстан Министерство Образования и Науки; Карагандинский Технический Университет. – Караганда: издание КарМТУ, 2018. – 395 с.

8 Пять веков сказаний [учебное пособие]: 2 тома.– Т. 1: XV в. Казахские акыны и жырау» / Состав. М. Магауин. –Алматы: Жазушы, 1989. – 384 с.

9 История Казахстана. Энцеклопедическое руководство. – Алматы: Аруна Лтд, 2006. – 768 с.

10 Материалы по истории казахских ханств XV–XVIII веков. (Извлечения из перс. и тюрк. сочинений) / Сост.: С.К. Ибрагимов, Н.Н. Мингулов, К.А. Пищулина, В.П. Юдин; АН Каз. ССР. Ин-т истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова. – Алма-Ата: Наука, 1969. – 651 с.

11 Касымбаев Ж. Абылай хан: История, личность, время / Ж. Касымбаев. – Алматы: Аруна, 2003. – 92 с.

12 Восточная дипломатия на стыке цивилизаций конец XIV–70-годы XIX века. Сборник документов и материалов. Ред.колл. – Астана: издательство «Ғылым». 2015. – 400 с.

Автор: АпендиевТ.А., PhD