Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

СОСТОЯЛАСЬ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ УЛУСА ДЖУЧИ


5 апреля 2024 года в Национальной библиотеке Республики Казахстан состоялась республиканская научно-практическая конференция «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ УЛУСА ДЖУЧИ», посвященная 800-летию Улуса Джучи, организованная отделом истории Древнего и средневекового Казахстана и сопредельных стран Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова.

В конференции приняли участие известные отечественные историки и общественные деятели.

Во время конференции директор Института и модератор З.Е. Кабылдинов,  проанализировал этапы истории становления Улуса Джучи и осветил некоторые вопросы изучения средневекового периода в отечественной исторической науке, показал историческую значимость Казахского ханства, возникшего на основе Улуса Джучи, и место института торе. Кроме того, в ходе доклада он вручил руководителю библиотеки Оспановой Б.К. книги, изданные институтом поблагодарив коллектив Национальной библиотеки. С приветственным словом выступил общественный деятель, депутат Мажилиса РК, д.и.н., профессор Е. Абиль. Подчеркнув историческую преемственность и актуальность улуса Джучи, он особо отметил важность данного мероприятия. Анализируя данные по генеалогии потомков Джучи XIII-XVII веков, Ж. Сабитов поделился мнением о генеалогических проблемах и источниках потомков Улуса Джучи и потомков Джучи.  А. Кенжегарин поделился своим мнением о г. Сарайшык, рассказал о месте и исторической ценности Сарайшык. Подробно остановился на полевых памятниках и балбалах. Главный научный сотрудник института проф. М. Абдиров, охарактеризовал военную историю Улуса Джучи, обратив внимание на многие неисследованные аспекты военного дела кочевников.

Обращаясь к главному историческому и духовному источнику становления Казахского ханства Улуса Джучи, А. Даулетхан рассказал о некоторых сторонах казахской истории.  З. Жандарбек провел особый анализ возникновения жузов в Улусе Джучи, отметил становление и значение жузовской системы и влияние религиозного фактора. Т. Кыдыр, изучавший и анализировавший литературное наследие эпохи Золотой Орды, выделил основные вопросы, связанные с данным периодом.

Ж.Ж. Жеңіс, подчеркнув значение перевода книги Аль-Кашани «Тарихэ Олджайту» для казахской истории, отметил специфику данной книги как источника по истории улуса Джучи, а также актуальность изучения периода Средневековья в отечественной исторической науке.  Ж. Ошан, выделил выдающихся светил эпохи Монгольской империи, отдельно остановился на становлении и систематизации письменной культуры в государстве Чингис хана и исторической роли отдельных светил.  Н. Бозтаев поделился своим мнением о языковой спецификации империи Чингис хана, проанализировав языковую ситуацию данного периода.

Одной из особенностей данного мероприятия стало выступление ряда молодых ученых, которые поделились мнениями и выступили с докладами. Научный сотрудник института А. Бекенова, выступившая с докладом о родоплеменных структурах в период Улуса Джучи, проанализировала родоплеменные структуры этого период.  Младший научный сотрудник института Е. Сауркан проанализировал исследования и этапы древнего и средневекового периодов в Турции. С большим докладом о взаимоотношениях казахских ханов XVII века с династией аштраханидов выступила научный сотрудник института и докторант Казахского национального университета им. Аль-Фараби А. Доскараева, которая остановилась на внешних дипломатических отношениях в период Казахского ханства. Проанализировав турецкие источники, в том числе письмо указа крымского хана Керея, хранящееся во дворце Топкапы, представил свои выводы молодой ученый Института и магистрант Казахского национального университета им. Аль-Фараби М. Кадылбек.

В конце конференции историки и специалисты поделились мнениями по данной теме. Выступая с различными предложениями, участники отметили место Улуса Джучи в истории Казахстана. Кроме того, в отечественной исторической науке отработаны научно-методические подходы к решению сохранившихся проблем изучения древнего и средневекового периодов. В частности, с учетом языкового фактора в изучении данного этапа, была подчеркнута актуальность владения многоязычием, в том числе арабским, персидским, китайским, чагатайским и маньчжурским языками.