Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Центрально-азиатская система безопасности в аспекте казахско-кыргызских отношений


Торланбаева К.У.

Центральная Азия в историческом прошлом занимала важное место в международных отношениях, многие аспекты и понимание которых требуют всестороннего анализа. Историко-культурные связи между народами региона складывались на протяжении длительного совместного пути. В настоящее время, согласно исследованиям, в Центральной Азии сложилась новая система региональных международных отношений между суверенными государствами: Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Эти государства после 1991 года сформировали единый образ центрально-азиатской системы международных отношений.

В настоящей статье мы бы хотели рассмотреть вопросы региональной безопасности в аспекте водных проблем и решений, призвать к сотрудничеству и пониманию уязвимых моментов.

В 1990-е – начале 2000-х годов британским ученым Б. Бузаном и датским исследователем О. Вэвером разрабатывается теория регионального комплекса безопасности. Ключевым понятием этой теории является «региональный комплекс безопасности», определяемый как «группа государств, чье восприятие безопасности и основные интересы в этой сфере настолько взаимосвязаны, что проблемы национальной безопасности одного государства не могут быть адекватно проанализированы или разрешены в отрыве от проблем других государств» [1, с. 10]. Согласно теории, основным критерием региональных связей являются территориальные границы, т.е. речь идет о соседних государствах. В геополитике понятие «границ» очерчивает политическое пространство – одно из главных признаков государства. В качестве пространственных отношений между государствами выступают границы. Они являются политико-стратегическими линиями разделения соседних государств. Дружественные и союзнические отношения с соседними государствами, имеющие такие границы составляют главную основу фактора безопасности [2, с. 35-38].

Важность создания устойчивых механизмов региональной безопасности между соседними странами периодически отмечаются в посланиях народу Казахстана Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым. Приоритетными направлениями внешней политики нашей республики являются отношения с Россией, Китаем и государствами Центральной Азии [3; 4]. При этом следует учитывать, что эти соседние государства, имеющие обширные границы с Казахстаном занимают неравный геополитический вес в центрально-азиатском регионе. Тогда как страны Центральной Азии представляют единый региональный комплекс безопасности с Казахстаном, обладают историческими основаниями взаимодействия, возникшими до колониального периода, единую языковую общность, взаимно связанные водные и энергетические ресурсы, единые границы, однозначно равный геополитический вес. В настоящей реальности для наших государств важнейшей задачей является обеспечение эффективной системы региональной безопасности, способной реализовать цели взаимозависимых факторов добрососедских отношений и одновременно противостоять внешним дезинтеграционным влияниям.

В период распада СССР и дезинтеграционных процессов, приводившей к снижению уровня безопасности каждой из новых стран, первые и необходимые шаги в решении региональной безопасности стран Центральной Азии были осуществлены в начале 1990-х годов. Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Кыргызстан первыми на постсоветском пространстве создали организацию Центрально-Азиатского сотрудничества для решения проблем распределения водных ресурсов и создания базы для добрососедских отношений. 4 января 1993 года главами пяти государств в Ташкенте было заявлено об общих экономических интересах республик и стремление сохранить региональную стабильность. В этой связи, в 1994 году был подписан Договор о создании единого экономического пространства между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, полноправным членом которого в 1998 году стал и Таджикистан. В дальнейшем региональные инициативы стали решаться на уровне двусторонних договоренностей, партнерских, добрососедских и стратегических отношений.

Однако водные проблемы являются актуальные и в настоящее время. Богатые энергетическими и природными ресурсами такие страны как Казахстан, Узбекистан и Туркменистан являются одновременном очень уязвимыми с точки зрения водной безопасности. Тогда как «верхние» страны Центральной Азии – Кыргызстан и Таджикистан – наиболее «бедные» в энергетических и природных ресурсах, являются богатыми водными ресурсами. Поэтому нахождение выхода из этого положения сложит ту системы региональной безопасности, которая позволит решить сложившийся клубок противоречий между центрально-азиатскими странами.

Рассмотрение региональной безопасности в свете казахско-кыргызских отношений, возникших из-за некорректного выступления президента Республики Кыргызстан, еще раз подчеркивает необходимость решения внутри центрально-азиатских проблем, как наиболее актуальных.

В современной истории казахско-кыргызских отношений уже были моменты, когда можно было решить сложные вопросы. В период политической нестабильности в Республике Кыргызстан в связи с падением правительства К.С. Бакиева в 2010 году, наше государство, будучи председателем в ОБСЕ, взяло на себя ответственность за урегулирование положения в пограничных областях и нераспространении влияния дестабилизирующих процессов. Вместе с тем, эта ситуация в соседней республике обнаружила комплекс аспектов взаимозависимостей, требующих совместных региональных решений. Безусловно, что Кыргызстан является государством, чья внутриполитическая обстановка оказывает влияние в целом на региональные государства, также как экономическая обстановка в нашей стране является индикатором, влияющий на соседние государства.

 

Список использованных источников:

1. Buzan B., Waever O., de Wilde J. Security: A New Framework for Analysis. – Boulder, Colo., 1998. – Р. 3-42.

2. Нартов Н.А. Геополитика. – М., 2000. – 260 с.

3. Послание народу Казахстана Президента Н.А. Назарбаева. – Астана, 2011.

4. Мәнгілік ел. – Послание народу Казахстана Президента Н.А. Назарбаева. – Астана, 2014.