Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Ташболотова С.Переселенческая политика Российской империи в Туркестанском крае (на материалах Семиреческой области)


Одной из важнейших задач Российской империи во второй половине XIXв после завоевания Туркестанского края была ее колонизация. Царское правительство, конечно, было заинтересованно в создании на вновь присоединенной территории опоры из числа переселенцев, делая при этом ставку на «крепкого» мужика. Анализ дореволюционных источников и литературы позволяет отметить, что основными причинами, вызвавшими в 70-х годах рост переселенческого движения, поощряемого правительством России, стали:
1). Предупреждение беспорядков на территории России, которые могли быть вызваны волнениями безземельных крестьян;
2). Закрепление колониальных окраин за метрополией – Россией;
Основные мероприятия по организации переселения на его начальном этапе вынуждена была провести местная администрация края, которая была заинтересована в возможно более скором его заселении населением из Центральной России. Главным инициатором переселенческой политики выступил военный губернатор Семиреченской области Г.А. Колпаковксий. Под его руководством в 1868 году были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье» [ ]. В общих чертах они сводились к следующему: « 1) на каждую мужскую душу отводилось до 30 десятин удобной земли, из коих 15 поступало в запас на случай естественного прироста населения. Поселенцам, основавшимся при почтовых трактах, надел увеличивался до 15 десятин.
2) новоселы освобождались от всех податей и повинностей на 15 лет, а те из них, которые селились при пикетах, на 25 лет
3) ссуды допускались в количестве не с выше 100 рублей на семью ( в действительности они или не выдавались вовсе или отпускались в значительно меньшем размере. В общем, в период времени с 70 по 95г было выдано 10тыс. рублей в безвозвратное пособие 615 семьям и 25 тысяч в ссуду 897 семьям).
4) для перечисления на новые места надлежало представить увольнительное свидетельство и подписку о знакомстве с местными законами и с правилами о выдаче казенных пособий. Не поселившиеся в местах приписки в течение года подлежали принудительному выселению из области.
5) форма землевладения устанавливалась общинная, без указания на право выкупа участка в собственность» [ ]. К.К. Пален отмечает, что хотя этот проект и не был утвержден, но все же он был приведен в исполнение и действовал до 1883 года [ ].
Развитие переселенческого движения в Кыргызстане заставило Российское правительство задуматься о введении определенных нормативно-правовых документов с тем, чтобы узаконить и регулировать данный процесс. Царское правительство в самом начале передало решение вопросов переселения в Туркестан в ведение военного министерства, в подчинении которого находился край. Правовой основой переселенческой политики, осуществлявшейся туркестанскими властями, послужил проект «Временного положения об управлении Семиреченской и Сыр-Дарьинской областями», который был введен в действие по личному распоряжению императора Александра II в 1867 году [ ].
Другим правовым актом, регулировавшим права переселенцев, явилась статья о наделении переселенцев землей, внесенная в раздел « О пользовании и владении» вышеуказанного «Временного положения…» 1868 года. В соответствии с ним, на зимних пастбищах переселенцы могли получить землю в аренду по соглашению. На летних же пастбищах поселение разрешалось по усмотрению местной администрации, без оплаты коренному населению за отвод земли. Переселенцы могли также селиться при уездных управлениях, строить дома, заниматься на отведенных им участках ремеслом, торговлей, промышленностью и земледелием.
Временным Положением…» царского правительства от 1868 года вводилось следующее поземельное устройство. Земли были признаны государственной собственностью. Население должно было платить налог не за объем земельной площади, а с хозяйства – кибитки. Государственные земли предоставлялись в общественное пользование. Частная собственность на землю признавалась только за теми лицами, «коим высочайше были пожалованы земли, и лицами, имеющими на ведение землей узаконенные акты.» [ ].
Вышеуказанные документы позволяют сделать вывод о том, что действия российских властей по осуществлению переселенческой политики в Кыргызстане начались со второй половины 60-х годов XIX века. Сенатор К.К.Пален указывает, что вначале они начались в Семиречье, где к этому времени позиции России укрепились настолько, что она могла без опасений приступить к колонизации края.
Отдельные переселенцы из европейской части страны и Сибири появились на территории Кыргызстана уже в середины 60-х годов XIX в., а первая более или менее крупная и организованная партия переселенцев прибыла в край в 1868г. Вся она состояла на бывших жителей Воронежской губернии [ ].
В связи с этим считаем более целесообразным выделить в переселенческом движении, имевшем место в дореволюционном Кыргызстане, как и во всем Туркестане, следующие этапы:
Первый этап этого процесса – это период образования в Семиречье казачьих поселений, начался в 40-е годы XIX века и длился до начала 60-х годов XIX века. Как отмечено в «Полном географическом описании нашего Отечества…», «необходимость обезопасить пограничные местности и упрочить нашу власть среди занятой кочевниками степи вызвала, наряду с постройкой укрепленных и опорных пунктов, устройство при них военных казачьих поселений». При этом в данном труде указываются районы, где они появились: «…заселение северной окраины Туркестана шло вдоль двух путей, по которым русские войска двигались на юг, а именно по Сыр-Дарье и через Семиречье, и производилось первоначально казаками. Меры по заселению Сыр-Дарьинской линии долго не имели никакого успеха и только с устройством почтового тракта вдоль Сыр-Дарьи и с оживлением на нем торгового движения между Ташкентом и Оренбургом через Казалинск (форт №1-й) стали приносить некоторые плоды. Несравненно больший успех имело образование населенных пунктов и устройство казачьих станиц в Семиреченской области, заселявшейся сибирским казачьим войском» [ ].
Том факт, что первыми русскими поселенцами в Семиречье были именно казаки, подтверждает и К.К. Пален. Он пишет: «Первыми русскими пионерами в Семиречье явились казаки Сибирского войска. Расширяя постепенно свои земельные границы за счет киргизских степей, они еще в первой половине минувшего столетия основывали на территории, находившейся в номинальной зависимости частью от Китая и частью от кокандского хана, ряд поселений, которым русское правительство уже после их возникновения давало обычное для казачьих станиц административное устройство» [ ]. Далее К.К. Пален перечисляет названия некоторых станиц и указывает на годы, когда они образовались. Так, в 1841 году была образована Копальская, в 1848 году –Сергиопольская, в 1854 году – Алматинская с укреплением Верное, в 1855 году –Вернелепсинская, а к 1867 году в северной части области уже насчитывались 14 казачьих станиц с количеством русского населения в 14 тысяч человек [ ].
Таким образом, первые казачьи станицы образовались в Семиречье уже в 40-х – 60-х годах XIX века. Главными причинами образования казачьих переселений были политические: стремление России укрепить границы со степными районами и с сопредельными странами, а также, имея в виду негативное отношение к российским властям со стороны местного населения, создание в лице казаков прочной опоры на местах. Однако, как показала практика, казаки оказались весьма непрочной опорой: большей частью они не могли даже обеспечить себя средствами пропитания, так как не были способны заниматься земледелием в местных условиях. С другой стороны, царскую власть пока на первом этапе проведения переселенческой политики сдерживал фактор проявлений недовольства со стороны местного кочевого населения, которые последовали бы в ответ на массовые изъятия земель.
В последующем, сравнивая хозяйства живших в Семиречье казаков с хозяйством обжившихся здесь крестьян, в этом же издании приводятся следующие убедительные цифры, свидетельствующие о преимуществах именно крестьянской колонизации перед казачьей. Так, Семиреченские казаки, имея на душу мужского пола всей земли по 35 десятин, занимали запашкой от 7 до15% своего надела, между тем. как запашка крестьян при всего лишь 7,7 десятин душевого надела, составляла от 24 до 42% последнего. Количество скота у крестьян было вдвое больше, чем у казаков, которые, таким образом, располагая вчетверо большею площадью земли, имели в два раза меньше скота и в три раза меньше пашни, чем у крестьян [ ].
Так, уже с середины 60-х годов XIX века российское правительство отдает предпочтение крестьянской колонизации края. Второй этап переселенческого движения, охватывающий период середины 60-х-до конца 80-х годов, стал временем зарождения первых крестьянских поселений в основном только в Северном Кыргызстане.
Как указывает Н.А. Аристов, первым оседлым русским поселением, возникшим на землях кыргызов, было основанное в 1864 году в 20 верстах от озера Иссык-Куль укрепление Аксуйское, в котором уже в 1868 году проживали 14 семей крестьян. В том же году в селении Токмакском обосновались 60 семей. В 1869 году на реке Тюп для переселенцев были выделены земли и тут появились 14 семей, положивших начало селу Преображенскому, тогда же на р.Курметы самовольно поселились 6 семей. Которые в следующем году были перемещены на р. Кунгей-Аксу и основали село Сазановка.
В 1869 году местопребывание иссык-кульского уездного начальника из укрепления Аксуйского, ввиду его удаленности от озера и караванных путей, было перенесено на р.Каракол, где и был основан город, впоследствии переименованный в Пржевальск (ныне- г.Каракол-центр Иссык-Кульской области).В 1878 году в этом городе уже проживали 3100 жителей, а в уезде существовали следующие селения переселенцев: на юго-западе от города, в 12 верстах – деревня Теплоключенская-70 дворов и 423 человека, на восток от города – деревня Джерге – 31 двор и 297 человек, от него в 30 верстах на запад –Уйтал-25 дворов и 147 человек, в 27 верстах далее на запад от города, на р. Кызыл-Суу – деревня Сливкина-91 двор и 662 человека. Таким образом, к началу 1885 года в тех же шести селениях, составивших две волости, состояло всего 610 семей, в которых проживали 4118 человек, в пользовании которых находились 38804 десятин удобной земли [ ].
В 1878 году в Токмаке числилось 369 дворов и 2204 человека, в том числе 1067- крестьян, в деревне Аламедин- 45 дворов и 438 человек, в деревне Малый Токмак-22 двора и 171 человек, в деревне Кара-Булак- 8 дворов и 52 человек, в деревне Сукулук – 21 двор и 172 человека,в селе Беловодском -81 двор и 609 человек, в деревне Карабалты-24 двора и 180 человек. уже в 1885 году в этих селениях (а также в возникшем несколько позже селении Исыгаты-25 дворов и 166 человек) уже проживали 617 семейств -2179 мужчин и2017 женщин, всего 4196 человек, им были отведены 28120 десятин земли. Кроме этого. к 1885 году в Токмакском уезде уже существовали два поселения дунган, где проживали 4344 человек. Кроме этого, дунганские поселения были образованы в 1878 году также и в Иссык-Кульском уезде, где проживали 235 семей, имевших 900 десятин земли.
В результате создания этих поселений, как указывал Н.А.Аристов, кыргызы Иссык-Кульского и Токмакского уездов потеряли немалую часть своих кочевий [ ].
Всего в Семиречье с 1867 по 1883 годы были образованы 29 русских поселений, в которых проживали 15 тысяч человек, преимущественно уроженцев Воронежской и Малороссийской губерний. Кроме этого, в это же время к городам Семиреченской области были приписаны около 190 семей купцов и 1400 семей мещан [ ].
Таким образом, на втором этапе переселенческое движение пока имело управляемый со стороны правительства характер, определенные нормативно-правовые документы регулировали в целом этот процесс, имели место ограничительные, сдерживающие факторы, препятствовавшие самовольному переселению мигрантов, появились первые льготы для переселенцев.
Второй отличительной особенностью данного этапа является также и то, что кроме русских переселенцев, в 70-80-е г.г.XIX века в Туркестан переселилось также и некоторое количество дунган и уйгуров, бежавших из Китая от гнета китайских феодалов. Часть из них поселилась в Южном Казахстане, часть – в Ферганской долине, а часть – В Северном Кыргызстане.
Однако на третьем этапе переселенческого движения, охватывающем 90-е годы XIX века, в связи с сильным неурожаем и наступившим вследствие этого голодом в России, переселенческое движение усилилось. В связи с этим Министерство внутренних дел России окончательно легализовало переселение в Центральную Азию. Так, с 1893 года переселенцы стали получать путевые пособия, им оказывалась врачебная и продовольственная помощь, оплачивалась треть стоимости проезда в вагонах четвертого класса. В связи с этим третий этап можно назвать этапом начала организованного переселенческого движения в Туркестан, в отличие от предыдущего, где оно в основном приобретало стихийный характер.
Однако и на этом этапе положение переселенцев было далеко не лучшим, по причине того, что гонимые нуждой, русские и украинские крестьяне устремлялись в Туркестан стихийным образом. Переселенческие организации далеко не всегда были готовы к приему большого количества переселенцев. Многие из них были вынуждены арендовать землю у коренного населения или работать батраками у зажиточных крестьян. Так, в крае появилось сословие переселенцев-наемных работников.
Приезжавшие на новые земли переселенцы, даже если и обеспечивались земельными участками, зачастую не имели средств для налаживания хозяйства, устройства жилищ. К.Пален, проверив состояние переселенческого дела в Туркестане, отмечал, что «экономическое положение многих переселенцев оставалось крайне тяжелым» [ ].
Таким образом, переселенческая политика царизма ухудшила и обострила земельные отношения в Туркестане. Это было связано, в первую очередь, с несправедливыми перераспределениями земли. Так, в 1916 году в распоряжении русских поселков и станиц, количеством до 941 селения в Туркестане числилось 1900 тыс.десятин (57,6% обрабатываемой земли), то есть на каждого живущего в Туркестане русского приходилось 3.17 десятин обрабатываемой земли, а на каждого коренного жителя приходилось только 0, 21 десятины. Так, при остром безземелии, 99% коренного населения владели только 42,4 % обрабатываемой площади, а остальная часть приходилась на долю русских переселенцев [ ].
С другой стороны, нужно отметить, что переселенческая политика не оправдала надежд самодержавия на создание в крае его социальной опоры. Одной из причин этого, как было отмечено в «Русском Вестнике», явилась та, « что Средняя Азия очень населена и свободных мест, т.е. возможных к орошению, остается немного. А потому мечтать о прикреплении за нами края посредством русского населения, которое бы преобладало численностью над туземным, значит, не знать вовсе края» [ ].
Подытоживая, необходимо отметить, что именно переселенческая политика царизма стала одной из основных причин роста социальной напряженности в крае, проявлений недовольства местного населения политикой России, что в конечном счет привело к Андижанскому восстанию 1898 года, к народному восстанию 1916 года.

Список использованных источников

1. Кронгард Г.К. Население Кыргызстана во второй половине XIX- начале XXв.- Бишкек., – С.21.
2. ЦГА Руз.-Ф-И-1.-Оп.27.-Д.38. – Л.1об.
3. Предварительный отчет о положении переселенческого дела в Семиречье, составленный по данным ревизии сенатора графа палена. – ЦГА. Руз .- Ф – И – 1.- Оп.27.- Д.38. – Л.1об.
4. ЦГА РУз.- Ф -И-1.-Оп.27.- Д.38. – Л.1об
5. Бекмаханова Н.Е. Многонациональное население Казахстана и Киргизии в эпоху капитализма (60-е годы XIX –1917 г.). – М., 1986. – С..90.
6. ЦГА РК., Ф.И-19, оп.1., д . 67, л.6
7. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга. – СПб., 1913. – С.20-21.
8. Предварительный отчет о положении переселенческого дела в Семиречье, составленный по данным ревизии сенатора графа  К.К. Палена .- ЦГА. РУз.- Ф- И -1.- Оп.27.- Д.38. – Л.1
9. Предварительный отчет о положении переселенческого дела в Семиречье, составленный по данным ревизии сенатора графа  К.К. Палена. – ЦГА .РУз.- Ф- И -1.- Оп. 27.- Д. 38. – Л.1.
10. Россия.  Полное географическое описание нашего отечества … -Т.19.Туркестанский край. – 1913.- С .324 – 325
11. Аристов Н.А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы. Очерки истории и быта населения Западного Тянь-Шаня и исследования по его исторической географии.-Б., 2001. – С.532.
12. Аристов Н.А.Указанная работа. – С.526.
13. ЦГА РУз.-Ф.-И-1.-Оп.27.-Д-38а. – Л.2.
14. Пален К.К. отчет по ревизии Туркестанского края…Поземельно-податное дело.- С..22.
15. Абдрахманов Ю. 1916. Дневники. Письма к Сталину. – Фрунзе., 1991. – С. 245 – 246.
16. Русский Вестник.-1809.-Т.205. – С.178