Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

ЗАРДЫХАН К. Монгольская мир-система и создание свободной торговой зоны в ХШ-ХV вв.


Монгольская империя – уникальное явление в средневековой истории человечества. Монголы создали поистине мировую империю. Ее основатель – Чингис-хан покорил половину мира, превратив всю евроазийскую степную систему в цельный политический организм с прочной общественно-политической системой, мощной военной организацией и уртенно-коммуникационной сетью. Эта империя, простираясь от Тихого океана до Восточной Европы и от Сибири до Персии, установила мир-систему.
Создание обширной империи, безусловно, не проходило без кровопролития и трагедий. Многие города в период правления Чингис-хана были стерты с лица земли. Целые народы были жестоко истреблены, уничтожены очаги культуры. В некоторых районах был прерван процесс оседлости. В истории осталось очень много памятников, свидетельствующих об этом. Такие последствия монгольского нашествия символизировала монгольская империя.
Несмотря на всю противоречивость в оценке деятельности Монгольской империи Чингис-хана, это было, безусловно, историческим событием мирового масштаба, поэтому описывать ее только черными и белыми красками невозможно. Холодный и расчетливый политик и талантливый полководец с незаурядными организаторскими способностями, Чингис-хан был личностью опережающей на шаг свою эпоху. Он старался предугадать события и будучи чрезмерно подозрительным и жестоким человеком, умевшим связать людей со своей судьбой, старался завершать свои дела так, чтобы никогда не оставлять позади себя врагов. Ему была чужда даже национальная органичность. Чингис-хан использовал любые пути и средства, лишь бы все это служило ему и его идеологии «Нирун» и «Небесного происхождения». Именно в этом мы видим истоки не только его побед, но и поражений. Как справедливо отмечал немецкий историк П. Рачневский: «Чингис-хан был продуктом своего времени, его поступки определялись жестокими законами степи, которая не знала жалости к врагу».
Монголы во главе с Чингис-ханом стремились объединить под одной крышей все больше сил, и тем самым, добиться мира, порядка и уверенности самосуществования. С этой целью он вел не только разрушительную, но и экономическую войну. Например, многие историки связывают начало Хорезмского похода 1219 г. с событиями Отрарской резни монгольских купцов в 1218 г. Да, это событие имело место в истории, но на наш взгляд оно не является главной причиной монгольской агрессии на Центральную Азию, а лишь поводом ускорения начало похода. Главная причина похода заключалась в его устремлениях овладевать торгово-экономическими ресурсами данного региона, взять под свой контроль великие торговые пути, соединявшие Азию с Европой и проходившие через Центральную Азию. Чингис-хан путем войны овладевал огромной территорией с его населением и богатством. А как быть дальше? Главный советник Огодей кагана Елюй Чу Цай на этот вопрос отвечал так: «О, Ваше Величество, мой каган! На седле своего коня завоевать врага легче легкого, а управлять им труднее трудного». Безусловно, Великий каган Огодей не смог не послушаться этой мудрости.
Наряду с продолжением завоевательных походов, он установил порядок на всей завоеванной территории, установил вдоль своей широты территории империи слаженную уртенно-коммуникационную систему, Законодательные нормы Великой Ясы Чингис-хана стал основным законом всей евроазийской степи. Благодаря этому монгольская империя, созданная Чингис-ханом, после его смерти просуществовала еще 140-150 лет (1368), а если считать до периода распада Золотой орды, то с лихвой и 240-250 лет.
В связи с этим историческую роль Монгольской империи в мировой истории уместно рассматривать в двух аспектах:
1) годы завоевания (1204-1277)
2) годы управления и реформы на территории империи.
Если в период монгольского нашествия народ в первую очередь был озабочен своим спасением, то во время второго периода были прекращены бессмысленные междоусобные войны, укрепились улусные границы, появились периферийные государственные структуры. Монголы на завоеванной территории ввели свою систему управления и делопроизводства.
Второй период выпал на долю потомков Чингис-хана и имперская система стремилась соединить прерванную нить между Востоком и Западом. Так для Запада открылся путь на Восток. Был восстановлен и возрожден Великий Шелковый путь. С разных концов света торговые караваны, послы, миссионеры стали съезжать в столицу империи – Кара-Корум и через него следовали как на Восток так и на Запад.
Торговые пути стали важным компонентом мир-системы Монгольской империи. Великим Шелковым путем распоряжались Великие каганы и под их покровительством создавались условия благоприятные для развития культурных и торговых сношений. Рухнули барьеры между государствами и цивилизациями, открывался путь мощным потоком товаров и идей. Первейшим условием развития международной торговли было создание законодательной базы и обеспечения безопасности. В Великой Ясе Чингис-хана имеются 4 статьи о международных отношениях, 2 статьи о финансовой положении и 2 напрямую о торговле. Сеть караван – сараев и почтовых станций и передвижение между ними обеспечивалось государственной охраной. А.М. Жувейни сообщает, что после 1206 г. на территории Монголии установился мир и порядок, дороги стали безопасными, торговая деятельность активизировалась.(1).`
Это подтверждает и мусульманский путешественник Абульгази. «При Чингис-хане» – пишет он, – в этом государстве между Ираном и Тураном (т.е. Туркестаном) установлен прочный мир. Положив на голову золото пусть даже едешь с утра до вечера и никакой угрозы и опасности не подвергаешься».
Об этом писал флорентинец Франческо Пеголотти в начале XIV в. в своем трактате «Practica della Mercatura» («Практика торговли»). Он, давая подробные указания для портового сухопутного путешествия в северный Китай через Тану, пишет, что «Этот маршрут и днем и ночью безопасен, поскольку там главенствует мир и порядок или «Рах tаtаrica, установленная татарами (т.е. Монголами)» (А.Г. Юрченко. Книга Марко Поло. Записки путешественника или Имперская Космография. Санкт-Петербург. 2007, СС.55-56).
Благодаря Уртенной (почтовой) системе, установленной монголами, пути сообщения между Востоком и Западом интенсировались, ускорились передвижения. Корейский автор Ким Жон Рэ монгольскую систему путей сообщения XIII в. сравнивает с нынешней Интернет – системой. Следовательно, монголы еще 700 лет назад могли создавать мир-систему свободной торговли и широкий информационный простор.
По сообщению Евгения Кычанова при быстрой езде на уртенных лошадях дорога от Золотой орды до столицы империи Юань – Ханбалыка – занимала более 200 дней. А по Абдул -Лукходу при более спокойных темпах передвижения до Ханбалыка
занимала не менее 300 дней. Братья Поло отмечают, что об их передвижениях на строну собственную Орду монгольский хан узнал на 40 дней раньше и выслал сопровождающих (Н.Н. Крадин, Т.Д. Скрынникова. Империя Чингис-хана. М., 2006, с. 473).
Торговый караванный путь направился от Восточной Европы от Тана и Волги до Китая и Индии. Ибн Баттута пишет, что «Лошадей в Кипчакской земле чрезвычайно много… Лошади эти разводятся в страны Индийская и бывает их въ караване по шести тысяч а иногда и более, так что на каждого торговца приходится по 100 и по 200 коней» (СМИЗО. Т.1 СпБ, 1884, с. 286).
По Жувейни и другим источникам на караванном пути между Каракурумом и Ханбалыком ежедневно передвигались туда и обратно 500 телег, каждая с 6-ю волами и полным грузом. Ассортимент товаров, перевозимых туда и обратно был очень широким. Наряду с торговлей шел и обмен культурой между людьми и народами.
В результате экономического и культурного общения не только оседлые и кочевые народы были втянуты в орбиту монгольской мир-системы. Постепенно восстанавливались разрушенные во время войн города, строились новые. В историографии зафиксировано, что в ХIV-ХV вв. в одном только Улусе Джучи (Золотая орда) было около 200 городов. Появились новые экономические и культурные центры такие как, Кара-Корум, Ханбалгас, Сарай-Бату, Берке-Сарай, Крым, Булгар, Укек, Гулистан, Сыганак и др. Эти города и порты Монгольского государства Юань в Китае и Золотой орды на Западе стали соперничать с Венецианскими и Генуянскими торговыми центрами. Арабский путешественник ибн Баттута, венецианец Марко Поло, Иасофат Барбаро, флориентиец Франческо Пеголотти и другие в разные времена описывали эти города и удивлялись как изменялся средневековый мир в эпоху монгольского владычества в евроазийской степи. Несомненно, главная роль монгольской империи в мировой истории состояла в этом, что монголы замкнули цепь путей международной торговли в единый сухопутный и морской комплекс. Впервые все крупные региональные составляющие средневековой мир-системы (Европа, Исламский мир, Индия, Китай, Восточная Россия, Средняя Азия и Дашт-и Кыпчак в составе Золотой Орды) оказались интегрированными в единое экономическое пространство – в монгольскую мир-систему. Притягательность связей оказались настолько великой, что даже после изгнания монголов из Китая (1368) и разгрома Тимуром державы Улуса Джучи, нити международной торговли и культурных связей сохранились, хотя после монголов геополитическая расстановка сил в старом свете видоизменилась. В восточной части исламского мира центр сместился от Багдада к Тебризу, в Средней Азии – от Баласугуна к Алмалыку, затем в Туркестан, в Восточной Европе – от Киева к Сараю, а затем к Москве, и в Китае – от Кайфына к Пекину.
Владычество Монгольской Империи для завоеванных ею народов служило суровой школой возмужания и самопознания. В последстви, многие из них создали свою собственную государственность. Итоги и последствия монгольского владычества ощущались столетиями даже в Китае, Персии и России. Территория Казахстана и его население, ставшие значительной составной частью империи монголов, являлись в этом отношении важным ретранслятором подобных традиции. После распада монгольской империи и державы Улуса Джучи, кочевые население казахских степей стало основным правопреемником, особенно в территориальном отношении.