Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Б. Темирбаев. Рыночная модель развития аграрной экономики Кыргызстана в переходный период


В условиях становления рыночной экономики объективным становится изучение тенденций и закономерностей модельного развития сельского хозяйства. Сельское хозяйство играет значительную роль в экономике Кыргызстана на протяжении длительного исторического периода сельское хозяйство было для кыргызов инструментов для удовлетворения лишь собственных потребностей.
Сочетание передового опыта организации и ведение сельскохозяйственного производства с относительно высоким уровнем механизации работ за годы советской власти привели к формированию в 70-80 годах в Кыргызстане мощного агропромышленного комплекса (АПК), который представлял собой сложную социально-экономическую систему, характеризующуюся наличием огромной территории, большими различиями региональных и почвенно -климатических условий, оказывающих серьезное влияние на специализацию и структуру сельскохозяйственного производства. АПК обеспечивало занятостью большую часть сельского населения страны, создавая необходимую инфраструктуру, отсюда и вытекают трудности сельского населения Кыргызстана (65% всех жителей страны) в переходный период к рыночной экономике.
Проблемы развития аграрной экономики была актуальной всегда. Но она приобретает особую значимость в условиях становления рыночных отношений. Продолжающая земельная реформа, разгосударствление, приватизация государственной собственности, развитие на этой основе новых форм хозяйствования коренным образом меняют производственные отношения в агропромышленном комплексе, определяют принципиально новую концепцию развития производственных сил. Модельное развитие нацеливает сельскохозяйственные предприятия на производство не только высококачественной продукции, которая могла бы быть доступной для внутреннего потребителя и конкурентоспособной на мировом рынке.
В переходный период, в результате массового разгосударствления и приватизации совхозов и реорганизации колхозов произошли значительные изменение в структуре хозяйствования, которые требуют более глубокой переоценки, переформирования состава информации и методов их сбора, обработки и представления потребителями. Это означает, что в ходе реформы в аграрном секторе Кыргызстана, основной целью которых является повышение эффективности отечественного производства, наращивание его объектов, улучшение качества продукции и снижение ее себестоимости до уровня конкурентоспособности на мировых рынках, полное удовлетворение населения в продуктах питания, а промышленности в сырье, коренным образом изменилась структура сельскохозяйственных формирований. Так, если до 90-х годов основными производителями являлись крупные товарные сельскохозяйственные производители, на долю которых приходилось почти 45% валовой продукции, то к концу 1999 года их удельный вес снизился до 12,6 % .
В стране произошел процесс перераспределения внутри самой структуры сельскохозяйственных товаропроизводителей, который продолжается и в настоящее время и отличительной чертой его является прозрачность границы между категориями сельскохозяйственных производителей. Так, во многих селах личное подсобное хозяйство преобразовалось в нечто среднее между фермерским и натуральным хозяйством, и есть аулы, где живут в основном владельцы крестьянских хозяйств, есть и такие в которых крестьянских хозяйств формально нет, но семьи имеют уже десятки голов крупного рогатого и сотни мелкого скота. Примерно то же, происходит с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, многие из которых давно отошли от классического определения самой категории сельскохозяйственного производителя, заканчивая Торговыми величинами характеризующими его.
В настоящее время в Кыргызстане 90% всех аграрных предприятий составляют различного рода товарищества, крестьянские фермерские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы. Фермерские хозяйства республики пока не играют и, по всей видимости, в перспективе не смогут играть существенную роль в обеспечении населения продовольствием. К этому выводу подводит анализ современного состояния фермерства. Конечно, были, ошибки. По этой причине и процесс преобразовании новых формы хозяйствований в первый период шел не везде гладко, а кое где допускались и факты для проведения полнокровной земельной реформы, особенно I половины 90-х годов.
В последующие годы, после внесения некоторых изменений и дополнений в конституцию Кыргызской Республики, были приняты новые законы, в частности «О крестьянском хозяйстве», «О кооперации» «Об ипотеке», «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения», которые послужили дальнейшему продвижению сельскохозяйственных реформ. В результате принятых мер республике удалось за относительно короткий срок остановить и стабилизировать продолжившийся до 1995 года резкий спад сельскохозяйственного производства. С 1996 года начался его подъем. Особенно с перераспределением земель, интенсивным выделением земельных участков населению, развитием крестьянских (фермерских) хозяйств, доля крестьянских хозяйств в валовом производстве продукции сельского хозяйства с нуля до 32,2% в 1999 году, личных хозяйств с 43,8 до 49,2%
В ходе проведенной земельно-аграрной реформы в республике земельные доли получили 510 тысяч семей, создано 265 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, то есть на каждые две семьи приходится одно хозяйство. Это обстоятельство привело к доминированию на селе мелкотоварных крестьянских и фермерских хозяйств, которые на большие доходы не могут рассчитывать в принципе и большой частью ведут натуральное хозяйство. Так случилось что, в результате аграрно-земельной реформы, когда земля распределялась по долевому признаку, неизбежно привела к мелкотоварности, которая стала главным тормозом развития аграрного сектора экономики. С мелкотоварным производством и натуральным ведением хозяйства мы не придем к финансовому благополучию села.
Мелкие хозяйства практически не могут обеспечить себя необходимыми материально-техническими ресурсами, качественными семенами и племенным материалом. Это привело к тому, что:
– существующий парк сельхозмашин используются более 10-15 лет и износ его составляет более 95 процентов;
– только 40 процентов сельских товаропроизводителей используют для посева кондиционные семена;
– минеральные удобрения и средства защиты растений используется в объеме не более 30 процентов от потребности;
– удельный вес породного поголовья составляет:
КРС-21 процента, овец-31 процент, лошадей-14 процентов в общем поголовье скота.
В условиях рынка модельное развитие рыночных структур является существенным залогом достижения продовольственной безопасности страны. Решение проблем экономике Республики Кыргызстан, в частности ее аграрного сектора имеет ряд принципиальных отличий, обусловленных сложностью исторических условий эволюции отечественного сельского хозяйства, в результате которой проблемы развития агропромышленного комплекса накапливались в течение всего XX столетия.
Во-первых, в течение небольшого исторического периода в Кыргызстане был осуществлен ряд радикальных изменений аграрного порядка (социалистические преобразования 1917-1924 гг., коллективизация 1929- 1932г.г., аграрная реформа 1990-х годов), в ходе которых на селе кардинально трансформировались отношения собственности и социально-экономические условия хозяйственной деятельности.
Во-вторых, сокращение сельскохозяйственной занятости не сопровождалось адекватным ростом производительности аграрного труда (1970-1990 гг. отставание от США по производительности труда в сельском хозяйстве увеличилось с 3 до 12 раз), кроме того значительные потери произведенной продукции приводили к наличию различного рода продовольственных проблем.
В третьих, село, несмотря на высвобождение трудовых ресурсов из аграрного сектора, оставалось внутренней сферой сельского хозяйства: в сельской местности слабо развивались промышленность, сфера услуг и другие несельскохозяйственные отрасли. В результате проблемы с трудоустройством высвобождающегося населения сдерживали и сдерживают рост эффективности сельскохозяйственного производства. Еще одним ограничивающим фактором является серьезная социальная нагрузка, которую исторически несут сельскохозяйственные предприятия. Кроме того, предпринимательство как деятельность направленная на получение прибыли, в системе АПК в дореформенный периоды почти не развивалось. Элементы предпринимательства носили случайный и скрытый характер, они не имели законодательно-правовой и научной базы и соответственно не было опыта самостоятельного ведения бизнеса.
С начала переходного периода прошло около 15 лет, осуществлены основополагающие кардинальные меры по формированию многоукладной экономики и многообразию форм собственности, в том числе и в сельском хозяйстве, можно считать, что завершено создание основ рыночной экономики. Представляется, что оно было осуществлено в два этапе.
Первый этап экономических реформ – это 1991-1995 гг. переходный период к рынку, когда шла массовая приватизация и реорганизация крупных высокомеханизированных государственных предприятий, коллективных хозяйств агропромышленного комплекса, создание частного сектора, введение мер по либерализации цен, создание равных условий конкурентного экономического развития различных форм собственности и хозяйствования, переход к многоукладной, смешанной экономике, становление рыночных институтов, разрабатывающих нормативно-правовые, законодательные акты регулирующие основные процессы проведения экономических реформ.
Экономическая динамика производства за эти первые 5 лет перехода к рыночным отношениям рассчитывались по сравнению с базисным 1991 годом, то есть с началом проведения реформ. Ученые аграрного сектора экономики, сторонники деления реформ АПК на два этапа, так же были едины в том мнении, что переходный переход был очень болезненным как для экономики, так и социальной жизни общества в целом, он отбросил нашу страну далеко назад (20-30 лет) но всем производственным показателям. Факты доказывали, что производство в отдельных отраслях АПК сократилось от 40 до 60%. К концу года в основном уже была сформирована рыночная структура производства, но еще незрелая, противоречивая, неустойчивая.
Хронологически в 1996 году начался второй этап работы аграрного сектора экономики, уже при сложившихся рыночных отношениях. Второй этап рыночных преобразований в АПК характеризуется постепенным ростом объемов производства. Главным источником такого роста является увеличение внутреннего спроса на сырье и продовольствие. У сельхозпроизводителей появились стимулы наращивать производство для реализации продукции, поскольку вырос спрос на нее. Были расширены посевные площади, оживилось производство в частных хозяйствах, которое в благоприятный предкризисный год начало сокращается.
Как известно, институциональные преобразования и перераспределение земель повлекли за собой и изменение структуры производителей. В 1991 году основными производителями продукции растениеводства являлись хозяйства общественного сектора, на долю которых приходилось 94,6% производственного зерна, 100% – сахарной свеклы, 88,2%-масличных культур, 56,4%-овощей. К 2000 году расклад производителей существенно изменил в пользу частных производителей, которыми 1999 году произведено 69,3% зерна, 73,7% сахарной свеклы, 78,4% масличных культур, 87,1% картофеля, 86,3% овощей. В целом в процессе построения рыночной экономики изменилось соотношение государственной и частной формы собственности в производстве.
Пищевая и перерабатывающая промышленности которая является также важной частью агропромышленного комплекса Кыргызстана и производит более 25-30% объема промышленной продукции республики и более 25% объема экспорта. Основными задачами развития пищевой и перерабатывающей промышленности являются: обеспечение потребностей населения в продуктах питания, достижение стабилизации и устойчивой тенденции роста производства, создание условий для роста инвестиционной политики, обеспечение структурной перестройки отрасли, техническое перевооружение предприятий, на выпуск конкурентоспособной качественной продукции, наращивание экспортного потенциала.
Как известно, отросли пищевой промышленности в основном базируется на переработке местного сырья и обеспечивают внутри республиканское потребление. В период перехода к рыночным отношениям пищевая, промышленность оказались в очень глубоком кризисе, от которого не могут оправиться до настоящего времени. Так, производство продукции пищевой промышленности в 2000 году, к уровню 1991 года составляло лишь около 15%. В годы независимости сельхозпроизводители продают свою продукцию (фасоль, картофель, табак, хлопок и.т.д.) по заниженной цене по той причине, что перерабатывающие предприятия в основном находятся за рубежом и диктуют свои цены. Соответственно, основную прибыль от произведенной сельхозпродукции получают зарубежные перекупщики. В прочем, цены растут и по другой причине. Село платит за промышленную продукцию, топливо, транспорт услуги связи, удобрения, комбикорма, стройматериалы, банковские ссуды баснословные деньги. В то время как цены на сельхозпродукцию сдерживаются низкой платежеспособностью конечных потребителей. В результате еще больше замедляется оборот финансовых ресурсов, обостряется недостаток среди товаропроизводителям сельской местности.
Таким образом, проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:
Тенденция рыночной модели развития аграрной экономики требует применение новой технологи и нового творческого подхода к производительному труду. Когда сущностные черты рождающегося, рыночной модели развития аграрной экономики приобретет всеобщего признания, заработает в необходимой степени потенциал прогресса;
Мировой опыт дает убедительное подтверждение тому, что одним из главных факторов становление рыночных отношений в АПК является развитие предпринимательства, основная задача которого заключается в воссоздании на качественно новой основе современного конкурентоспособного производства.
Аграрная политика Кыргызстана должна быть направлена на развитие устойчивого и конкурентоспособного агропромышленного производства способствующего продовольственной безопасности страны, сближение количества жизни и социальной инфраструктуры сельского и городского населения.
–––––––––––––––
1. Статический сборник настольная книга сельского гражданина Кыргызской Республики. – Бишкек, 2003. – С. 15.
2. Статистический сборник. Перспективы экономики Кыргызстана. – Бишкек, 2002 – С. 12.
3. Книга нашего выбора. – Бишкек, 2000 – С.69.
4. Канаева И.Б. Развитие аграрного сектора экономики в условиях реорганизации государственного и местного самоуправления в Кыргызской Республике. – Бишкек, 2007. – С. 19.