Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Уалтаева А.С. Социальная модернизация Казахстана через изменение содержания и формата преподавания отечественной истории


В своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президент страны – Лидер нации Н. А. Назарбаев определил стратегию, вектор развития нашей страны как Общества Всеобщего Труда.
Глава государства в очередной раз продемонстрировал свой прагматичный и дальновидный подход к парадигме процветания и успеха как государства в целом, так и каждого гражданина. Подход, основанный на реальном и тщательном анализе оценки нынешнего социального градуса общества. Президентом даны 20 конкретных поручений Правительству страны и партии «Нур Отан», которые наполнены глубоким содержанием. Конгломерат идей, выдвинутых Лидером нации и механизмы их воплощения предельно актуальны и требуют по велению времени мобилизации всего человеческого, интеллектуального, правового, законотворческого и экономического потенциала государственных институтов и гражданского общества на его скорейшую реализацию в жизнь. В своей статье Президент также указал на необходимость инвентаризации и обновления законодательства, регулирующего социальную сферу. Очень своевременно и актуально поручение Лидера нации о внесении новаций в законы РК, в частности в Закон «Об образовании», кроме того, Глава государства обоснованно призвал шире использовать на практике все рычаги и резервы этих норм.
Сегодня мы живем в быстро меняющемся мире. Еще совсем недавно, казахстанцам искренне верилось, что рыночная экономика, при демократических в республике преобразованиях, сама расставит приоритеты, выведет наше молодое государство на уровень XXI века. Но мировой экономический кризис последних лет, наглядно, показал недостаточность уповать, только на столпы конца прошлого столетия, нужно искать более эффективные методы управления.
Новая социальная политика Республики Казахстан направлена в первую очередь на создание Общества Всеобщего Труда, дающая конкретные ответы на вопросы: каким должно быть наше общество в условиях глобальной нестабильности, в условиях нового века, чтобы устоять перед кризисными ветрами. Только честный и плодотворный труд способен повести как страну, так и каждого ее гражданина к новым высотам.
В своем выступлении Президент постарался дать анализ и оценку практически всех сторон социальной жизни общества, что касается системы образования, он констатирует, «именно здесь растут, формируются и взрослеют наши дети. Это волнует каждую семью», поэтому одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования, в частности преподавания Отечественной истории. Поэтому Глава государства поручает провести анализ учебных планов, учебников и учебных пособий по истории Казахстана, осуществить меры по изменению содержания и формата преподавания истории Казахстана в учебных заведениях».
Необходимость объективного осмысления необходимых в школьном историческом образовании перемен не вызывает сомнений, так как является составной частью становления исторического сознания в Республике Казахстан. Трансформация содержательных аспектов исторического материала в общеобразовательной школе еще не стала предметом глубокого осмысления и научного подхода. Социальные функции истории не являются величиной постоянной и неизменной. Они видоизменяются вместе с развитием исторической науки и самого общества. Поэтому освещение истории культуры Казахстана будет неполным без освещения истории образовательных систем и характеристики социально-экономических условий в стране.
В Типовой школьной учебной программе сказано, История как школьная учебная дисциплина является стержнем всех гуманитарных и обществоведческих курсов в основной общеобразовательной школе. Формируя национальное самосознание и нравственно-этические нормы, история служит мировоззренческой основой изучения учебных дисциплин. Историю Казахстана изучают школьники с 5 по 11 класс, период с древности до современности. Согласно типовому плану учебная нагрузка по предмету составляет:
в 5 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
в 6 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
в 7 классе – 1,5 часа в неделю, 51 час в учебном году;
в 8 классе – 1,5 часа в неделю, 51 час в учебном году;
в 9 классе – 1,5 часа в неделю, 51 час в учебном году.
в 10 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
в 11 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
Т.е. в среднем из 36 часов обучения в неделю, изучению Отечественной истории приходится максимум 2 часа в 5 и 11 классе, в остальных классах 1,5 и 1 час в неделю. Можно ли за это время обеспечить возможность критического восприятия учащимися окружающей реальности, определения собственной активной гражданской позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Из-за дефицита времени на уроках и необходимости готовить учащихся к ЕНТ, учителя с 5 класса доводят до автоматизма ответы на сухие тестовые вопросы, а на развитие умения использовать в жизни полученные знания, самостоятельно обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формировать личностное отношение к тому или иному историческому явлению, творческого применения исторических знаний, умения работать с историческими источниками, осмысливать исторические события и явления на основе сравнительного анализа остается мало времени. История Казахстана обязательный предмет в рамках Единого Национального тестирования, при этом предметы такова статуса изучаются школьниками в неделю в 5-6 раз больше. Качество содержания учебников и учебных пособий по истории Казахстана требует сегодня полного пересмотра и научного редактирования.
Выход из этой ситуации Глава государства видит «в модернизации учебного процесса и учебных программ, расширении использования интерактивных форм обучения в учебном процессе, внедрение специальных учебных программ онлайн-обучения, введение инновационных курсов, которые необходимы учащимся уже сегодня.
При модернизации содержания преподавания Отечественной истории необходимо ввести в процесс обучения такой актуальный предмет как «Краеведение» – любовь к малой родине – это основа патриотизма».
Что же касается изучению истории Казахстана в высшем учебном заведении, то обязательному предмету за 4 года общего обучения отводится только один семестр, 135 часов. Из них 1 час лекций, 1 час семинарских занятий и 1 час самостоятельного изучения. В конце семестра проводится экзамен имеющий статус государственно опять же в тестовой форме, и студенты до конца обучения забывают этот предмет. Логичнее было бы проводить данный государственный экзамен в конце всего учебного процесса, как и остальные дисциплины ведь молодой специалист, прежде всего, должен быть патриотом своей Родины, иметь социальный, духовный, нравственный опыт формирования национального мировоззрения. Таким образом, изменение содержания и формата преподавания истории Казахстана на всех этапах возрастного образования будет способствовать социальной модернизации общества.
Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело в августе этого года рейтинговое исследование, направленное на получение максимально объективных оценок относительно ключевых установок Президента РК по социальной модернизации. Исследование проводилось в отношении 52 соответствующих установок, которые, в свою очередь, составляют 20 поручений Главы государства правительству.
При этом для получения указанных оценок были использованы такие критерии, как актуальность, четкость поставленной задачи и реалистичность успешного выполнения рассматриваемых установок Президента РК.
Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 40 экспертов, представляющих неправительственные организации и аналитическое сообщество.
Для оценки ключевых установок Главы государства по социальной модернизации была использована 7-мибалльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов. Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы, путем вычисления средних баллов.
Ответы респондентов позволили составить рейтинг, в котором установка Главы государства « Изменение содержания и формата преподавания истории Казахстана в учебных заведениях стоит на 33 месте. Актуальность и значимость данной установки составил 5,68 баллов, четкость непосредственной задачи 5, 33 ,
Однако, судя по оценкам респондентов, высокий уровень актуальности и четкости не является гарантией успешности практической реализации данных установок по социальной модернизации. Показательно в этой связи то, реалистичность успешного выполнения нашего показателя всего 4,18 балла.
Это значит при высокой степени вероятности успешной реализации минимальна востребованность в обществе. Очевидно, что разработка и внесение в Законы «Об образовании», «О науке» поправок, носит не столько актуальный в общественном смысле, сколько политически конъюнктурный характер.
В свою очередь ученые историки готовы оказать всемерную практическую помощь в реализации положений социальной модернизации, используя весь свой профессиональный потенциал, чтобы способствовать претворению идей изложенных Главой государства в данной программной статье, в жизнь.