Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Мажитов С.Ф. Феномен Толе би в национальной истории и историографии казахов


Мегазвезда крупного государственного и общественного деятеля, мыслителя и правоведа, дипломата, прозванного «отцом биев» Толе Алибекулы взошла на небосклоне истории казахского народа три с половиной столетия тому назад и прочно держит свои позиции на нем по сегодняшний день. Согласно исторических документов, он родился в летом 1663 года в современной Жамбылской области. Джайляу Жайсан, что прилагает к реке Шу располагался рядом с Аулие-Ата. Сама природа этих мест словно желала, чтобы именно здесь начинались истоки творчества будущего великого мудреца.

В действительности, прожив богатую на события и перемены судьбу, отведенную ему в этом мире, Толе би Алибекулы прошел сквозь пламень и лед. В ней было много звездных вершин, крутых поворотов и прозы бытия. Даты конца его жизни разнятся в источниках. В большинстве из них называется 1756 год. Однако, как утверждает известный казахстанский китаевед К. Ш. Хафизова, ссылаясь на китайские источники, датой смерти Толе би является 1758 год. Скончался Толе би в местности Акбурхан Орда, что находится в нынешней районе, носящем его имя в Южно-Казахстанской области. Согласно исследованиям этнолога А. Тохтабая похоронен Толе би был в Ташкенте рядом с Юнус ханом, дедом великого Бабура по материнской линии [1]. По сегодняшний день мавзолей носит имя Толе би.  Иногда мавзолей называют Карлыгаш.Народное уважение и любовь были настолько глубоки к Толе би, что при жизни его редко кто мог называть по имени. Все больше его звали как Тобе би – Верховный би, Бала би, Единственный би, справедливый Толе, беспристрастный Толе, критик Толе, настоящий Би, который придерживается только одного принципа – «У настоящего Би не бывает понятия родства».
Карлыгашем назвали Толе би после весьма показательного случая, связанного с тем, как он смог остаться на родной земле в момент, когда ее захватывали ойраты, которых принято называть джунгарами. Так случилось, что именно тогда над шаныраком юрты Толе би ласточка, что переводится по-казахски как карлыгаш, свила гнездо. Когда предводитель джунгар спросил у Толе би, почему он вместе с остальными не покинул обжитое место и не бежал, обрекая себя на верную гибель, тот ответил: «Над шаныраком моей юрты перед вашим приходом ласточка водрузила гнездо. Как же я могу разрушить и бежать от такого дома?». Тогда покоренный мудрым ответом Толе би завоеватель джунгар не только не тронул его, но и разрешил продолжать жить ему в этих местах. Так Толе би даже в условиях вражеской оккупации смог отстоять пусть даже небольшой, но родной кусок земли предков. Поэтому его и называют в народе Карлыгаш. Символ надежды и чаяний народа, который шел к мудрецу в трудные минуты и получал справедливый ответ на свои вопросы, находил разрешение самых сложных проблем. Однако чаще Толе би благославлял, ставил десятки и сотни простых людей, знать и правителей на путь самозащиты, самореализации и любви к Родине.
Если говорить об исторической сокровищнице казахов, то имя Толе би является в нем бесценным алмазом мудрости и жизнестойкости, примера верности однажды и навсегда избранному пути справедливости, объективности и миролюбия. Говорят, что на этот путь его благословил почти столетний старейшина Анет баба, сказав:«Үй баласы ма деп едім, ел баласы екенсің. Ауылыңның таңы бол, маңдайдағы бағы бол» («Мне казалось, что ты сын своего дома, но оказывается ты сын своего народа. Стань восходом утренней зари, звездою счастья в его судьбе»)[1].
Трудно найти в казахской истории личность, сравнимую с Толе би по исторической роли и деятельности в масштабе стыка двух веков, наполненных эпохальными и судьбоносными для народа и страны событиями. Один период его жизни был связан с эпохой Тауке хана, когда мир и покой царили в казахском обществе. Устная народная историология твердит, что это было время, когда «жаворонки откладывали яйца на спине овец». Другая и более значительная часть жизни и деятельности Толе би приходится на судьбоносное время в национальной истории казахов, когда нависла угроза самого существования и выживания около полутора миллиона людей. Это было связано с джунгарской агрессией и соседством с более сильными государствами. На повестку дня встал вопрос о сохранении Отечества и родной земли предков.
Наследие Толе би переходит границы его физического существования, распространив себя не только на современную историю Казахстана, но и сопредельных стран – России, Китая, Монголии, Ирана, Узбекистана, Кыргызстана. С этой точки зрения личность Толе би является актуальным аргументом в реализации Казахстаном межгосударственного диалога и установлении мирных международных отношений в наше и будущие времена с соседними странами. Когда 10 июня 1734 года российская императрица Анна Иоанновна отправляла ответную грамоту хану Жолбарысу относительно присоединения к России, она признала Толе би в качестве влиятельного лица Старшего жуза[2, 163]. Тем самым еще тогда было обращено внимание со стороны внешних сил на конструктивную роль казахских биев и, в частности Толе би в достижении консенсуса противоборствующих сторон. С другой стороны подобный реверанс Петербургского двора был вызван расчетом на воздействие через биев на верховную ханскую власть.
Самый общий экскурс в историю казахов позволяет увидеть в нем множество примеров, когда традиционная общественно-политическая система казахского народа становилась гарантом продуктивного диалога между властью, народом, религией, внешним миром и его представителями. Во времена Казахского ханства матрицы и модели такого диалога прошли проверку на прочность и обрели устойчивый иммунитет. Еще до коммунистического Манифеста К. Маркса и Ф. Энгельса по традициям казахской государственности религия была отделена от государства. И в этом большую роль сыграли казахские бии. Ни одна из ветвей политической системы не могла напрямую зависеть или же быть в подчинении религиозных институтов. Казахский хан в отличие от правителей сопредельных регионов не обладал религиозной властью. Будучи монархом, избираемым ханским советом, он не был узурпатором власти, который мог бы сосредоточить в своих руках власть над всеми без исключения общественными институтами.
Историографическое осмысление личности и роли Толе би во многом связано с периодом обретения Казахстаном независимости и суверенитета. В третьем томе академического издания «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» имя Толе би упоминается практически на протяжении всей книги [2,748].  В общей сложности более 20 раз. Данный факт свидетельствует о том, что, во-первых, без имени и личности Толе би невозможно представить полноценную историю казахского народа на протяжении сложнейшего периода истории, связанного со вступлением Казахстана в эпоху Нового времени. Новое время, как известно, положило начало укреплению и углублению казахско-русских отношений.С другой – это подтверждение того, что Толе би являлся достоянием интеллектуальной истории казахов, без ссылки на которого невозможно отразить степень планки, подтверждающей высокий уровень развития собственно казахской исторической мысли. Толе би, являясь героем своей эпохи и взаимодействуя с самыми известными личностями этого времени, являлся одновременно историографом пережитых событий. Он обобщал предыдущий исторический опыт. Извлекал из нее уроки и назидания. Источником его мудрости выступала национальная история, ее герои и судьбоносные страницы. Слова и решения Толе би по сути являются концентрацией народной мысли.
Общеизвестна поговорка о том, что «Один в поле не воин». В момент, когда хан Тауке выполнял свою миссию по объединению казахского народа, такие герои как Толе би способствовали сложению прочного государственного аппарата и его идеологического обеспечения. Не случайно для фактического управления Старшим жузом Тауке хан назначил Толе би [3, 109]. Его общественно-правовая деятельность органично вписывалась в стройную систему государственного аппарата, который строил Тауке хан. В этой связи академик М. К. Козыбаев, характеризуя объединительные тенденции в казахском обществе периода казахско-джунгарских войн, особо выделял в этом вклад биев. Он писал: «Тәуке заманында халық батырлары бастаған әскери элита, Толе би бастаған кемеңгер билер осы тұста ата дәстүрін жалғастырды, қазақ халқының мұңын мұңдаған, мүддесін қорғаған ұлы перзенттері екендігін танытты, халық санасын мемлекеттік дәрежеге көтерді. Ордабасы казақ елінің, жерінің біртұтастығының, мемлекеттігінің символына айналды» («В эпоху хана Тауке возглавившая народ военная элита в лице батыров, предводительствуемые Толе авторитетные бии смогли продолжить традиции предков, они показали себя настоящими поборниками чаяний и интересов казахского народа,  подняли его самосознание на государственный уровень. Курултай в Ордабасы стал символом единства казахской народа, общности земли и государства») [4].
Можно говорить в определенной степени и том, что само время и историческая ситуация вывели Толе би на уровень высокой социальной ответственности, связанной с тем, чтобы укрепить связи Старшего жуза с остальными казахскими родами в плоскости союзничества и добрососедства. В период конца XVII и первой четверти XVIII века такая задача считалась архисложной. Нужно отдать здесь должное прозорливости и дальновидности Тауке хана, который знал, что принципы судопроизводства, предложенные Толе би в период создания свода законов обычного права казахов «Жеті Жарғы» («Семь уложений»), будут соблюдены им на протяжении всей его жизни. Как сказано в дастане Кожаберген жырау «Баба тіл» («Язык предков»):
Абыз, Қарлығаш, Төле би,
Береке-бітім елімнің,
Құдіреті мен қасиетін.
Асқар етсем деп едім.
Мудрец, Карлыгаш, Толе би,
Как подобно тебе я хотел бы
Поднять на пьедестал небывалой высоты
Всесилие и святость нашей земли. (Перевод С.Ф. Мажитова)
Тем самым Кожаберген жырау подчеркнул верность Толе би принципам защиты Отечества и родного народа как священных и достойных черт каждого из народов.
Как отмечало не одно поколение историков, наследие Толе би наравне с бесценной мудростью Казыбек би из Среднего жуза, Айтеке би из Младшего жуза выходит за рамки достояния казахского народа. Они мыслили и боролись за мир и согласие между народами в общечеловеческом, и в частности, общетюркском масштабе. Суть бесценного наследия выдающихся людей состоит в том, что они поднялись выше родового, жузового сознания. Они распространили силу слова на непокорные и раздираемые распрями роды и племена. Более того, объединили их на организацию всенародного отпора и смогли освободить территорию Казахстана от завоевателей. Возглавленная Толе би когорта авторитетных людей того времени смогли пойти дальше в своем видении геополитических процессов. Они понимали решающий характер исторического момента и призвали народ объединиться с более сильным по тем временам государством.
Пережив Тауке хана почти на сорок с лишним лет, Толе би смог сохранить верность жизненным принципам и обогатил их. В своей практической деятельности бия как судьи, Толе би исходил не только из практики доказательной словесности. Он выступал новатором, когда вводил в практику суда биев эксперименты и исследования, основанные на специальном знании. Исследователь С. П. Вареникова приводит интересный пример из судебной практики Толе би. «Одним из уйсунцев была украдена у другого тренога (шілдер) – конские путы, которыми стягивают две передние и одну заднюю ногу. Выслушав объяснение сторон по существу дела, Толе, после продолжительного раздумья, велел надеть треноги тремя концами на три лошади, привязав каждую за одну ногу, и погнать их в разные стороны. При этом он сказал: «Если треноги от этого порвутся, то не налагать никакого айыпа». Треноги несмотря на усилия лошадей, не порвались и удерживали лошадей на месте. Тогда Толе объявил свой приговор, сказав, что «это не шілдер, а «үш ер», т.е. не треноги, а трое мужчин, т.е. в них заключается сила, равная силе трех мужчин. Поэтому он определил штраф за треноги в три лошади по пятому году (үш бестіат)». Решение Толе би основывалось на проведенном исследовании (экспертизе), наглядно продемонстрировавшем присутствующим качество и крепость конских пут и послужившим основанием назначения штрафа в целях предупреждения дальнейших краж коней» [5, 137].
О легендарном Толе би написано очень много. Историю жизни, деятельности и наследия Толе би невозможно представить вне трудов великлепной плеяды авторов прошлого и современности, среди которых право назваться первым имеет каждый. И связано это с тем, что существующий пласт литературы о Толе раскрывает самые различные грани этой уникальной личности. И даже когда встречаются повторы, то непременно присутствует элемент новизны видения, интерпретации исторического героя и егоь духовного наследия. Все это свидетельствует о том, наследие и пример жизни Толе би воспринимается как часть национального достояния. Образ Толе би выступает как символ национальной идеи по сплочению не толького казахского, но всех народов земли. Ведь среди тех, кто писал о нем много и зарубежных авторов. Тем не менее, сегодня исследователи единодушны в том, что не до конца раскрыты все грани Толе би. Существует большой комплекс проблем и вопросов, которые ждут своей разработки. К примеру, собственно жизнь Толе би в деталях его повседневного быта; новое прочтение исторических документов и осмысление артефактов истории, связанных с его именем; сравнительный анализ наследия Толе би с его предшественниками, современниками и последователями; миротворческая миссия в международном масштабе; предпринимательская деятельность и собственность Толе би, история продолжения его наследия среди учеников и потомков, многое другое.
Как известно, историография советского времени тщательно настаивала на негативной оценке роли биев, роли суда биев в казахском обществе. Во многом такая позиция происходила из того, что бии являлись представителями кочевой и традиционной знати. К тому же, в отличие от уголовных, исковые дела разбирались биями в аулах и волостях на основании местных обычаев. Суды биев подразделялись на родовые, подродовые, аульные, их связь с официальными органами власти со временем привела к фактическому огосударствлению значительной части этих судов. Все большее отражение находили в их решениях интересы царской администрации, властвующего режима и постепенно, многие из биев превратились в разновидность местных государственных чиновников: одни приближались к положению судебных чиновников и назывались «новыми биями»; другие, придерживавшиеся традиционных правил, именовались «старыми биями» и имели больший авторитет при решении дел.
Суд биев в казахской истории уникален с точки зрения отсутствия агрессивности, бессмысленного состязания взять реванш над ближним, его смысл наполнен стремлением понять и помочь тому, кто оступился. Суд биев эмпатичен. Эмпатия выступает здесь не просто как понимание проблем, в котором оказался сородич. Эмпатия биев направлена на решение этих проблем и понимание человека. Наконец, уникальность суда биев казахской истории практически не носит карательного характера, который был бы отрешен от  сущих проблем данного общества [6, 216, 218].
 До последнего времени не обращалось должного внимания на дипломатические аспекты в деятельности казахских биев. Между тем, эти качества проявлялись не только при ведении судебных тяжб или выступлениях на ханских советах. Пример Толе би показывает, как влияние на принятие решений в международных отношениях позволяла казахам брать реванш в осуществлении межгосударственных акций со смещением правителей и воцарением казахских ставленников. Данное положение подтверждается событиями лета 1752 года, когда благодаря решительности Толе би и его настойчивости казахам удалось возвести на джунгарский престол хунтайджи Даваци. Хотя мир в Степи установился не надолго, провозглашение Даваци верховным правителем Джунгарии и убийство Лама-Доржи, способствовали укреплению авторитета султана Абылая, пока еще не ставшего общеказахским ханом [2, 248].
В историографии до настоящего времени недостаточно разработана концепция о роли Толе би как стратега и идеолога Анракайской битвы 1730 г., в результате которой казахи одержали победу над джунгарами. В существующей литературе подчеркивается равное участие всех влиятельных лиц и политической элиты казахского общества в подготовке Анракайской битвы. Фигуры биев, как правило, даже в художественных фильмах показаны в пределах их участия на курултаях и в качестве сторонних наблюдателей за ходом битвы. Между тем, будучи знатоком военных операций времен Тауке хана, Толе би не мог оставаться в стороне от обсуждения стратегии и тактики предстоящей решающей битвы с джунгарами. К тому же будучи участником и носителем идеологии миротворческих инициатив Тауке хана, Толе би не мог быть просто советником в обсуждении идеи Анракая. В истории казахов немало примеров того, когда будучи даже старцами, они не покидали конское седло и наряжались в военные доспехи.
Памятники устной историологии казахов указывают на то, что Толе би обладал также незаурядными качествами организатора и устроителя государственных дел в масштабе доверенной ему территории. Требует уточнения факт о том, что Толе би на склоне лет был фактическим ханом Старшего жуза. В документе Оренбургской канцелярии от 1758 года прямо указывается посланником М. Шиховым на то, что Толе би был ханом Старшего жуза. «Большая орда состоит ныне под владением своего хана Тюлеби, который кочует близ… Сайрама» [2, 171-172].
Предметом специального изучения должна стать педагогическая деятельность и воззрения Толе би по воспитанию молодежи. В момент, когда необходимо было успокоить эйфорию Абылая от успехов в войнах он, как цитируется в поэмеБухара жырау сказал:
Мен көргенде Абылай,
Тұмтайдай ұл едің.
Түркстанда жүр едің…
Үйсін Төле бидің
Түйесін баққан құл едің…
Я помню тебя Абылай,
Когда ты был еще сорванцом,
Обживающим земли Туркестана…
А еще ты был слугой,
Пасшим верблюдов уйсуня Толе би. (Перевод С.Ф. Мажитова)
В действительности же, Толе би никогда не считал Абылая своим слугой, который пас его скот. Напротив, он принимал будущего казахского хана как крестного сына. С целью спасения от врагов Толе би изменил имя 12-летнего Абильмансура на «Сабалақ» и представлял его всем как пастуха. Говоря о воспитательных аспектах мировоззрения Толе би, известный исследователь ораторского искусства казахского народа Б. Адамбаев пишет: «Төле биді үзенгілестері Қаздауысты Қазыбек пен Алшын Әйтеке билер де сыйлап, аға тұтқан. Төле тек батыр, билерге ғана батағой болып қоймай, қазақтың белгілі хандарына да ақылшы, тәрбиеші болған» («Сподвижники Толе би Каздауысты Казыбек и Алшын Айтеке би уважали как старшего брата. Толе би выступал не только благословителем батыров и биев, он был советником и воспитателем известных казахских ханов») [7, 217].
Назиданием грядущим поколениям с глубоко воспитательным подтекстом звучат слова Толе би относительно мимолетности удачи и счастья, непостоянства и относительности бытия:
Жаманға да бақ қонатын күн болады,
Біреудің өтірігі шын болады.
Батырдан бақ қайтатын күні болса,
Қанша тауып айтса да мін болады.
Иногда наступает время, когда птица счастья
Садится на голову даже плохому,
И тогда чья-то ложь становится правдой.
Вместе с тем наступает день,
Когда птица счастья покидает батыров,
Тогда даже их доказательные доводы
Становятся объектом сомнения. (Перевод С.Ф. Мажитова)
Феномен Толе би состоит в том, что пример его жизни и оставленное им наследие находят свое незаменимое место во всех последующих исторических периодах. Особенно в переживаемую нами эпоху современности.
Ныне Казахстан позиционирует себя в мировом сообществе как страна, в которой существует реальный приоритет стабильности, межэтнического согласия и конфессионального мира. Об этом сказано и говорится много. Казахстан действительно подарил миру ключи от мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных вероисповеданий.
Историческая традиция и культурный код общественного сознания складывались так, что для казахского народа исторически и эволюционно сделались ясными и понятными такие вещи как «религиозная веротерпимость», «толерантность», «религиозный фанатизм», «шовинизм», «национальная вражда» и др. Сама практика и реальность жизни способствовали формированию чувства естественной тождественности с остальным миром. Приоритет природного духа вольности, гостеприимства и уважительного отношения к тем, кто прибыл извне, признание права гостя (который изначально мог быть даже завоевателем) на равные блага и духовную свободу были присущи казахам со времен Казахского ханства. Толе би были разработаны основы матрицы мирного взаимодействия казахов, узбеков, кыргызов, русских, калмыков, китайцев и других этносов. Опираясь на глубокое знание обычного права казахов и прогрессивных канонов ислама, Толе би предостерегал казахов от лжепатриотизма, извращенной религии, ксенофобии. Доказательством этому является собственно ларец мудрости известного деятеля. В нем невозможно встретить ни одного негативного высказывания относительно межэтнических и межрелигиозных отношений.
Сегодня мир и казахстанское общество ощущают острый дефицит духовности. Различного рода катаклизмы, в основе которых находятся преимущественно последствия, вызванные мировым экономическим кризисом, способствуют возникновению комплекса социальных проблем. Среди них на передний план выступают вопросы самосохранения людей, дефицит общения, обращение к иллюзиям, потеря веры в идеалы прошлого и настоящего. Внутренний мир человека становится замкнутым в условиях, казалось бы, открытых ворот и окон той или иной  страны для всего остального мира. Глобализация, размывшая границы мира, создала опасность сохранения идентичности не только этнических сообществ, но и самих людей. А последнее, как известно, зиждется на культуре, традициях и обычаях народов, особенностях их исторического прошлого, среды традиционного обитания, генетической памяти поколений. Процессы интернационализации жизни современного человечества сегодня с особой силой актуализировали вопросы самосохранения этнической самобытности, обрядности, артефактов истории и исторической памяти конкретных народов и наций, их героев.
Кризис экономический способствует не только индивидуализации отдельно взятого человека, он вскрывает внутреннюю суть его переживаний. Он создает в обществах опасность исчезновения маркеров патриотизма, способности к героике и даже мирному сосуществованию с теми, кто находится рядом. Рецептов для выхода из подобных ситуаций существует множество, но не все они способны вылечить общественный организм. В таких случаях необходимо обращаться к тем из испытанных способов проникновения в умы и сердца людей, которые дают наибольший эффект в создавшейся ситуации. Формированию устойчивого чувства общности, с судьбой отдельно взятого человека всесторонне способствуют мысли и деяния таких исторических героев как мудрец Толе Алибекулы.
Современное поколение казахстанцев переживают период ренессанса национальной истории. Нам повезло в том, что мы реально пожинаем плоды обретенной независимости. И это выражается в том, что благодаря политике, проводимой Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, в нашем обществе реализуются широкомасштабные проекты по возрождению исторической памяти, обновлению и укреплению исторического сознания. Главный акцент при этом состоит в том, что история нужна не только обновленной нации, а грядущим поколениям. История должна быть без «купюр», объективной и толерантной. Задача будущего – извлекать из нее достойные уроки. Об этом же мечтал аксакал Толе би на протяжении всей своей сложной жизни.
Список использованных источников
1 Тоқтабай А. Төле би туралы тың деректер // Егмен Қазақстан. – 2003. – 31 желтоқсан.
2 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5-ти томах. Т.3. – Алматы: Атамура, 2010. – 768 с.
3 Тынышпаев М. Материалы по истории киргиз-казахского народа. – Ташкент, 1925; Алматы, 1992.
4 Қозыбаев М. Ежелден бірлікті аңсаған // Егемен Қазақстан. 1993. 19-маусым.
5 Вареникова С.П. Зарождение института специальных знаний о казахском суде биев / Қазақтың ата заңдары: Құжаттар, деректер және зерттеулер = Древний мир права казахов. Материалы, документы и исследования. 10 томдық. / Бағдарлама жетекшісі: Зиманов С.З. Қазақша, орысша, түркше, ағылшынша. – Алматы: Жеті жарғы, 2009. 10 том. – С. 135-137.
6 Мажитов С.Ф. Уникальность суда биев в казахской истории (на примере батыра Сырыма) / Қазақтың ата заңдары: Құжаттар, деректер және зерттеулер = Древний мир права казахов. Материалы, документы и исследования. 10 томдық. / Бағдарлама жетекшісі: Зиманов С.З. Қазақша, орысша, түркше, ағылшынша. – Алматы: Жеті жарғы, 2009. 10 том. – С. 215-218.
7 Адамбаев Б. Төле би шешен / Қазақтың ата заңдары: Құжаттар, деректер және зерттеулер = Древний мир права казахов. Материалы, документы и исследования. 10 томдық. / Бағдарлама жетекшісі: Зиманов С.З. Қазақша, орысша, түркше, ағылшынша. – Алматы: Жеті жарғы, 2004. 1 том. – С. 212-222.


[1] Здесь и далее переводы с казахского языка осуществлены С.Ф. Мажитовым.