Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Пилипчук Я.В. Быт и хозяйство кыпчаков


Я.В. Пилипчук

младший научный сотрудник отдела Евразийской степи Института востоковедения НАН Украины, к. и. н.

Как известно, кыпчаки были кочевниками. Хозяйство кыпчаков получил освещение в нескольких работах казахских и украинских исследователей [Голубовский 1884; Ахинжанов 1995; Кумеков 2006]. Также этот аспект исследовался русскими и румынскими ученными [Плетнева 1974; Плетнева 1990; Федоров-Давыдов 1966; Spinei 2003; Spinei 2009 ]. Заданием данной публикации являеться исследование кочевого быта кыпчаков и анализ его характерных черт.

В славянских летописях сообщалось, что кыпчаки владели ’’скотами’’, овцами, конями, верблюдами. ’’Скоты’’ это рогатый скот. Кроме ’’скотов’’ в составе стад кыпчаков упоминались верблюды, кони и овцы. [Ипатьевская 1962, стб. 255]. В грузинских источниках упоминались сазамтро та сазапхуло, то есть зимние и летние стойбища [Ахинжанов 1995, c. 255-259].

Маршруты кочевания кыпчаков были установлены еще в домонгольскую эпоху. Монголы только переняли их от кыпчакской аристократии после завоевания территорий Дешт-и Кыпчак [Рубрук 1957, с. 91-92; Тизенгаузен 1884, с. 541; Кумеков 2006, с. 477]. Расстояния сезонного кочевания кимаков и восточных кыпчаков фактически совпадали с той, что существовала у казахов Среднего Жуза ( 1000-1500 км.) Относительно же кочевников Подунавья и Причерноморья, то маршруты их сезонных кочевий были между 250 и 600 км. (для каждого сезона). Расстояния сезонных перекочевок зависела от климата и флоры каждого отельного региона [Spinei 2009, p. 210].

Кыпчаки откочевывали с места на место с животными, которые обеспечивали их всем необходимым. От овцы можна было получить шерсть. Из нее изготовлялась одежда. За счет овец можно было быстро пополнить запасы мяса и жира. Большой рогатый скот не был настолько многочисленным как овцы и кони. Ибн Баттута сообщал, что волы и верблюды перевозили арбы кочевников [Кумеков 2006, c. 475]. Сведения о составе стад кыпчаков содержаться в славянских летописях. В их составе были кони, волы, овцы и верблюды [Spinei 2003, p. 225-226]. Среди еды кимаков и кыпчаков анонимный персидский географ называл летом молоко, а зимой – мясо [Hudud al-Alam 1937, Глава 18]. Гардизи также указывал, что кимаки питаються мясом зимой, а кобыльим молоком летом [Гардизи 1973].

Робер де Клари указывал на то, что мясо готовилось благодаря тому, что оно ложилось под седло и во время езды отбивалось. Он сообщал, что кыпчаки не сеют и не пашут. Их едой он называл мясо и молоко. Крестоносец также информировал читателей о том, что одеждой кыпчакам служит баранья шкура и каждый из них владеет десятком или дюжиной коней. Во время переходов, по его информации, кыпчаки подвешивали к морде коня мешочек с кормом, чтобы конь не голодал. Во время откочевок кыпчаки преодолевали за один день путь на который у европейцев уходила неделя [Клари 1986, Глава LXV].

Раби Петахья упоминал, что кедары (кыпчаки) употребляли в еду мясо. Отбивалось мясо в похожий с описаным Робером де Клари способ. Еврейский путешественник также упоминал о сыре и молоке как еде кедаров [Раби Петахья 2004]. Важным продуктом питания был кумыс [Голубовский 1884, с. 219; Гардизи 1973]. Михаил Хониат отмечал неприхотливость и простой быт кочевников. Он отмечал, что кыпчаки соблюдают клятвы и, что жених платил калым родственникам невесты. Калым выплачивался в форме скота (или золота и серебра). Византийский клирик ставил кыпчаков в пример своим соотечественникам [Византийцы и их соседи в проповедях Михаила Хониата 2009].

Гардизи сообщал, что в пределах владений кимаков не водяться верблюды и что если купец приводит в эти земли верблюда, то он не выживал и сезона [Гардизи 1973]. Но сведения Гардизи не совсем согласуються с данными новгородского летописца о верблюдах, которые Котян подарил Мстиславу Удатному. Другими подарками этому князю были буйволы, женщины и кони [НПЛ 1950, c. 62, 265]. Верблюды были зафиксированы и у ’’лукоморских’’ кыпчаков [Ипатьевская 1962, cтб. 255]. Археологические исследования зафиксировали остатки верблюда на территории Подунавья [Spinei 2003, p. 226]. На протяжении 10 дней верблюд мог не пить пресную воду, переносить засухи и холода, мог пить соленую воду и нести на себе груз в 250-300 кг. Единственным минусом была низкая рождаемость.Куда более важным было использывание коней. Для кочевника конь был и средством передвижения и источником прибыли [Масанов 1995, c. 67-72].Ибн Фадлан исчислял багатство кочевников в количестве поголовья скота [Ибн Фадлан 1939].

Коней кыпчаки продавали в Индию. Обычные кони оценивались в 100 динариев серебром. Хороший конь оценивался в 500 динариев. Кыпчакские кони высоко ценились кочевниками. Джучи пригнал в подарок свому отцу 20 тыс. белых коней из Дешт-и-Кыпчак [Кумеков 2006, c. 475]. Кони обеспечивали мобильность движения. Кони и верблюды были собственностью мужчин. Женщины владали большим и мелким рогатым скотом. Кони служили средством передвижения багатых людей. Отары овец, коз и большого рогатого скота разводили менее обеспеченные кочевники. Время кочевания ограничывалось теплой порой года и в зависимости от природних условий продолжалось 6-9 месяцев. Каждый род имел свои зимовники. Наибольшая концентрация кочевников в одном месте наблюдалась летом, когда отдельные роды объеденялись в плем’я [Масанов 1995, c. 67-219].

Собственность на скот обозначался тамгами. Каждый род и племя имели свои собственные тамги. Если вор, который украл скот, был пойман, его обязывали возместить ущерб отдав кроме украденого еще девять коней. Если же вор не имел скота, то у него отбирали детей. Кыпчакская аристократия была верховным собствеником и имено она определяла маршруты кочеваний [Кумеков 2006, c. 477]. Большое значение для кыпчаков имела охота. На ней кыпчаки совершенствовали физическую форму и умения стрельбы из лука. На охоте молодежь осваивала основные тактические навыки и училась маневрам [Ахинжанов 1995, c. 259-261]. Кедары (кыпчаки) переправлялись через реки при помощи коней и мешков из шкур, так что большие реки не были для них неопредолимым препятствием [Петахья 2004].

По свидетельству Раби Петахьи, кедары были такими искуссными лучниками, что могли попасть в птицу в полете и благодаря острому зрению видели добычу на расстоянии [Петахья 2004]. В центральноазиатских (в русской терминолонии сренеазиатских или казахских) степях кочевники охотились на куланов, сайгаков и джейранов, в лесостепях – на оленей и лосей, а в горах – на горных козлов и архаров. Во время охоты кыпчаки использовали охотничьих птиц и собак [Ахинжанов 1995, c. 259-261]. Это были хищные птицы – соколы, беркуты, ястребы. Во время охоты в лесах и лесостепях кыпчаки добывали мех соболей, горностаев, лисиц и куниц. Мех Махмуд ал-Кашгари на тюркском называл иджук, а составители арабо-кыпчакских словарей использовали обозначение курс [Кумеков 2006, с. 476]. У кочевников существовал институт облавной охоты. Охоту возглавляли вожди и их беки. Существовала должность сокольничьего (куш-беги). За поддержанием дисциплины и субординации жестко следили, а нарушителей наказывали [Кушкумбаев 2009].

Важным для кочевника был обряд инициации. Мальчик только тогда становился мужчиной и менял детское имя на мужское, когда проливал первую кровь. Нужно было убить животное или врага. Он получал статус и мог прибавлять к имени титулы [Кляшторный 2003, с. 473-474]. Каждый род и племя охраняли свои владения. Если же границы владений нарушались, то за этим следовала война. [Тизенгаузен 1884, c. 541].

Джиованни де Плано Карпини и Вильгельм Рубрук указывали, что кочевники в углах головы оставляли волосы, которые потом заплетали в две косы. Три типа причесок изображены на кыпчакских каменных изваяниях: 1) три косы и три ее подтипа: a) три равных по длине и толщине косы; б) средняя коса на затылке толстая, две другие паралельные и тонкие, короче чем толстая коса; в) средняя коса, как и в предыдущем типе, но две боковых еще тоньше и короче, заплетенные почти у висков, на шее, подведены под углом к центральной косе и опущены на спину; 2) две на висках, одна всередине. Соединяються на шее или немного ниже в одну косу; 3) одна долгая коса. Наиболее распространенным типом прически у кыпчакских аристократов была прическа из трех кос. Также было распространено бритье волос налысо. Кыпчаки также брили бороды и носили шерстяные колпаки. Возможно именно с обычаем налысо брить волосы на голове связана кличка Боняк Шолудивый. На кыпчакских каменных изваяниях кыпчаки часто изображены с усами. [Голубовский 1884, c. 188-189, 237-238; Плетнева 1974, c. 33-34, 71].

Основными предметами для ухода за волосами были ножницы и ножи. В кыпчакских погребениях были найдены ножницы, которые принадлежали к нескольким типам. Первый тип был пружиным. Он был похожим на ножницы, которые использовались для стрижки овец. Второй тип был шарнирным с отогнутыми скобами. Третий тип характеризовался похожими на современные шарнирами с привареными кольцами-скобами. Перые два типа были известны еще печенегам и применялись торками-огузами. Третий тип был характерен уже для XIV в. и потомков кыпчаков – татар Улуса Джучи [Федоров-Давыдов 1966, c. 84].

На кыпчакских мужских каменных изваяниях зображались ножи. Они были помещены как слева, так и справа. Изображения ножей делятся исследователями на несколько типов. Также на изваяниях изображены гребени двух типов. Г. Федоров-Давыдов делил кресала по своей класификации на двулезвийные и однолезвийные. Кресала часто находили в погребениях, но на каменных изваяниях они фиксировались редко. Кресала носились в мешочках, прикрепленных к поясу. [Плетнева 1974, с. 31-33, 49; Федоров-Давыдов 1966, с. 84-85]. Предметы быта кочевников были найдены в погребении знатного кочевника на реке Молочной. Кочевник погребался вместе с конем и инвентарем. В могиле были найдены: седло, котел, деревянная миска, лепной сосуд, оружие, колеса повозки, одежда, обувь [Рассамакин 2003, с. 207-230].

Во время остановок во время перекочевок и самого кочевания кыпчаки любили развлекаться песнями. Одним из cтепных кобзарей был Ор, которого Сырчан послал к Отроку в Грузию [Ипатьевская 1962, с. 716]. У кыпчаков были два вида музыкальных инструментов. Один из них был похож на гусли, а второй был смычковым. У кочевников он назывался комуз или кобыз [Євдокимов 1991, с. 281-283].

Жилища кыпчаков много раз изображались на миниатюрах Радзивиловской летописи и назывались ’’вежами’’. Средством передвижения обычно были кони, верблюды, быки, которые впрягались в упряжку для передвижения возов. Для небольшой юрты было достаточно одного быка, для больших – три или четыре быка. Воз обычно имел два или четыре колеса. Во время остановки возы ставились в форме круга. Современники упоминали о кыпчаках, как о людях, которые жили в войлочных юртах и возах [Клари 1986, Глава LXV; Spinei 2009, р. 219-221; Spinei 2003, p. 222]. Кочевнические повозки отличались разнообразием. Кочевников даже погребали в кузовах – решетчатых гробах. Телеги изготовлялись из деревьев твердых пород. Это был товар дефицитный в степи. Поэтому телеги берегли и ремонтировали. Как одно из занятий кыпчакских мужчин Вильгельм Рубрук называл их изготовление. В случае поломки телеги дерево не использовали как топливо. По предназначению телеги подразделялись на кибитки-’’вежы’’ и хозяйственные телеги. Хозяйственные телеги перевозили оружие и стрелы. Они были, как правило, двоколесными. Жилые кибитки были как двоколесными, так и четырехколесными [Шалобудов, Лесничий 2006, с. 193-206]. Юрты кыпчаков изготовлялись из войлока и прутов. Они выглядели как шатры. Юрты были небольшими и большими. Первые разбирались, чинились и перевозились на вьючных животных, а другие транспортировались на возах. Размер юрты зависел от багатства ее хозяина. Мужчина мигрировал вместе со своей семьей. На возах кочевники везли с собой все свое имущество [Ахинжанов 1995, c. 249-251].

Земледелие у кыпчаков играло вспомагательную роль и было примитивным. Раби Петахья указывал, что кедары сеяли просо и рис. Просо и рис они вываривали в молоке [Петахья 2004]. Просо было распространеной культурой в степи. В отличии от оселых жителей кыпчаки не особо заботились о посевах, а доверяли природе и работе других людей. Только обедневшие кочевники занимались земледелием. Если же они снова мог разбогатеть, то они возвращались к кочевничеству [Ахинжанов 1995, c. 255-259]. По сведениям ал-Умари, никто не обрабатывал поля, но указывал, что до монгольского завоевания местное население выращивало груши, яблоки. абрикосы, орехи, айву. Эти плоды выращивали жители городищ и горных местностей [Тизенгаузен 1884, c. 233-234]. Ал-Умари указывал, что у татар мало ячменя и пшеницы, а больше всего проса. Также существовала специальная терминология, обозначавшая отдельные культуры растений [Кумеков 2006,  c. 476].

Мы пришли к следующим выводам: доминирующие в степях этнические группы кочевали. Земледелие и оселость рассматривались ими как нежелательная альтернатива. Таким образом, быт кыпчаков существенно не отличался от быта других кочевников. Показателем социального статуса была возможность быстро кочевать. Главным багатством были стада скота, жилищем – войлочные юрты на возах, развлечением – охота. Кочевники имели установленные маршруты кочевания, нарушение которых угрожало войной.

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана/ С. М. Ахинжанов. – Алматы: Гылым, 1995. – 296 с. – ISBN: 5-628-01576-8

Гардизи…Извлечение из сочинения Гардизи “Зайн ал-ахбар”. Приложение к “Отчету о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893–1894 гг.” // Академик В.В. Бартольд. Сочинения. Том VIII. Работы по источниковедению. – М., 1973  – // http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Gardizi/frametext_1.htm

Византийцы и их соседи в проповедях Михаила Хониата // Причерноморье в средние века. – Вып. VII. – М., 2009. – Из XIII огласительной беседы Михаила Хониата// http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Honiat_2/text.phtml?id=7931

Голубовский П. В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. Монография/ П. В. Голубовский – К.: Унив. типография,1884. – ІІ, 254 c.

Голден П. Религия кыпчаков средневековой Евразии // Степи Европы в эпоху Средневековья/ Институт археологи НАН Украины, Донецкий национальный университет. – Донецк, 2008. – Т.6.: Золотоордынское время. – С. 309-340.

Джиованни де Плано Карпини. История монгалов. Вильгельм де Рубрук. Путешествие в Восточные страны / Пер. с лат. А. И. Малеина. Ред., вступит. ст. и примеч Н. П. Шастиной. – М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. – 270 c.

Жития царя-царей Давида // Символ. – (1998). – №40. //  http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XI/1080-1100/David/frametext1.htm

Ипатьевская летопись // Полное Собрание Русских Летописей – М.: Восточная литература, 1962. – Т.2. –XVI, 938, 87, IV c.

Євдокимов Г. Л. ’’…Співай же йому пісні половецькі’’ /Літопис Нестора/ // Золото степу. – К: Інститут археології Академії Наук України, 1991 – Шлезвіг: Археологічний музей. – С. 281-283

Клари Робер де. Завоевание Константинополя / Пер., статья и коммент. Заборова М. А. – Москва: Наука,1986. – 170 c. // http://www.vostlit.info/Texts/rus/Klari/frameKlari3.htm , http://www.vostlit.info/Texts/rus/Klari/frameKlari4.htm .

Кляшторный С. Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма/ С. Г. Кляшторный – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. – 560 c. – ISBN 5-8465-0106-0

Кругосветное путешествие Петахьи Регенсбургского. // Три еврейских путешественника / Перевод и примечания П. В. Марголина – Москва: Гешарим – Мосты культуры, 2004. – 332 c. // http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Petach_Regensburg/text.phtml?id=1083

Кумеков Б. Е. Кыпчаки: хозяйство, общественный строй, племенной состав // История татар/ Институт истории им. Ш. Марджани Академии Нпук РТ.– Казань, 2006. –Т.2. Волжская Булгария и Великая Степь – С. 472-481.

Кушкумбаев А. К. Институт облавных охот и военное дело кочевников Центральной Азии. Сравнительно-историческое исследование/ А. К. Кушкумбаев. – Кокшетау: Келешек-2030, 2009. – 170 с. – ISBN 978-601-231-160-0

Лаврентьевская и Суздальская летопись по Академическому списку/ Под. ред. акад. Е. Ф. Карского. Воспроизведение текста изд. 1926-1928 г. // Полное собрание русских летописей. — М.: Восточная литература,1962. — Т.1. — VIII, 578 c.

Маркварт И. О происхождении народа куманов / Пер. А. Немировой. // http://steppe-arch.konvent.ru/books/markvart1-00.shtml

Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов/ Н. Э. Масанов– М. – Алматы: Горизонт-Социнвест, 1995. – 319 с.

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов/ Под ред. и предисл. А. Н. Насонова. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. – 640 c.

Плетнева С. А. Половецкие каменные изваяния/ С. А. Плетнева. – М.: Наука, 1974. – 200 c.

Плетнева C. А. Половцы/ С. А. Плетнева. – М.: Наука,1990. –208 c. – ISBN 5-02-009542-7

Пріцак О. Коли і ким було написано ’’Слово о полку Ігоревім’’/ О. Пріцак – К: Обереги, 2008. – 360 c. – ISBN 9666-513-076-5

Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.) / Публикация О. Г.Большакова и А. Л.Монгайта. — М.: Восточная литература, 1971. – 135 c. //

http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Garnati/frametext1.htm

http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Garnati/frametext2.htm

http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Garnati/frameposl.htm

Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / [Перевод и комментарии А. П.Ковалевского] Под редакцией И. Ю.Крачковского. – М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1939. – 228 c. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm

Рассамакин Ю. Я. Погребение знатного кочевника на реке Молочной: опыт реконструкции вещевого комплекса // Степи Европы в эпоху Средневековья/ Институт археологи НАН Украины, Донецкий национальный университет– Донецк, 2003. – Т. 3.: Половецкое время. – С. 207-230.

Расовский Д. А. Половцы. III. Пределы ’’поля половецкаго’’ // Seminarium Kondakovianum/Анналы института им. Н. П. Кондакова/ Kondakov Institute. – Прага, 1937. – Т. 9. – С. 71-85.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – СПб. : Издано на иждевении С. Г. Строганова, 1884. –Т.І: Извлечения из сочинений арабских. – XVI, 563, [1] c.

Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. Археологические пам’ятники/ Г. А. Федоров-Давыдов – М.: Изд-во Московского государственого унивeрситета, 1966. – 274 c.

Шалобудов В. Н., Лесничий П. П. Опыт реконструкции позднекочевнических повозок // Степи Европы в эпоху Средневековья/ Институт археологи НАН Украины, Донецкий национальный университет– Донецк, 2003. – Т. 3.: Половецкое время. – С. 193-206.

Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A H. – 982 A. D. /Tr. and expl. by V. Minorsky. With the preface by V. V. Barthold. —London: Luzac & co., 1937. – [VII]-XX p.,1 l., 524 p.// http://odnapl1yazyk.narod.ru/hududalal.htm

Spinei V. The Great Migrations in the East and South East of Europe from the Ninth to the Thirteenth Century/ V. Spinei – Cluj-Napoca: Romanian Cultural Institute – Istros Publishing House, 2003. – 546 p: ill., maps. – ISBN 9738589452

Spinei V. The Romanians and the Turkic nomads North of Danube Delta from tenth to the Mid-Thirteenth Century/ V. Spinei. – Leiden-Boston: Brill, 2009. XVII, 545 p. : ilustr. – ISBN 9789004175365 9004175369