Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ЖИЗНИ НОМАДОВ


http://www.vecher.kz/node/25044

В исторической науке Казахстана тема исследования роли личности, роли политического и общественного лидера в государстве всегда имела особое значение, считает научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова Марал Сатенова.

Особое значение

– Выступление госсекретаря Казахстана Марата Тажина на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории внесло свежий импульс в общественную жизнь страны, подвигнув историческое научное сообщество на достижение более широких, качественно новых горизонтов в изучении своего Отечества. Отметив в своем докладе, что современная история стала междисциплинарной наукой, а исторические исследования перестали замыкаться на изучении исключительно письменных источников и работе в архивах, Госсекретарь подчеркнул необходимость обозначить в исторической науке Казахстана иные приоритеты, более соответствующие стандартам нынешнего времени.

Как одна из ключевых проблем в исследованиях национальной истории современного периода в докладе особо отмечена важность изучения роли главы государства Нурсултана Назарбаева. Марат Тажин подчеркнул, что необходимо с научных позиций проанализировать ряд аспектов в деятельности лидера Казахстана.

В связи с этим следует отметить, что в исторической науке Казахстана тема исследования роли личности, роли политического и общественного лидера в государстве всегда имела особое значение. Как известно, на развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет и человек, осуществляющий определенную функциональную деятельность. Значимость роли человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти, обладает достаточными административно-правовыми полномочиями в социуме. К тому же нельзя отрицать и тот факт, что отдельные личности способны были повлиять на становление общества и истории в целом. Примером тому в истории Казахстана нового времени могут быть такие крупные политические и государственные деятели, как ханы Жанибек, Керей, Тауке, Абулхаир, Абылай и Кенесары.

Деятельность этих личностей смогла повлиять на ход развития казахской истории на несколько десятилетий, а то и столетий.

Влияние ханов и батыров

С деятельностью ханов Жанибека и Керея неразрывно связана история становления и развития казахской государственности, основаная в XV веке на территории современного Жетысу и Южного Казахстана, нового государственно-политического образования – Казахского ханства и в конечном счете завершения формирования казахской народности.

Правление хана Тауке ознаменовалось наибольшим укреплением единого, независимого Казахского ханства и созданием степного свода законов «Жеті Жарғы».

Ханы Абулхаир и Аблай по праву могут называться одними из наиболее знаковых политических фигур XVIII века. Осиротев в раннем возрасте, претерпев ряд невзгод, они благодаря своим незаурядным способностям в свое время сумели добиться наивысшего статуса ханской власти, обретя титул старшего хана среди других правителей трех казахских жузов, и возглавить борьбу казахского народа против джунгаров.

С именем хана Кенесары связана одна из ярчайших страниц национально-освободительной борьбы казахского народа за право сохранения своей независимости. Восстание во главе с Кенесары более чем на десять лет отодвинуло имперские планы царского правительства по присоединению казахских земель к России.

Однако история Казахстана нового времени отнюдь не отмечена лишь именами ханов, султанов. Уникальность кочевой цивилизации казахов заключается в том, что наряду с ханами и султанами, обладавшими более привилегированным статусом в социальной иерархии номадов, не меньшее значение и политическое влияние имели казахские бии и батыры. Достаточно упомянуть имена величайших биев своего времени Казыбека Кельдибекулы, Толе би Алибекулы и Айтеке Байбекулы, создавших при хане Тауке свод законов «Жеті Жарғы», а в суровый период в истории казахских ханств сумевших объединить разрозненные казахские рода на совместную борьбу с джунгарами.

С именами многих военных полководцев – батыров связаны героические страницы национально-освободительной борьбы казахского народа XVIII – начала XX веков. К тому же большинство батыров, возглавлявших боевые отряды воинов своих родов и родоплеменных групп, играли видную роль не только в военной, но и в социально-политической жизни кочевников-казахов.

Народ должен знать своих героев

Нередко батыры привлекались верховной ханской властью и для выполнений особо важных поручений дипломатического характера. Не случайно, что российские пограничные власти в процессе присоединения Казахстана к России стремились активно вовлекать в местные структуры административного управления помимо представителей степной аристократии значительную часть казахских старшин – батыров и биев.

Как отмечено выше, в исторической науке современного периода деятельность большинства известных личностей неоднократно становилась предметом исследования в ряде научных работ. Это обусловлено тем немаловажным обстоятельством, как то, что с первых лет обретения независимости казахстанское общество оказалось перед сложнейшим процессом социальной и политической самоидентификации. И одним из важнейших инструментов этого процесса стало познание своей национальной истории, возрождение в народной памяти забытых имен своих героев.

Однако при этом следует помнить, что перед современными историками стоит не просто решение ряда задач, связанных с увековечиванием памяти о выдающихся исторических личностях, оказавших значительное влияние на общественное развитие в отдельных регионах Казахстана, актуализация их идей, изучение их духовного и материального наследия и привлечение к ним внимания отечественной и зарубежной общественности. При изучении и освещении жизнедеятельности исторической личности в первую очередь важно избежать применения определенных оценочных штампов, суметь представить объективную информацию с учетом духовно-нравственных устоев конкретного общества, конкретного исторического времени.

В этой связи не лишним будет процитировать слова советского историка, академика Дружинина, высказанные им еще в середине прошлого столетия по поводу деятельности Киселева, проводившего в 1837–1841 годах первую аграрную реформу в России: «При этом важно избежать однообразно обезличивающегося описания общественных явлений, устраняющего из закономерного хода исторического процесса живые индивидуальности. История совершается живыми людьми, мыслящими и чувствующими в соответствии с задачами своего времени».

А как отметил госсекретарь Тажин, «только при таком подходе каждая национальная история предстанет не как абстрактная хронологическая летопись формаций и цивилизаций, а как живая история народа со всей его сложностью и уникальностью. И задача современного историка состоит не в том, чтобы втиснуть национальную историю в какие-то жесткие рамки неких универсальных закономерностей, а в том, чтобы понять, как развивается живой, уникальный организм национальной истории».

Анастасия МАЛЫШЕВА