Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Казахстанские историки вышли в народ в поисках новых открытий


http://remarka.kz/interviews/view/40295

Желтый рюкзак на плечи, диктофон в карман и побольше теплой одежды. В таком обмундировании в Костанай прибыла ученая из Алматы. В поисках новых исторических фактов. Корреспонденту Remarka.kz она рассказала о первых успехах экспедиции.

Салтанат Асанова – старший научный сотрудник, кандидат исторических наук Института истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова Академии Наук РК.

-Мои коллеги в эти дни разъехались в командировки по всем областям Казахстана. Цель одна – выслушать еще живых старейшин. Программа, в рамках которой мы сейчас собираем материал, так и называется «Сто аулов – сто старейшин». Мне выпал Костанай, и я здесь впервые в жизни. Меня, южного человека, рожденного в Алматы, очень готовили к этой поездке в плане встречи с холодом. Теплые вещи, и всё в порядке. Мне очень у вас понравилось. Здоровый зимний 

климат, чистый город. Это бросается в глаза. Да и по работе все сложилось весьма продуктивно. 

-Можно ли сказать, что сейчас ученые переписывают историю Казахстана? Ведь вы к нам приехали в поисках новых фактов и открытий.

-Не столько переписывают, сколько осмысляют заново. Иначе. Известный доклад Марата Тажина ознаменовал собой особый интерес государства к исторической науке. А этот интерес стал стимулировать развитие исторической науки. 

Раньше мы историю воспринимали, как сумму фактов, которая не несла в себе никакого человеческого начала. Но, нельзя забывать, что история – это, прежде всего, люди. Потому сегодня и во всемирной истории широкое распространение получила так называемая история повседневности. Особенно это относится к средневековью, древнему мира. Описание быта людей того времени дает нам реальную картину того исторического периода. То есть более точна в передаче данных история не выдающихся личностей, полководцев, деятелей, а простого человека. 

-То есть, современных историков интересует не то, как выигрывались сражения, а что ели, как одевались и где отдыхали наши предки?

Именно так. До этого история Казахстана писалась на основе иностранных источников. Сейчас мы ищем факты сами. Поэтому главное направление этой программы – сбор информации от простых людей. Они фактически должны рассказать историю своей жизни, ведь история страны всегда преломляется через жизнь отдельного человека. Мы расспрашиваем людей, как они прожили те или иные события. Мы вместе пишем Шежире казахов, то есть родословную. Через историографию, те же устные предания и былины. Они передавались из поколения в поколение, словно нити, связывая народ. 

-Салтанат Амиргалиевна, а как будут использоваться полученные данные?

-Наиболее интересные факты экспедиции будут выставлены на сайте «История Казахстана». Могу сказать, что в вашей области мне повезло встретиться с очень интересными людьми. Особенно впечатлил старожил Молдагали Жунусбеков. У меня на диктофоне 2-часовая запись любопытнейших фактов. Молдагали-ата сейчас 96 лет. 

Ему выпала не легкая судьба. Участник Финской и  Великой Отечественной войн, он рано остался круглым сиротой. И меня больше всего интересовали именно его детские воспоминания. 

-Чем наш аксакал удивил?

Он жил в ауле, которого сейчас уже нет. На территории нынешнего Аулиекольского района. Аул был ликвидирован  в период освоения целины. Шло укрупнение совхозов. И это тоже нам интересно – где находились традиционные казахские аулы. Это связано с родоплеменным составом. Аул был небольшим, в 30 дворов. Находился посреди холмов. 

Да, у нас в Аулиеколе очень красиво, это правда. Скажите, а в бытовом плане что-то новое удалось узнать?

Во-первых, Молдагали-ата рассказал, как жил традиционный казахский аул. Любой аул – это часть рода. Любой род зиждется на трех социальных институтах: бай, бий и батыр. Причем, бай у нас в связи с марксистским, советским мировоззрением и трактуется, как эксплуататор. Формы несоциальной справедливости, конечно, существовали, и Молдагали-ата рассказывал про это. Но, тем не менее, именно бай являлся основой благополучия всего рода. В трудные времена он оказывал родовую помощь.  Здесь проявляется такое понятие, как родовое сознание. Бай никогда не мог позволить, чтобы все сородичи умирали с голоду, а он жил в богатстве. 

-На мой взгляд, в казахских семьях ответственность за род и сегодня сохранилась. Вот, оказывается, откуда это идет.

– Есть даже такой общеисторический факт. Во время джута  разбить ледяную корку на полях, чтобы дойти до корма, скоту не реально. Так вот именно баи выручали в таких случаях. Как правило, у них были большие табуны лошадей. Так вот они их прогоняли по пастбищам. И лошади в несколько приемов разбивали ледяную корку. Вот такой факт. Бай являлся основой благополучия. 

-А что насчет мяса? Действительно ли казахи его ели часто?

-Да, сегодня это кажется и правда нормой. Но, к примеру, по рассказам аксакала Жунусбекова, это не так. Всегда, говорит, казахи любили мясо. Но основным рационом все же был молочный. Другой разговор, что ходит в гости уже тогда у казахов было работой.

-И это уже тогда? Тогда понятен и опыт гостеприимства казахских домов.

– Старейшины и аксакалы каждый день ходили в гости. Всегда. Потому хозяева мясо приберегали именно для гостей. Мальчишки стариков сопровождали. Молдагали-ата говорит, что его друзьями были и мальчишки из благополучных семей. Хотя он был сиротой. Зато однажды в байском доме мальчик ощутил неравное отношение. Есть у казахов такой обычай «Асату». Когда старейшины со своего стола своими руками дают горсть угощения детям и молодежи. Это как благословение. И Молдагали-ата говорит, когда они втроем с друзьями подходили, друзьям давали большие порции, а ему – маленькие. Он это на всю жизнь запомнил. 

Может, потому таким трудягой и храбрецом вырос. Этим дедушкой гордится вся наша область.

-Да, возможно и это сыграло свою роль. Но для меня, как историка, этот факт – подтверждение, что социальные отличия все же были. Хочу рассказать еще один интересный случай из жизни аула, где жил Молдагали-ата. Я его спросила, как аул пережил в 20-е годы коллективизацию. Он говорит, мол, да хорошо пережили, голода не было. Я удивилась. Как это, ведь он был везде. 

«Представитель нашего рода по имени Кабдул был инструктором райкома, – рассказал аксакал, – И за месяц до начала коллективизации он приехал в аул и сообщил всем, что будет конфискация. Что уже есть распоряжение. Сказал продавать скот, превращать его в деньги. Предупредил, сколько должно быть в семье скота максимум, чтобы не забрали. В общем, мы были готовы, и пережили голод легко. Кабдул с тех пор считался нашим спасителем рода. Сейчас его, конечно, уже нет в живых. Но каждый из нашего рода его запомнил на всю жизнь». 

Сейчас Салтанат Асанова уже вернулась в Алматы. Ученые заняты обработкой полученных данных. Пока что это лишь повод для размышлений. Историческими будут признаны лишь безоговорочные факты.