Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

К.Алимгазинов. Информация – документ – источник постгуттенберговой эры


Изучение интернет-текстов можно рассматривать как анализ медиаинформантов социокультурных трансформаций общества в современной истории Казахстана. С точки зрения историографии это попытка обобщения и анализа всех проблемных областей информатизации исторической науки и исторического образования, анализ процессов информатизации казахстанской исторической науки и
установление причины ее отставания от мировых тенденций, попытка формирования общего метаязыка для междисциплинарных исследований на стыке истории, источниковедения и информатики путем анализа их понятийно-категориального аппарата, анализ процессов формирования электронных архивов в Казахстане и выявление проблем их перспективного развития.Информационный подход к историческому источнику с точки зрения современной теории информации позволяет рассматривать его как неисчерпаемый носитель реальной и потенциальной, субъективной и объективной, выраженной и скрытой информации, что говорит об информационной неисчерпаемости всех видов и типов исторических источников, в первую очередь, массовых. Данное положение позволяет использовать для обработки исторических материалов новые информационные методы и технологии,методика которых еще в недостаточной мере описана в историографической литературе.Для казахстанских историков на сегодняшний день их освоение и применение является одной из приоритетных задач. Инновационность идеи заключается в систематизации научного знания в области информационной политики Казахстана, изучении процессов социальной трансформации казахстанского общества, анализе, с позиции источниковедения как отрасли знания об информативных возможностях источников информации, отечественных электронных ресурсов. Приоритетность обусловлена исследованием сетевых технологий как определяющих протекание процессов транформации и функционирования на современном этапе исторического развития институтов общества и власти, каккоррелятора традиционных представлений социокультурной и исторической идентичности, анализом новых форматов и механизмов конвергенции казахстанскогообщества (в т.ч. исследование социальных процессов в современной истории Казахстана,анализ политико-правовых и социокультурных аспектов информационных процессов).Информация о человеческой деятельности содержится, наряду с привычными дляисследователей, также и на нетрадиционных, именуемых электронными, носителях. ВСтратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года подчеркивается, чтостремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стано-вятся важными факторами модернизации общества, влияя не только на экономическиепоказатели, но и на социальные, политические процессы. Устойчивое развитиеинфраструктуры ИКТ, которое переживают постсоветские страны за последнеедесятилетие, определяет паритетную основу факторов историко-культурныхпреобразований в государствах[1]. Каждый согласится, что современный мир и процессы в современном миресложно ныне представить без такого результата эволюции человеческого общества какИнтернет. Для исследователя развитие виртуальной сети и освоение обществом еевозможностей познавательно с позиции анализа влияния на самые разные сферы жизни идеятельности человека информационных технологий. Другой стороной проблемы является то, что ныне электронные источникиприобретают форму аргументации. В Казахстане популярность электронных ресурсов какисточника информации при проведении научных исследований, подготовке публикаций впериодической печати, растет с каждым разом. Однако аппелирование данными из них донастоящего времени носит бессистемный характер: нет единых подходов в пониманиистатуса источника, отсутствуют принципы научного описания и цитирования электроннойинформации. Нерешенность источниковедческих вопросов корректного использования,приводит порой к исключению из исследовательского пространства источниковогоматериала новейшего времени. Между тем, повышенный интерес и востребованность уисследователей формируют источники по современной истории Казахстана, осмыслениекоторой является стратегической задачей научно-аналитического обеспечения процессовгосударственного строительства, формирования исторического сознания в условиях новой
информационно-инновационной парадигмы. Тут содержательное отражение историческихпроцессов в электронной среде Интернет формулирует постановку ключевого вопроса –насколько объективна извлекаемая информация. Виртуальная сеть как яркое проявление и характерная черта современности,приводит к возникновению новых видов общественных отношений и организационныхструктур, определяет нормы общественного поведения. Ныне она все более отчетливообретает характер одного из заметных проявлений эволюции общества рубежа ХХ-XXI вв.Интегральным отражением содержания историко-культурного значения Интернет являетсягромадный массив информации, которую несет в себе виртуальная сеть, насчитывающаяна сегодня миллионы веб-страниц, и число которых растет в геометрической прогрессии.Размещенная в Интернет информация требует отдельного методологического осмысленияуже в пространстве историческом. До сего дня комплексного научного исследованияданный вопрос еще не получил. Между тем, необходимость научного осмысления вопросауже в том, что функционирование глобальных социально-экономических иобщественно-политических процессов в современной истории Казахстана обусловленостепенью интегрированности их в контекст электронной социо-инфокоммуникации. Ещене до конца поняты и изучены значение и последствия для последующей истории целогоряда новых социальных явлений и феноменов, связанных с сетевой культурой. Такаяситуация, в силу глобальности происходящих изменений, должна быть идентифицированакак научная проблема, требующая решения. В условиях растущей вовлеченности казахстанского общества в мировуюинформационную среду, культура и язык становятся важным условием сохраненияидентичности. Исследование новых каналов инфокоммуникации, раскрытие через нихмеханизмов функционирования общественных процессов – вкупе способствуют решениюнаучных задач становления информационного общества в Казахстане.Электронная среда появления и функционирования информации,повествовательный нарратив e-феномена коллективной памяти в современной историиКазахстана, определяет использование адекватного для анализа электронных текстов (вт.ч., текстов-коммуникаторов и текстов-сообщений) научного подхода, на баземеждисциплинарного синтеза. Нами предлагается синтез на базе модели анализа массовойкоммуникации Г.Лассуэлла и траектории дискурсионного анализа текстов, в нашем случае– гипертекстов. Новизна подходов к решению задачи. Предлагаемый к реализации проект впервыев отечественной исторической науке формулирует проблему источниковедческого анализаэлектронных информационных ресурсов. В частности, для решения задач систематизацииэлектронных ресурсов впервые предлагается использовать и адаптировать применительнок ним графическо-статистические методы: графический способ выделения признаков дляописания информации, математическое решение интервальных рядов в хронологическомсрезе, формализованный метод определения оптимальной численности признаков дляописания. Предлагаемый комплекс методологических решений позволяет сформулироватьнаучную гипотезу о том, что для всестороннего изучения современной истории Казахстананеобходимо вовлекать в исследовательский оборот электронные средства информации.Методы и технологии количественной обработки эмпирических материалов, оценкаприменимости и обоснование приемов исследования электронных информационныхресурсов, в целом, для казахстанской историографии также являются новыми.Научная новизна в решении проблем информационной безопасности в данномслучае заключается в том, что из общей научной парадигмы евро-американскогообществознания будут вычленены черты особенного в осуществлении практики«всеобщего равенства», что позволяет наиболее рельефнее представить масштабы техизменений, которые имели место. Историографический анализ основан на поискепреемственности в русле западной теории модернизации. Объединенные в единый историографический комплекс, суждения западных авторов будут составлены всбалансированную панораму теоретико-концептуальных положений о социальныхаспектах развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересах иформах самоорганизации, закономерностях их коллективного поведения, взаимодействияхэтнических групп, взаимосвязях личности, включенной в эти группы, в том числе иэлитарные, а также о социальной среде обитания. В целом, имеющиеся научные разработки по предлагаемой проблеме можнорассматривать в двух аспектах: формирование научного представления об электроннойинформации как объекте изучения, и аналитический обзор работ в фокусемеждисциплинарных подходов к исследованию электронных ресурсов. В контексте разрешения отдельных вопросов, связанных с поднимаемойпроблемой, имеющийся массив исследований можно ранжировать в трех дискурсах:монографические работы (O.Boonstra, L.Breure, P.Doorn)[2] и публикации ученыхдальнего зарубежья (V.Bush, Ch.Dollar, S.Schreibman, R. Siemens, J.Unsworth, N.Ide, E.Mylonas, D. Durand, А.Renear, J.McGann, P.Shillingsburg [3]), труды исследователей странСНГ (И.Д.Ковальченко [4], Л.И.Бородкин, В.И.Владимиров, К.В. Хвостова, Г.В.Можаева[5], И.М. Гарскова и др.), и имеющиеся отдельные научные работы в отечественнойисториографии [6]. Цифровая культура привнесла новые формы устной истории,понимаемой как упорядоченный диалог между людьми о прошлом и о современнойистории (L.Shopes, J.Pritchard), выступает в качестве средства сохранения историческогонаследия, является одним из элементов, который делает изучение истории как бы изпервых рук. Связывая становление электронных информационных технологий с концепциейпостмодернизма как специфическом мировоззрении информационного общества, рядавторов формулируют научную проблему разработки принципиально новых подходов кисторическому знанию за счет введения в научный оборот электронных источников[7]. Возникновение принципиально нового типа источников – источников электронных,недостаточно рассматривать как новую форму фиксации социальной информации, нарядус вещественными, изобразительными, письменными, фоническими источниками, тутследует говорить о принципиально новых типах создания, сбора, организации, хранения ииспользования документов[8,9]. Именно в этом заключен главный лейтмотивпредлагаемой к решению в настоящем проекте задачи.Очевидно сегодня, что развитие экономики, политики, образования, общества тесносопряжено с информационными технологиями, вопрос интеграции страны в мировоеинформационное общество выделяется как стратегический вектор государственнойполитики. Уже сейчас узел научных интересов к цифровой среде в Казахстане обозначенанализом современных форм взаимоотношений общества и государства. Если же для естествознания интерес к электронной среде достаточно прагматичен, то именно гуманитарная наука призвана осмыслить информационный век как поступательный этап эволюции науки и общества, что формирует задачи научного описания и осмысления.

Список использованной литературы
1.Information Society. Statistical Profiles, 2009: Commonwealth of Independent States /International Telecommunication Union. – Geneva: ITU, 2009. – 64 p.
2.Boonstra O., Breure L., Doorn P. Past, Present and Future of Historical Information Science. –
Amsterdam: NIWI-KNAW, 2004. – 120 p.
3.A Companion to Digital Humanities / Schreibman S., Siemens R., UnsworthJ. – Oxford:Blackwell Publishing Ltd, 2004. – 611 p.4.Ковальченко И.Д. Исторический источник в свете учения об информации: к постановкепроблемы // История СССР. – 1982. – No 3. – С. 129-148.
5.Можаева Г.В. Информация в истории: исторические аспекты информациологии //Информационный бюллетень АИК (ИБ АИК). – 2002. – No 29. – Июнь. – С. 158-1686.Жакишева С.А. Историческая информатика в Казахстане: теория, историография,методики и технологии: монография. – Алматы, ЦОП КазАТиСО, 2011. – 336 с.
7.Давлетшина Н., Муравьев В. Электронные источники: возможность интерпретацииистории как многомерного исторического процесса // Информационный бюллетень АИК.– 2002. – No30. – С.101-103