Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

К.Алимгазинов. Информатизация исторического знания на современном этапе


результатом формирования новых научных идей: доступ к информации,находящейся на больших расстояниях от исследователя, позволяет неограничиваться данными имеющимися под рукой, с другой сторонывозможность контактов и обмена мнениями вне информационных игеографических барьеров значительно увеличивают вероятность адекватныхвыводов для исследователя. При проведении конкретно-прикладныхисследований по экономической истории, социальной и политическойистории, исследовании вопросов массовых социальных,историко-психологических исследований без привлечения информативногосодержания электронных источников, практически не представляетсявозможным. К тому же конвертация уникальных, так и массовыхисторических источников в электронный формат набирает все большеезначение. Естественным итогом этих подвижек в отечественной наукестановится признание Интернет как инновационной среды существования,функционирования исторического источника. В традиционное пониманиеисторического источника как статической субстанции, привносится критерийизменчивости, динамизма исходной информации. Последнее предполагаетразработку и проведение совершенно новых источниковедческихисследований электронного источника. Динамизм выражен формойсуществования (электронный мультимедийный – соединение графики, текстаи аудио) и структурной изменяемостью содержания (программный язык,определяющий динамичность источника – изменение текста или другихчастей источника в зависимости от заранее предписанных условий и пр.). Обосновывая применимость теории информации к историческимисточникам, И.Д. Ковальченко предлагал уделять внимание изучениюструктурной, т.е. открыто не выраженной информации в источнике. В такомслучае для исследователя возникает возможность относительнойнезависимости от атрибутивных признаков источника. Если ранее в качествеобъекта рассматривался источник как носитель открытой информации, тотеперь основным объектом изучения становится не зафиксированная висточнике в знаковом виде часть информации, а вся информация, которуюпри использовании определенных приемов анализа, может представить передисследователем исторический источник. Расширение объекта исследованиятребует обновления источниковедческих методов: речь должна идти обинформационном источниковедении как особой отрасли исторической науки,предлагающей собственные методы изучения информации[2]. Историческийисточник как носитель информации, одновременно является и каналом еепередачи, т.к. служит не только для сохранения информации, но и для ееактивизации и последующей передачи. Эти свойства историческогоисточника могут быть выражены при условии определенного состояниясамого объекта исследования, при котором параметры функциональность идинамичность себя обнаружат. Другими словами, речь идет обинформационном пространстве, в котором источник получает возможностьсамореализации. 3
При этом информация трактуется в рамках узкопоставленных задачконкретного исследования, когда априори предполагается, что значение исмысл слова идентичны авторским представлениям и у аудитории, нетребуют специального истолкования. В таких случаях информацияпонимается как поток фактов, событий, передаваемых через существующиеканалы связи. Между тем, термин может содержать в себе различныесмысловые акценты, которые в каждом конкретном случае определяютсязадачами исследования. Соответственно этому, определенным образомрешается вопрос об информационном пространстве электронного источника.Информацию, в этом случае, можно представить как последовательностьсвязанных составляющих: факт, событие, имевшие место; очевидец факта,события; материализация (запечатление, сохранение) каким-либо способомфакта, события; социализация факта, события. Несложно понять, чтовыпадение какой-либо компоненты приводит к тому, что информацияперестает быть таковой. Как правило, какой-либо (или какие-либо) изсоставных «перевешивают» другие: к примеру, огромный поток информациив современном мире вовсе не означает наличие такого же количестваисторических фактов, событий, или же наоборот: недостаточностьинформации вовсе не означает нединамичность протекания общественных иполитических процессов того периода. Анализ коммуникативных функций информации и ее отражении напротекание социальных процессов в истории, изучены были еще в первойполовине XX века Г.Лассуэллом, когда тот предложил при анализепропаганды в период первой мировой войны, изучить не только единичные«акты» коммуникации, понимаемые как контакты, в которых сообщениепроходит через определенные фазы от субъекта к объекту, но и важнейшиеструктурные компоненты процесса массовой коммуникации [8, с.11-20]. Предложенная Г.Лассуэллом однонаправленная, так называемая«пятивопросная», модель исследовательской модели обращения кинформационному тексту, в значительной степени содержитисточниковедческий подход анализа исторической информации. В нашемслучае – к информативному содержанию электронного источника. Можно выделить два источниковедческих подхода к решению вопроса обинформационном пространстве электронного источника. Первый – этосведение массива всей содержащейся в источнике информации для изученияисторической ретроспективной электронной информации. Второй подход –это обращение к электронным источникам как источникам по процессам всовременной истории. Другими словами, это историографический иисточниковедческий дискурс к информационному содержанию электронногоисточника.Изучение электронного источника определяется траекторией примененияинформационного подхода в исторических исследованиях. Поэтомунесложно обнаружить тут общие подходы к анализу коммуникативных4
функций информации. Их последовательность выглядит следующимобразом. 1. Коммуникативный процесс – изучение коммуникатора (инстанции,организующая и контролирующая процесс массовой коммуникации).2. Содержание сообщения – анализ (контент-анализ).3. Аудитория – количественно описываемые социальные исоциально-психологические характеристики аудитории.4. Средство – технические средства.5. Результат воздействия – исследование изменений в сознанииаудитории.Подчеркивая многоступенчатость и сложность процессов коммуникации,Г.Лассуэлл выделил ряд ключевых положений, которые легли в основу инастоящей работы как подход при информационном анализе электронноготекста. Это – три универсальных социальных функций массовой коммуникации: 1. Обозрение окружающего мира: «медиа расширяют горизонты познанияиндивида» – информационная функция. 2. Корреляция с социальной структурой и «ответственностью» общества,воздействие на него и его познание через обратную связь – корреляционнаяфункция, проявляющаяся также в объяснении и интерпретацииинформационных сообщений, в обеспечении поддержки существующимвластям и господствующим нормам.3. «Трансмиссия» культурного наследия – познавательно-культуроло-гическая функция, функция преемственности культуры [8, с.11-20].С появлением и развитием сетевых технологий информация несет в себебольше коммуникативных функций, нежели собственно информативных.Тем самым и современные представления об информации несут иныесмысловые нагрузки, чем традиционно это принято: ныне информация – этоскорее коммуникация и интерпретация (освоение), чем сообщение (знание).Единство канала коммуникации и переданной по нему социальнойинформации выражено через понятие исторического документа в призметеории социальной информационной коммуникации. Последний вектор даетметодологическое средство для анализа функций и его свойств как записи,созданной в процессе определенной человеческой деятельности и связаннойс фиксированием семантической информации, отражающей этудеятельность. В этой связи научный интерес представляют и самиинформационные технологии. Исследователи предлагают очертить дванаправления профессионального интереса:1. Использование последнего в качестве инструмента исследования ивыработки на этой основе инновационных направлений научных работ. 2. Изучение информационных технологий с точки зрения историческойэволюции, как универсальной системы регуляции общественныхотношений[9, с.82-101].5
Реализация коммуникативных функций (передача другому) так или иначезаключает в себе передачу определенного набора сведений (фактов,событий), и вместе с тем передачу авторских предпочтений изложенияпервоначального материала. Последнее всегда будет присутствовать ужепостольку, поскольку сам процесс передачи подразумевает авторское(человеческое) начало, которому имманентно свойственна субъективность,т.е. информация есть передача и мировоззренческих позиций ее автора. Всвете положений учения об информации можно выдвинуть постулат о том,что всякая информация есть отражение объективной действительности,которая определила ее возникновение. Поэтому содержательно она отражаетобъективное знание о действительности, т.е. времени появленияинформации, и субъективное мнение автора о передаваемом. В первомслучае на изложение событий и фактов действуют не зависящие от авторавнешние силы: политический строй, эпоха, общество и т.п. Во втором случаеавторские предпочтения и мировоззрение являются отправной точкой,объясняющие содержание информации. Другая, не менее актуальная, проблема, возникающая в связи спредставлениями об информации в среде Интернет и ее корректности – этовопрос об авторстве и соответствия информации действительности. Зачастуюв сети можно столкнуться с трудностями определения первоисточникаинформации, что вызывает множество исследовательских вопросов.Некоторые аспекты этой проблемы были затронуты в ходе дискуссийКруглого стола по обсуждению вопросов информационной политики вРеспублике Казахстан, организованной Отделом коммуникации иинформации кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы и проходившей сучастием региональных представителей ПРООН в Казахстане 28 января 2004года (http://www.unesco.kz). Как было отмечено в ходе обсуждения,информационно-правовое обеспечение вопроса о корректности используемойинформации и ее первоисточниках, направлено на разрешение вопросовавторства информации, а также решению задач вовлечения научногосообщества в глобальное информационное пространство как инструментанаучной эвристики.Электронная информация представлена с помощью унифицированногоязыка разметки html (hypertext markup language – язык гипертекстовойразметки). Интерактивный формат электронного текста выражен черезссылки-указатели на смежные тексты: гиперссылки. Эта особенность, в своюочередь, значительно усложняет источниковедческую работу изученияавторства текста, поскольку единица электронного текста как целое, состоитиз нескольких контентов (содержаний), принадлежащих разным авторам,часть которых может не иметь отношения к формированию электронноготекста. Последний, объединяющий в себе в целое линейный текст, звук иизображение представлен как вторичный информационный пласт, которыйнесет в себе информацию о создателях, информационных предпочтениях,поэтому выступает как самостоятельный источник. 6
В качестве единицы анализа в таком случае логично рассматриватьгипертекст в целом. Он имеет свою идею создания, время, авторство,концепцию создания. Появление гипертекста – синтез разных форм, жанровпервичной информации, который теперь объединен границами гипертекста.Технология источниковедческого исследования содержит рядисследовательских компонент: – изучение авторства электронного ресурса;– определение времени и исследование задач композиции нового илидекомпозиции изначально имеющегося исторического материала дляразмещения;– исследование способа организации, упорядочения содержания;– анализ целевой аудитории и модели интерактивного поведения ресурса;– изучение информационного содержания электронного ресурса.Политика интерактивного поведения веб-ресурса дает опосредованнуюинформацию об интересах и авторских предпочтениях, задачах появления ицелях источника. В качестве наглядного примера может выступитьорганизация контента на интернет-форумах, гостевых книгах,интернет-чатах. Институтом истории и этнологии им.Ч.Ч.Валиханова КН МОН РК,совместно с Программой расширения доступа в Интернет – IREX/IATP(http://www.irex.kz), еще в 2005 году было инициировано проведениеинтерактивной конференции (интернет-чата) на тему: «Политическиерепрессии в Казахстане. Память о жертвах репрессий жива» (7 июня 2005 г.).Она проходила в форме дискуссии, в которой принимали участие ведущиеисторики Казахстана. Электронный способ сетевого общения даетвозможность одновременного участия в научной дискуссии большогоколичества участников из разных регионов страны, открывает перспективыпроведения мобильных по характеру научных диспутов, главнымпреимуществом становится свободный формат научного общения, выработкаобщей научной платформы по обсуждаемым проблемам как результатесовместного и разностороннего виртуального открытого диалога внегеографических барьеров, привлечения к процессу обсуждения актуальныхпроблем отечественной исторической науки широкой общественности.Материалы аналогичных инновационных форм научного знания, служатсвоеобразным и уникальным по структуре и содержанию источником дляпроведения историографических исследований. Инициативный опытИнститута показывает перспективность подобных научных мероприятий.Выступая информационной проекцией мировоззрения автора илинескольких авторов, будучи результатом информационного«моделирования» социокультурных настроений гипертекст, наряду с этимисведениями, содержит пласт латентных сведений, которые обнаруживаютсебя через траекторию характерного поведения информации в источникепутем количественного анализа массива данных. На сегодняинформационный анализ осложнен отсутствием выработанных критериев7
того, что следует принимать за единицу информации: в пределах решенияконкретной научной задачи она может варьироваться как границами одногогипертекстового отрывка, так и рамками нескольких, связанных между собойгиперссылками, электронных ресурсов. С другой стороны, логическоетематико-содержательное соединение в составе одного электронного текстаразличных по форме данных: текстовой, визуальной и аудиоинформации,также может быть представлено как аналитическое обобщение, т.н.первичная стадия интерпретации: создание мультимедийного источникапутем систематизации и выявления круга источников по освещаемомувопросу. Систематизированный таким образом материал может бытьобобщен в ходе сопоставительного анализа данных. Электронный формат презентации научной работы в среде Интернет,обеспечивая свободный доступ к нему других исследователей, решает темсамым проблему верификации результатов: объективность выполненнойработы может быть проверена другими исследователями. При таком подходефактически исключается вероятность однобокого освещения фактов и сведенк минимуму субъективный исследовательский момент. Открытым остается вопрос о корректности научно-справочного аппаратаисследовательской работы при использовании электронных ресурсов. Невыработаны правила цитирования электронного источника в научной работе.Проблема заключается в отсутствии представлений о фиксированныхссылках на источник информации. Если исследователь заинтересован вгарантиях точности в определении источника, места его нахождения, датыпубликации, то электронный формат данных зачастую исключает такуювозможность в силу непостоянства формы хранения информации. При этом не теряет значения вопрос о времени появления информации:создание динамических, регулярно обновляющихся, изменяющихсодержание в зависимости от заранее предписанных условий: времени,статистических показателей и прочего, электронных ресурсов, усложняютработу по установлению даты публикации, и как следствие, поройисточниковедческий разбор может оказаться неполным. Некоторыеисследователи предлагают решать вопрос путем изучения так называемыхлог-файлов, содержащих системную информацию о работе сервера иинформацию о действиях пользователей: дату и время визита пользователя;IP-адрес компьютера пользователя; наименование браузера пользователя;URL запрошенной пользователем страницы [10]. Однако доступ к даннымфайлам ограничен администраторами веб-ресурсов, поэтому произвестичтение скрытых лог-файлов для установления времени публикацииэлектронного текста затруднено.В некоторых случаях проверка источника информации и определениестепени его достоверности осложнены тем, что электронные ресурсы неимеют постоянного адреса расположения, что в свою очередь, прииспользовании таковых в научной работе, приводит к некорректностинаучно-справочного аппарата. Это подводит к распространенному8
заблуждению об ограниченности использования электронной информации, вотличие от печатных изданий. Между тем, решение данной проблемытрадиционно является областью источниковедческого исследования. Центром антиковедения Санкт-Петебурского гуманитарногоуниверситета, в рамках функционирования веб-проекта «Аристей»,предлагались пути корректного цитирования электронной информации, наоснове разработанного зарубежными коллегами справочника «Принципырабочего руководства по цитированию интернет-источников длягуманитариев» [11]. Однако, они не носят общепринятого характера, но, темне менее, способствуют вовлечению электронных ресурсов в научныйоборот. Очевидно, наличие вышеобозначенных проблем объясняетнастороженное отношение к привлечению ресурсов всемирной сетиисследователями. Традиционная ориентированность на использованиепечатных изданий приводит к тому, что Интернет, как носитель и источникнаучной информации носит второстепенный характер. Между тем, именноего ресурсы предлагают исследователям огромное количестволегкодоступной информации, которая формирует обширное пространстводля историографической практики. Появление казахстанских историческихвеб-сайтов, интеграция отечественной исторической науки в Интернет ипризнание научным сообществом казахстанских историков ресурсов сети какодного из дополнительных и перспективных источников информации впроцессе научного исследования, повлекет волну работ по историографии,когда в центре исследования окажутся электронные онлайновые публикации.Интеграция исторической науки Казахстана в систему сетевыхинформационных технологий приобретает широкий масштаб.Целенаправленная презентация отечественной науки во всемирной паутинеэто появление веб-страниц, созданных профессиональными историками,проведение пионерных виртуальных форумов, презентация достиженийказахстанской исторической науки по фундаментальным проблемамнациональной и всемирной истории. Первоочередной задачей выступаетразработка методологических принципов работы с электроннымиисточниками. Стартовой площадкой решения этого вопроса может статьинформационный научный веб-портал исторической науки Казахстана. Нынеже специализированного исторического веб-портала в казахстанскомсегменте виртуальной сети не существует. Предполагается реализация темсамым двух аспектов проблемы: проведение в рамках контент-наполненияпортала эвристической работы по выявлению исторических электронныхресурсов, формирование тематических баз данных по отечественной истории[12, с. 11]. При этом, если учесть, что определенная часть размещенных длясвободного доступа в электронном формате исторических материалов носитисточниковый характер, данную работу можно было бы продолжать как врамках источниковедческих исследований, так и в русле историографическойработы. Второй аспект – это формирование на этой платформе системы9
научно-образовательных интернет-порталов отечественнымиисследователями. Разработка профильных онлайновых ресурсов послужитнекой «лабораторией» творческих экспериментов для ученых испециалистов, с функцией координации научно-исследовательских программпо республике. В рамках формирования конкурентоспособной национальнойинновационной системы [13], обеспечивающей эффективное развитие ииспользование новых знаний, подчеркивается необходимость развитиясовременной инфраструктуры для научной и инновационной деятельности,обеспечение интеграции академических научных учреждений и вузов,создание эффективной системы финансирования научных исследований,создание стимулов для частного сектора в проведениинаучно-исследовательской и конструкторской деятельности, повышениекачества подготовки научных кадров и создание условий для интеграцииказахстанской науки в мировую [14]. Очевидно, что решение вопросовинтеграции отечественной науки в мировую коррелированно использованиемсовременных информационных технологий – ресурсов и возможностейэлектронного формата презентации данных. В этой связи особенностиотражения исторического знания в цифровой среде, заслуживают самогосерьезного внимания со стороны исследователей.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1Каас М. Политическая наука и Интернет // Политическая наука.Сборник научных трудов. – М.: ИНИОН РАН, 2002. – С. 145-148.10
2Можаева Г.В. Роль исторической информации в современномисточниковедении [электронный ресурс] // Гуманитарная информатика:Открытый междисциплинарный электронный журнал. – Вып.1. – URL:http://huminf.tsu.ru/3Можаева Г.В. Информация как историческая категория: к вопросу обинформационном источниковедении // Роль информации в формированиии развитии социума в историческом прошлом. – М.: ИВИ РАН, 2004. –С.58-78.4Абдуллаев И.З. Информатизация общественно-политической жизни вусловиях глобализации развития: дисс. … д.полит.н.: 23.00.04. – Ташкент,2007. – 228 c.5O’Malley M., Rosenzweig R. Brave New World or Blind Alley? AmericanHistory on the World Wide Web [электронныйресурс] // Journal of AmericanHistory. – URL: http://chnm.gmu.edu/6Smith C. Can You Do Serious History on the Web? [электронныйресурс] //Perspectives on History. – 1998. – No36:2 (February). – URL:http://www.historians.org/perspectives/7Бородкин Л.И. «Порядок из хаоса»: концепции синергетики вметодологии исторических исследований // Новая и новейшая история. –2003. – No 2. – С. 98-118.8Гнатюк О.Л. Из истории американской коммуникологии икоммуникативистики: Гарольд Лассуэлл (1902-1978) // Актуальные проблемытеории коммуникации. Сборник научных трудов. – СПб.: СПбГПУ, 2004. –С.11-20.9Войскунский А.Е. Интернет – новая область исследований впсихологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ.– М.: Изд-во МГУ, 2002. – Вып.1. – С. 82-101.10Боброва Е.В. Об информационных потребностях пользователя[электронный ресурс] // Архивоведение и архивное дело в России (1991-2005гг.): осмысление пройденного: Материалы Всероссийскойнаучно-практической конференции. Москва, 19-20 апр. 2006 / Федеральноеархивное агенство России, 2006. – URL: http://www.rusarchives.ru/ 11Краткое руководство по цитированию интернет-источников длягуманитариев: Версия 2.1 [электронный ресурс] / Центр антиковеденияСпбГУ. Проект «Аристей». – URL: http://centant.pu.ru/12Жакишева С.А. Использование технологии баз и банков данных висторических исследованиях // Компьютеризация образования: проблемы иперспективы. Материалы республиканской конференции. – Алматы: азаҚқуниверситетi, 1998. – С.11-13.13Программа Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы //Информационные телекоммуникационные сети. – 2007. – No3(29). – С.2-19;2007. – No4(30). – С.2-15.11
14О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до2030 года. Указ Президента РК от 6 апреля 2007 года No310 // Казахстанскаяправда. – 2007. – 12 апр