Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

К.Алимгазинов. Полиэтнический капитал Казахстана в исторической ретроспективе


Всякая идея государственности основывается на идее сплоченности проживаю-щих в ней граждан. Поэтому этот вопрос для каждой страны особо актуален, главным образом, в переходные этапы государственного строительства. Реше-ние проблемы консолидирующего фактора в обществе определяет контекст и надежность построения национального суверенитета.
Современный Казахстан – страна, где проживает более 100 представителей различных этносов и народов различных конфессий. Уникальность республики состоит в том, что в XX в. союзные эксперименты привели к тому, что числен-ность титульной нации оказалась на уровне менее 50% от общей численности проживающих в ней граждан. Статус национального меньшинства спровоциро-вал попытки дробления единой страны по этническому признаку на период рас-пада СССР. Стояла необходимость преодолеть ряд контрастных несоответствий в региональном развитии, демографических диспропорциях, специфике разме-щения производительных сил, установлении межстрановых границ. Однако устойчивость государственности во многом определялась и внематериальной составляющей. Не выработанная за годы советской власти культурная монолит-ность, отсутствие единого языка, наличие многочисленных конфессиональных ориентаций, образовавшийся вакуум в многопартийном строительстве и него-сударственных СМИ в поисках общеказахстанской идеи, все это в совокупности таило в себе опасность раскола страны по этническому признаку.
Хроника 90-х гг. и весь последующий за ней калейдоскоп политических со-бытий обнажил сложный клубок меж- и внутриэтнических проблем. Для Казах-стана, обретшего суверенитет, ключевой проекцией строительства нового неза-висимого государства стала идея национального возрождения. Негативный от-тенок, который впитала в себя эта дефиниция за период командно-административной системы СССР, не могла не найти отголосков отторжения частью населения, волею исторического времени оказавшегося и проживающе-го на территории новой страны и неизвестной реальности. Определяющим фак-тором сложившихся представлений и вкладываемых понятий в концепт нацио-нальной идеи выступило доставшееся наследие советского времени, советское понимание национальности. К этому следует добавить и внешнее, формальное обрамление страны: «У нового государства не было Конституции, своих атри-бутов и символов. Все законодательство было настроенным на другую идеоло-гию, другую страну и другие цели» [1]. На практике все это никак не работало на консолидацию в рамках единого территориально-правового континуума этнически различных групп населения. Эта система нивелировала политическую сторону понятия национальности и для народов, которые имели историю собственной государственности, и для групп населения, чье этническое самосознание было переделано в результате социальных манипуляций сталинской эпохи. Для большинства граждан распад СССР продемонстрировал незыблемость именно этничности, нежели гражданства через принадлежность к какой-либо республике. Развал единой советской страны показал, что гражданство не является постоянной величиной, поскольку «через расширение индивидуальных границ личность ищет успокоение и устойчивость. И если общество оказывается бессильным, уверенность людям дает этническая группа» [2]. Какой же представлялась в этих условиях стартапа суверенитета Казахстана идеологема стабилизирующих конструктов? Необходимо было преодоление прочного психологического барьера в лице «совкового» сознания для консолидации казахстанского общества в единую нацию, под которой бы понималось не этническая, а гражданское тождество. «Казахстан – это общность граждан разных национальностей, а не новая этническая общность, – отмечал Президент РК Н.А. Назарбаев, – интеграция наших народов основана на сохранении этнической уникальности нашей страны» [3]. В опубликованной в 1996 г. Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан подчеркивалась, что в обществе должна окончательно утвердиться идея о том, что Казахстан – это наша общая Родина. И долг каждого гражданина, какой национальности бы он ни был, способствовать созданию атмосферы дружбы, мира и согласия [4]. Ключевой посыл общенациональной идеологии Казахстана заключен в консолидации всего казахстанского общества вокруг определенной траектории и парадигмы общественного развития, векторы которой обозначены в государственных программах, инициативах Главы государства Н.А. Назарбаева по поступательному экономическому развитию и становлению гражданского общества, разработке Доктрины национального единства Казахстана, стратегии формирования Общества всеобщего труда, долгосрочной программы «Казахстан 2050» и др. Информационный месседж позитивно маркированных идеологем, происходит через общественные институты. Одним из таковых является Ассамблея народа Казахстана (АНК), которая играет ключевую роль как консолидирующей детерминанты поступательного развития единой нации на базисе полиэтнического капитала республики. 14 декабря 1992 г., на Первом Форуме народов Казахстана, Президентом страны Н.А. Назарбаевым впервые была озвучена идея о создании общественного института – Ассамблеи согласия и единения народов Казахстана [5]. Это было логическим продолжением начавшихся политических и общественных преобразований, которые необходимо было осуществлять в соответствии со сложившейся психологией и традициями народа, с обязательным учетом рудиментов прежнего тоталитарного режима в сознании и поступках [6]. Позже, в 2007 году внесено было изменение в название –
3 «Ассамблея народа Казахстана». Инициирование и создание в Казахстане, уже в первые годы суверенитета, нового института общественного согласия отразило ключевой тезис внутренней политики государства: эволюционное развитие и здоровый прагматизм, ради благополучия и процветания простых людей [7]. Исследователи выделяют два этапа в институциональном становлении АНК [8]. Первый связывают с формированием организационных основ, как уникального института реализации межэтнической политики в Казахстане, начиная с 1995 г., т. е. со времени официального создания Ассамблеи, и до момента внесения изменения в название Ассамблеи – 2002 г. Уже в первый год функционирования АНК, на первых двух сессиях – весной и летом 1995 г., было инициировано проведение двух общереспубликанских референдумов: о продлении полномочий Президента РК Н.А. Назарбаева до 2000 г., и принятие новой Конституции Казахстана. В Конституции РК 1995 г., в ст. 38 был включен пункт 2 – о признании неконституционными любых действий, способных нарушить межнациональное согласие в государстве [9]. Второй этап, начиная с 2002 г., связан с активной деятельностью АНК по консолидации казахстанского общества: мероприятия по интеграции социума, участие в разработке нормативных и правовых актов, языковой политики и т. д. К этому же времени относится и конституционная реформа 2007 г. 16 мая 2007 г. Н.А. Назарбаев выступил на совместном заседании палат парламента с докладом «Новый этап демократизации Казахстана – ускоренное развитие свободного демократического общества», где подводя итоги 15-летнего развития страны, представил законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Наряду с тем, что реформа фактически обусловила переход к президентско-парламентской республике, одним из ее системообразующих векторов стала гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в стране. В числе предложенных Президентом страны поправок стало придание АНК конституционного статуса организации, обеспечивающей представительство различных этнических групп, страны в общественно-политической жизни [10]. По реформе, 9 членов Совета АНК теперь вошли в состав нижней палаты Парламента Казахстана, тем самым АНК получила реальные рычаги влияния на политические процессы в государстве. Ассамблея, возглавляемая Главой государства, представляет собой особое ответвление верховной власти. Эта ее уникальная конституционная роль еще больше подчеркивается наличием общенациональной сети региональных ассамблей во главе с акимами регионов. В условиях многопартийного Парламента деятельность депутатской группы АНК направлена на организацию межпартийного сотрудничества по вопросам мира, согласия, единства и независимости [11]. 20 октября 2008 г. в Казахстане был принят Закон «Об Ассамблее народа Казахстана». Появившись как консультативно-совещательный орган при Главе государства 1 марта 1995 г., АНК теперь закрепила за собой статус полноценного субъекта политической жизни в Казахстане. Закон определил статус, порядок формирования и организацию работы АНК, направленных на реализацию государственной национальной политики, обеспечение
4 общественно-политической стабильности в Республике Казахстан и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений [12]. АНК создано как учреждение без образования юридического лица. Региональные АНК функционируют при местных исполнительных органах. Консолидирующая роль казахского народа выделена как ключевая идеологема в обеспечении межэтнического согласия в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана (ст.3 Закона). Основными направлениями деятельности Ассамблеи являются содействие в разработке и реализации государственной национальной политики; содействие формированию казахстанского патриотизма; развитие государственного языка и других языков народа Казахстана; совершенствование региональной политики в межэтнической сфере; участие в разработке и реализации планов и мероприятий в области демографии и миграции; пропаганда казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия в стране и за рубежом; осуществление просветительской и издательской деятельности, направленной на достижение межэтнического согласия; осуществление мониторинга состояния межэтнических отношений, в т. ч. в области применения государственного языка и других языков народа Казахстана; участие в общественно-политической экспертизе законопроектов по вопросам государственной национальной политики; поддержка казахской диаспоры в зарубежных странах в вопросах сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укрепления ее связей с исторической Родиной; выработка рекомендаций и реализация практических мер по урегулированию разногласий и споров, недопущению конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений и участие в их разрешении (ст.6). Право образовывать и реорганизовывать АНК принадлежит Президенту РК, который определяет направления деятельности организации и назначает и освобождает от должности руководящих должностных лиц АНК. Председателем АНК является Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев. Инициирование Первым Президентом Казахстана создания института АНК, его законодательное оформление и обеспечение эффективности функционирования через систему сопряженной деятельности с центральными и местными исполнительными органами власти является новацией в политико-правовом механизме государственной стратегии межконфессионального и межэтнического диалога. 23 октября 2008 г., на XIV сессии АНК была озвучена идея разработки Доктрины национального единства – единого документа для определения основных целей дальнейшего развития казахстанского общества, принципы которого должны были войти в Стратегический план развития страны до 2020 г. И уже 26 октября 2009 г. на XV сессии АНК на обсуждение был предложен Проект Доктрины. Документ вызвал оживленные дискуссии и его обсуждение привело к широкому резонансу в обществе. В подготовку итогового документа
5 были вовлечены несколько групп авторов: группа во главе с известным казахским поэтом и общественным деятелем М. Шахановым, группа ученых Евразийского национального университета им. Л. Гумилева, а также представители от партии «Ак жол», которые также внесли свои предложения по концепции национальной политики. Для систематизации и проработки поступивших предложений была создана специальная рабочая комиссия по доработке Доктрины. В доработанном проекте документа были учтены около 500 высказанных предложений, в т. ч. от национал-патриотических организаций Казахстана. В апреле 2010 г. Доктрина национального единства Казахстана была принята как главный инструмент для консолидации казахстанского общества. Окончательная версия документа включила в себя три основных концепта Доктрины: общность судеб всех граждан Казахстана вне зависимости от этнического происхождения («Одна страна – одна судьба»), равность стартовых возможностей для каждого («Разное происхождение – равные возможности»); объединение всех граждан вокруг общей идеи государственности («Развитие национального духа»). Дана оценка роли Первого Президента Казахстана (заслуга в консолидации общества на основе провозглашенного принципа внутриполитической стабильности, гражданского мира и межэтнического согласия), выделен статус государственного языка как обязательного для изучения и знания всеми гражданами республики, приоритетность его развития и распространения как важнейшего фактора укрепления национального единства, вместо ранее присутствующей идеи триединства языков. Небольшой по объему документ приобрел манифестарный характер, ориентированный на закрепление ключевых векторов внутренней политики в сфере межэтнических отношений, формирование гражданской нации при содействии развитию этнокультурного многообразия, на утверждение ряда базовых для полиэтничного Казахстана ценностей. Казахстан сегодня одна из наиболее полиэтничных стран, где проживают 7 значимых (более 1% в составе населения) этнических групп, а также еще 9 этнических групп являются многочисленными и имеют свои районы компактного проживания [13]. Принятая Доктрина предусматривала информационно-пропагандистские мероприятия, предполагающие широкое вовлечение общественности в данный процесс: через традиционные и цифровые каналы медиа; принятие институциональных мер: создание консультационных неправительственных структур и организаций по освещению религиозной тематики, экспертно-аналитических центров по вопросам межэтнических отношений; проведение превентивных мероприятий по противодействию угроз национального единства. В выступлении Министра культуры РК М. Кул-Мухаммеда на заседании Правительства Казахстана 18 мая 2010 г. о мероприятиях по реализации основных принципов Доктрины отмечалось, что в повестку дня Саммита Глав государств ОБСЕ инициировано рассмотрение тематики толерантности и недискриминации [14]. Обеспечение равных возможностей для самореализации каждого казахстанца, заложенное в Доктрине получило логическое продолжение во всех
6 принятых национальных программных документах и стратегиях: Национальном плане действий в области прав человека на 2009–2012 гг., Карте индустриализации Казахстана на 2010–2014 гг., Государственной программе развития сельских территорий на 2004–2010 гг., Программе «Нұрлы көш» по расселению и содействию в обустройстве этнических иммигрантов, при реализации общенациональной инициативы «Ауыл жастары» и проекта «С дипломом в село» и др. Было предусмотрено принятие таких социально-значимых документов, как Государственная программа «Салауатты Қазақстан» на 2011–2015 гг. по улучшению здоровья граждан Казахстана и формированию конкурентоспособной системы здравоохранения для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны, Программа регулирования рынка труда и обеспечение трудовыми ресурсами в Казахстане на 2010–2014 гг. Предусмотрены были научно-методические мероприятия по дополнению учебных вузовских программ, курсами по изучению межэтнической и межконфессиональной толерантности, религиоведения, подготовка и издание аналитических материалов, брошюр, сборников, журналов, методической литературы [14]. Мероприятия по расширению сферы употребления государственного языка, реализация Национального стратегического научного проекта «Мәдени мұра – Культурное наследие», поддержка инициатив неправительственных организаций по популяризации традиционных, моральных, нравственных ценностей, поддержка деятельности этно-культурных объединений, развитие средств массовой информации на государственном языке и языках этносов – отвечали положениям Доктрины о культуре, языке и традициях как главных факторах духовного и национального единства. Была разработана Государственная программа функционирования и развития языков на 2011–2020 гг., открытие телевизионных и радиоканалов на казахском языке, разработаны меры по повышению конкурентоспособности казахоязычных печатных СМИ и Интернет-ресурсов [14]. В Казахстане сегодня издаются газет и журналы на 11 национальных языках, работают 44 телестудии, которые вещают на 12-ти языках, вещают 18 радиостанций на 7-ми различных языках. По инициативе Президента РК Н.А. Назарбаева создана межгосударственная телерадиокомпания «Мир», учредителями которой являются 10 стран СНГ. По государственному заказу на языках этнических меньшинств ежегодно издаются около 30 книг общим тиражом 80 тыс. [15, с.168]. Функционирование воскресных школ, численность которых достигает 179, и где изучаются 23 родных языка этнических меньшинств, обеспечивается ежегодно растущим финансированием из государственного бюджета [15, с.169]. В целом по республике активно работают более 800 этнокультурных объединений, из которых 28 – республиканских [16], каждое из которых в различной степени вносит свой вклад в укрепление межнационального согласия и консолидации полиэтнического общества в Казахстане. Успешное функционирование АНК и инициативы Н.А. Назарбаева во внутренней политике в сфере социальной и политической стабильности в
7 стране, сохраняющаяся высокая комплиментарность между титульной нацией и представителями других национальностей и этносов, межконфессиональное согласие и мирное сосуществование различных религий в одной стране – стали фундаментом казахстанской модели национального согласия [17]. Ассамблея выполняет функции мощного концептуального и интеллектуального скрепа в политической жизни Казахстана, через единение гражданских устремлений интересы всех этносов, обеспечивающего соблюдение прав и свобод всех граждан государства независимо от их национальной и этнической принадлежности. При этом придание русскому языку конституционного статуса языка межнационального общения определяет сглаживание отдельных острых углов в реализации внутренней политики по консолидации казахстанцев. Программная платформа Доктрины основана на формировании «казахстанской нации», в которое вкладывалось емкое понимание гражданственности, преодолении в общественном сознании этнических стереотипов в восприятии категории «нация» и формировании в общественном сознании гражданско-государственных основ этой дефиниции. Главным контраргументом оппонентов первой редакции Доктрины было мнение о том, что с принятием этого документа казахская нация, потеряв статус титульной нации, превратится в один из многочисленных этносов, проживающих в Казахстане. Между тем, модель нации-государства, которую Н.А. Назарбаев стремится воплотить в жизнь, – это европейская модель, как отмечает президент Ассоциации социологов и политологов Казахстана Б. Бектурганова [18]. Признаками были выделены: наличие одного титульного народа, одного государственного языка, государственно-этнической символики, знание национальными меньшинствами государственного языка,общегосударственный патриотизм. При этом признаки мультикультурализма, как модели функционирования полиэтнического общества, выражены в Казахстане весомо: проявлением этого является конституционная реформа 2007 г., по которой часть депутатов высшего законодательного органа Республики Казахстан избирается от АНК – пример делегирования социально-правовой и юридической ответственности идентификационной этнической группе, в которую входит индивид. На общеевропейском фоне несостоятельности идеи мультикультурализма [19], феномен эффективности казахстанской модели заслуженно заслуживает к себе внимания. Модель национального согласия вобрала в себя два ключевых компонента: гражданский, через постепенное формирование идеологемы национальных текстов, куда последовательно вошли: программная статья Н.А. Назарбаева «Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана», опубликованная в 1993 г., определила векторы идейной консолидации казахстанского общества (обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ; развитие общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния всех граждан; развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана; углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике [20]);
8 Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан; Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан, где цементирующим началом государственной идентичности выделена самоидентификация народа как источника суверенитета государства, определение Казахстана как национального государства и стратегическая тенденция становления в перспективе государства-нации [21]. Вторым ключевым компонентом модели национального согласия выступает язык (лингвистическая компонента). Комплиментарный фундамент языковой политики в Казахстане заложен был еще в принятом в сентябре 1989 г. Законе о языках в Казахской ССР, где было введено понятие государственного языка (казахский язык), а за русским языком сохранялся статус языка межнационального общения. По Конституции Республики Казахстан русский язык, которым владеет практически все население Казахстана, сохранил за собой право использоваться в стране наравне с государственным. Летом 1997 г. был принят Закон РК «О языках в Республике Казахстан», в котором важнейшим фактором консолидации народа Казахстана было выделено постепенное овладение государственным языком [22]. 14 декабря 2012 г. Президент Н.А. Назарбаев, в своей речи на торжественном собрании в честь 21-й годовщины Независимости, отметил, что Казахстан к 2025 г. намерен перевести казахский алфавит с кириллицы на латиницу, что обеспечит государственному языку дальнейшее развитие как языка современной информации. Программа рассчитана на три этапа: 2011–2013 гг. – совершенствование нормативно-правовой и методологической базы функционирования и развития языков; 2014–2016 гг. – реализация мер по внедрению новых технологий и методов в области изучения и применения государственного языка, сохранения языкового многообразия; 2017–2020 гг. – этап закрепления результатов через системный мониторинг степени востребованности государственного языка при сохранении позиций других языков. По прогнозам, к этому времени численность владеющих государственным языком возрастет с 60 до 95%, доля же казахстанцев, владеющих русским языком, составит более 90% [23]. Социологические исследования отмечают сохраняющуюся высокую толерантность по отношению к двуязычию. В отличие от других стран СНГ, где титульная нация выступает интегрирующей основой для всех этнических групп и происходит ассимиляция последних в господствующей языковой среде [24], ситуация в Казахстане несколько другая: длительный период колонизации края Российской империей, вкупе с политикой русификации коренного населения определила «забывание» родного языка. Тем не менее, сохранялась высокая культурная и бытовая комплиментарность между двумя национальностями – казахским и русским: сохранялось взаимное доверие на бытовом уровне, взаимопомощь между субъектами территориального социума, происходила их интеграция в социально-политической и культурной жизни, формировались, наряду с межгрупповыми и межклассовыми, также и межнациональные связи. В совокупности все это, по определению казахстанских исследователей
9 выступает составными компонентами социально-политических основ консолидации общества [25]. АНК стимулировала развитие и поддержку культурного и информационного многообразия в Казахстане. В 1673 школах обучение ведется на русском языке. По стране в целом 61% казахстанских школьников и 48% студентов вузов обучаются на казахском языке. Действует 81 школа, где обучение проводится полностью на узбекском, таджикском и уйгурском языках. В 108 школах языки 22 этносов Казахстана преподаются в качестве самостоятельного предмета. Открыто 195 специализированных этнолингвистических центров, где дети и взрослые могут изучать языки 30-ти этносов. Успешно функционируют 6ь национальных театров – казахский, русский, узбекский, уйгурский, корейский и немецкий. Стало традицией проводить массовые народные празднования Наурыза, Масленицы. Объявлены выходными религиозные праздники Курбан-айт и Православное Рождество [26]. В Казахстане работают более 4200 культовых сооружений, из которых 2320 являются мечетями. В первые же годы независимости численность религиозных объединений составляла всего 671. С 2003 г. в столице Казахстана проходят Съезды лидеров мировых и традиционных религий – признанной международной площадки межконфессионального и межкультурного диалога. Этому предшествовала работа Всемирного Конгресса Духовного Согласия в октябре 1992 г. в Алматы и где собрались представители различных конфессий, духовных школ, гуманитарных общественных движений. В принятом тогда же участниками Первого Конгресса Манифесте было решено объявить 18 октября Днём Духовного Согласия в Казахстане – моратория на конфликты и столкновения, днём поиска примирения, установления взаимопонимания между людьми [27]. Организатором мероприятий движения Духовного Согласия выступает АНК. Формирование диалога культур и цивилизаций, идеологии толерантности и взаимопонимания в Казахстане тесно связаны с ролью и личностью Первого Президента РК Н.А. Назарбаева, внесшего современное представление в понятие национального самосознания, как «возможность понимания своего национального «Я» в прошлом, настоящем и будущем» [28]. Казахстанский опыт конвергенции исторически проживающих в одном государстве этносов и национальностей основан на признании их прав на самосохранение и развитие этнокультурной индивидуальности, как части единого социума. В отличие от европейских представлений о модели мультикультурализма, признанной во многом несостоявшейся, эффективность казахстанской модели выстроена на органичном вплетении в социальную, политическую и культурную сферы жизни Казахстана системообразующих факторов консолидации полиэтнического общества, через диалоговые площадки АНК с местными исполнительными органами, активном вовлечении всех этносов и национальных меньшинств в политические и социально-экономические процессы, сохранении при этом баланса интересов этнических групп, недопущения привилегированного положения одних и ущемления прав других.

Cписок использованной литературы и источников

1. Назарбаев Н.А. Десять лет, равные столетию // Казахстанская правда – 2001. – 17 дек.
2. Hobsbaum E.J. Ethnicity and Nationalism in Europe Today // Anthropology Today – Canberra, 1992. – Vol.8. – №1. – P. 228.
3. Қазақстан халықтары Ассамблеясының VI сессияның материалдары – Астана, 2000. – 105 б.
4. О концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан. Распоряжение Президента Республики Казахстан 23 мая 1996 г. № 2995
5. Независимый Казахстан. День за днем. Хроника событий Т.1. – Алматы: Раритет, 2011 – 320 с. – С.108.
6. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. – Алма-Ата: Дауир, 1992. – 56 с. – С.33
7. Назарбаев Н.А. Национальное единство – наш стратегический выбор. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана. Астана, 26 октября 2009 г.
8. Инициативы, направленные в мир. – Алматы: Казак Энциклопедиясы, 2011. – 400 с. – С.164
9. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями от 7 окт. 1998 г., от 21 мая 2007 г.) // Казахстанская правда. – 2007. – 22 мая
10. Байсеитулы А.C. Конституционная реформа и развитие судебной системы // Конституционная реформа и развитие судебной системы. Материалы Круглого стола. г. Астана 30 мая 2007 г.
11. Дьяченко С. Роль АНК в политической жизни страны будет только возрастать [электронный ресурс] // Речь на торжественном собрании в честь 18-летия АНК. Астана, 1 марта. – URL: http://www.inform.kz/rus/article/2539151
12. Об Ассамблее народа Казахстана. Закон Республики Казахстан от 20 окт. 2008 г.
13. Мухамеджанов Б., Жусупова А. Казахстан в оценках жителей и экспертов. – Алматы: Фонд Первого Президента Республики Казахстан, 2011. – 446 с. – C.43.
14. Доктрина национального единства Казахстана. Тезисы выступления Министра культуры М. Кул-Мухаммеда на заседании Правительства РК 18 мая 2010 г. [электронный ресурс] // Веб портал Министерства культуры и информации Республики Казахстан. – URL: http://mki.gov.kz/rus/doctrina/?cid=0&rid=678
15. Инициативы, направленные в мир. – Алматы: Казак Энциклопедиясы, 2011. – 400 с. – С.168
16. База данных этнокультурных объединений [электронный ресурс] // Веб-портал Ассамблеи народа Казахстана. – URL: http://www.assembly.kz/5/; Инициативы, направленные в мир. – Алматы: Казак Энциклопедиясы, 2011. – 400 с. – С.169
17. Нысанбаев А., Малинин Т. Нурсултан Назарбаев: Казахстан – территория мира и согласия. – Алматы, 2005. – 261 с.
18. Бектурганова Б. Казахстанская идентичность: трудности обретения // Байтерек. – №3(74). – 2013
19. Саррацин Т. Германия: самоликвидация. – М.: Рид Групп, 2012. – 400 с.
20. Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана // Стратегия независимости. Алматы, 2003. – С. 84–120.
21. О концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан. Распоряжение Президента Республики Казахстан от 23 мая 1996 г. № 2995
22. О языках в Республике Казахстан. Закон РК от 11 июля 1997 г. № 151-1
23. Кул-Мухаммед М. К 2020 г. доля казахстанцев, владеющих государственным языком, возрастет до 95% [электронный ресурс] // ИА «Казинформ». – URL: http://inform.kz/rus/article/2289735
24. Бектурганова Б. Казахстанская идентичность: трудности обретения // Байтерек. – №3(74). – 2013.
25. Саитова Н., Токтаров Е. Факторы консолидации как условия устойчивого развития казахстанского общества // Вестник КазНУ им. аль-Фараби. Серия «Философия. Культурология. Политология». – №1. 2012. – С.35–40.
26. Доктрина национального единства Казахстана. Проект, представленный на XV-ой сессии Ассамблеи народа Казахстана. Астана, 26 октября 2009 г.
27. Движение духовного согласия в Казахстане [электронный ресурс] // Веб-портал Всемирного Форума Духовной Культуры. – URL: http://www.astanaforum.kz/
28. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы: Атамура, 1999. – 296 с. – С.292.