Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Бекназаров Р. История топонимики Западного Казахстана: на материалах Актюбинской области в рамках программы «Культурное наследие»


История топонимики Казахстана и, в частности, Актюбинской области является одной из сложнейших и интереснейших проблем современной науки Казахстана. Так как именно через ее изучение решаются многие комплексные задачи по истории края, его этнического расселения начиная с древнего периода и заканчивая современностью. Топонимика отражает в себе особенности ландшафта, в целом экологию, историю края. При этом Актюбинская область является одним из важных звеньев такого ареала как Западный Казахстан, если же брать шире – Аралокаспийского региона. Данная территория испокон веков является в какой-то степени стыковочным, контактным звеном между такими крупными континентами как Азия и Европа, здесь проходили маршруты движения населения «Великого Пояса степи». Безусловно, данный регион тесно связан с этногенезом казахского народа, в частности, с историей родов Младшего жуза.
Следует отметить, что древнейшая история Актюбинской области с 90-х годов ХХ в. переживает некоторый всплеск в таких ее важных отраслях как археология, этноархеология, этнография и т.д. Последние археологические изыскания удревляют историю заселения нашего региона первобытными людьми с 40 тыс. лет до 1 миллиона лет. Например, это доказывается находками палеолитических останков орудий труда первобытного человека в районе гор Мугаджар (с. Родники Мугалжарского р-на). Мезолитические и неолитические памятники Актобе изучены, к большому сожалению, очень слабо и, в большинстве случаев, по фрагментарным остаткам случайных находок. К последнему периоду эпохи камня следует отнести, например, стоянки обнаруженные на среднем течении р. Эмбы, которые имеют тесную генеалогическую связь с культурой охотников и рыболовов кельтиминарской культуры, уходящей корнями на территорию Средней Азии, в частности, Хорезма (VI–II тыс. до н.э.).
Наиболее изученным в Актюбинской области является эпоха бронзы (II – I тыс. до н.э.), так как именно здесь складывался один из очагов добычи медной руды, центров литья бронзовых орудии, в частности, на отрогах Мугаджарских гор. Территория области находилась на стыке двух археологических культур – срубной (западной) и андроновской (восточной). При этом последняя особо выделялась своей мобильностью за счет широкого развития коневодства (Ботай), особой архитектурой погребальных подкурганных комплексов. В генетическом плане основной пласт населения казахской степи явился одной из древнейших групп формирования индоевропейцев в I тыс. до н.э.
Безусловно, наиболее важной для этногенеза населения Западного Казахстана является эпоха ранних кочевников (VIII в. до н.э. – I тыс. н.э.). Это период окончательного утверждения кочевого скотоводства на большей части территории Казахстана, включая и ее западную половину. Так как именно с этого времени происходит ариадизация (осушение) казахстанского климата, сокращение объемов открытых водных источников, включение в маршруты кочевок полупустынь и пустынь за счет использования копаней и первых облагороженных колодцев, особая адаптация домашнего вида скота, выведение народной селекцией более приспособленных к суровым условиям пород лошадей, овец, верблюдов. Бронзовые орудия труда начинают вытесняться более легким в обработке, но твердыми по структуре железными изделиями, что привело к некоторым изменениям в целом конской упряжи и сбруи, предметов вооружения. Широко внедряются в повседневный быт кочевников легкие, мобильные, покрытые войлоком с деревянным каркасом жилища типа современных казахских юрт. «В Казахстане в этот период расселялись крупные племена (союзы племен) саков, массагетов, исседонов, сарматов, дахов, аланов и др., которых ученые обычно относят к индоиранской языковой группе. Вместе с тем, тюркомонгольские группы кочевых племен достаточно рано проникают на территорию Казахстана – уже на рубеже нашей эры» [Ажигали С.Е., 2000, с. 45]. Усилившаяся кочевая аристократия оставила в казахской степи множество крупных «царских курганов», размеры некоторых из них достигают в диаметре более 200 м, высотой более 20 м. В частности, крупные курганы эпохи ранних кочевников нами фиксировались на Устюрте (Кызылуйык), на Эмбе (Башенколь, Маулимберди), а одна из холмов близ с. Жаркамыс Байганинского р-на сохранила свое старое название Массагат-тобе, которое местное население называет на современный лад, как Маслихат-тобе – холм, якобы на котором проходило совещание казахских батыров в период казахско-жонгарских войн, что, безусловно, является калькой более поздних событии. Данный период казахской истории был зафиксирован и в письменных источниках, в частности, в древнеперсидских в связи с походами царя Кира II (530 г. до н.э.) и легендарному противостоянию его войскам кочевых племен массагетов во главе с царицей Томирис. Данный исторический факт был также отложен и в древнегреческих источниках, например в книгах «отца истории» Геродота. История похода другого персидского царя Дария (519–518 гг. о н.э.) на степные племена была вообще выбита на скале – Бехистунская надпись. В этот же период долину рек Илек, Хобды, среднего течения Урала занимали такие племена как сарматы и совроматы, которые помимо курганных могильников оставили белее сложные культовые и ритуальные комплексы – жертвенные площадки, алтари и многое другое (комплексы Танирберген, Целинный и т.д.). Несомненно, территория Западного Казахстана являлась свидетелем складывания и прохождения гуннского племенного союза (I в. до н.э. – II в. н.э.), отголоски которого явились причиной распада Великой Римской империй на европейском континенте в начале нашего тысячелетия.
Следующим важным этапом в этнической истории казахов явилась эпоха древних тюрков (середина I тыс. н.э.), в частности, влияние Западнотюркского каганата. Молчаливыми свидетелями той эпохи до сих пор являются в степи сохранившиеся каменные тюркские изваяния и стелы-балбалы, формирование единой религии тенгрианство, а также старые маршруты Великого Шелкового пути.
Средневековый период (VII–XVII вв.) оставил неизгладимый след в истории Западного Казахстана. Именно в это время племена, населяющие данную территорию, активно включаются в торговые отношения с Хорезмом и хазарами Поволжья (VIII – IX вв.), с народами Приаралья и Южнорусскими степями в огузский период (VII – XI вв.). Для топонимии Актюбинской области последний период сохранил такие огузские названия, как река Ыргыз (Маргз, Марга), горы Мугаджары, плато Шаграй и многие другие [см. Агаджанов С.Г., 1969]. Безусловно, с огузами в западной половине Казахстана связано изначальное распространение религии ислам, первых подземных и скальных мечетей как Шопан-ата, Масат-ата и т.д. Ослабление позиции огузов на исторической арене связано с усилением кыпчакского племенного союза (эпос «Кобланды») и вторжением монгольских племен (к монгольским названиям некоторые исследователи относят названия реки Хобда, предположительно название местности Жайсан (Яйсан) ). Монгольский период и последующее вхождение Западного Казахстана под влияние Золотой орды усиливает торговые и караванные пути, устанавливаются единые кочевые маршруты, чему способствует внедрению особой аристократической прослойки как «торе», потомков Шынгысхана и, естественно, происходит дальнейшая исламизация всей этой территории, через такие крупные культурные центры как Сарай-Бату, Сарай-Берке, Сарайшык. Средневековье является временем предпосылок складывания казахской государственности, «в XIV – XV вв. активно шел процесс этногенеза тюркских народов региона – казахов, узбеков, кыргызов, каракалпаков, ногайцев» [Ажигали С.Е., 2000, с. 153]. Для Западного Казахстана интересной является Ногайский период (XV–XVI вв.). Например, многие памятники Актюбинской области соотносятся с легендарной личностью этого периода как Асан Кайгы и его сыном Абатом. В частности, такие уникальные некрополи как Абат-Байтак, Балгасын, Кызылтам и многие другие. В это же время старая караванная дорога получает другое название – «Ноғай жолы» (ногайская дорога). В источниках XVII в. впервые начинают фигурировать в Западном Казахстане калмыки, позднее и жонгары. Начинается длительный период противостояния и сосуществования этих кочевых племен с казахами, что, несомненно, отражалось и в названиях некоторых местностей, например, Калмыккырган, Кандыагаш, Караулкелди, озера Аксакал-Барби (современное название Тауп) и многие другие.
Новое время (XVIII–нач. XX вв.) для Западного Казахстана связано с историей казахов Младшего жуза, этнического расселения представителей таких трех крупных племенных объединении, как Алимулы, Байулы и Жетиру. Их история взаимоотношения с народами Средней Азии (туркменами, узбеками, каракалпаками, кыргызами), Поволжья (башкирами, татарами, калмыками), славянскими народами (русскими, украинцами), русским казачеством и т.д. требует, на наш взгляд, более детального исследования с позиции требовании современной ономастики во взаимосвязи с историей переселения, создания военных крепостей и фортов (Оренбурга, Орска, Актюбе, Иргиза, Карабутака), ярмарок (Уилского, Темирского) и многое другое.
Новейшая история (ХХ–XХI вв.) Актюбинского края не менее интересна, чем другие ее периоды и она преподнесла массу топонимов в наш регион, особенно в такие ее периоды, как установление и закрепление советской власти, создание колхозов и совхозов, поднятия целинных и залежных земель. Этот же процесс получает свое логическое продолжение и на современном этапе – со дня приобретения независимости Республикой Казахстан.
Итак, вышеуказанную топонимическую характеристику хотелось бы продолжить уже более предметно на материалах полевых этнографических исследовании, опроса местных жителей Актюбинской области, проведенных за последнее время по программе «Культурное наследие».
Таким образом, в Алгинском районе Актюбинской области на 2006 год процедуру уточнения и дальнейшего переименования должны были пройти 15 сел и поселков. В частности, Павловка, Ильинка, Коммунар, Лохвицкая, Богословка, Луговое, Петровка, Болгарка, Шибаевка, Новосергеевка, Березовка, Прогресс, Голубиновка, Ивановка, Черноводск. На сегодняшний период многие из этих поселков совместным решением Актюбинского областного акимата и маслихата переименованы и получили следующие названия: с. Павловка –Есет батыр Көкіұлы ауылы, Богословка – Үшқұдық, Луговое – Жерүйық, Петровка – Ақсазды, Новосергеевка – Боқышсай, Березовка – Қайындысай, Прогресс – Маржанбұлақ, Черноводск – Қарақұдық.
Каждая из этих поселков имеет свою историческую летопись, которую нам исследователям приходилось собирать буквально по крупицам. Одним из крупных поселков Алгинскго р-на является село Бестамак (Бештамак). В записях М.Н. Галкина дважды приводится описание этой части Актюбинской области, как урочище известное «лучшими киргизскими зимовками» [Выдержки из дневника следования в 1858 г., 1868, с. 167] и приводится объяснение возникновения данной топонимики.
«Р. Илек (урочище Биш-Тамак). Урочище Биш-Тамак носит название от соединения пяти речек: Тамды, Исен-Батыр (Есет-Батыр – Б.Р.) Тавантал, Чиили и Сенбая, а по изобилию своему в травах и удобству зимовок известно почти всей Малой Орде» [Несколько дорожников через наши киргизские степи, 1868, с. 308].
Об урочище Бестамак красочное описание приводит немецкий инженер фон Шульц К.К. при анализе маршрута предполагаемой прокладки железной дороги Оренбург – Ташкент. Приведем это описание полностью. «Еще три перехода, около 90 верст, шли мы долиной Илека и Изенбая. После первого перехода, в 27 верстах от Ак-Тюбинска, разбили мы лагерь в Биш-Тамак (пятиреченск). Название это вероятно происходит от того, что здесь 5 речек впадают в Изенбай. Долина здесь роскошная, прелестная трава покрывает все пространство на сколько глаз хватает, река около сажени глубиной, сажень 20 шириной, окаймлена красивыми кустами Salix viminalis (вербы) и камышами. Несколько деревянных домов и стены строющейся мечети не мало оживляют картину. Везде виднеются кроме того глинобитные зимовки киргиз… При моем возвращении, в начале сентября, долина Илека, от самого истока, на протяжении около 200 верст, казалась покрытою сплошь населением. Киргизы все вернулись с летних кочевок и жили в кибитках, раскинутых около их зимовок. Заготовленное на зиму сено, сложенное в стога в форме кибитки, на дальнем расстоянии для глаза умножали количество кибиток, из коих подымались высоко на тихий осенний воздух струйки дыма, везде паслись многочисленные стада, везде виднелась жизнь и движение, во многих местах шла молотьба скотиной. Мне говорили, что на этом пространстве можно было насчитать до 8000 кибиток, т.е. от 40 до 50 000 жителей» [фон-Шульц К.К., 1882. с. 9–10].
Сейчас этот поселок известен как место захоронения Есет-батыра (1667–1749), происходящего из рода тама поколения жетыру Младшего жуза, который к тому же приходился родным зятем Бокенбай-батыру. «Пик военного противостояния казахов Младшего жуза с соседними калмыками пришелся на период 1723–1726 гг., в течение которого Батыр Есет во главе крупных воинских дружин казахов численностью до 5-7 тыс. человек многократно совершал военные походы в приэмбенские степи и вступал в ожесточенные сражения с противником на берегах Илека, Уила, Яика и других западноказахстанских рек. Общее командование всеми казахскими воинскими отрядами, выступившими против волжских калмыков, осуществлялось тогда ханом Абулхаиром, которому подчинялся и батыр Есет» – дает свой анализ историк И.В. Ерофеева [История Актюбинской области, 2007, с. 181].
Следующее село Павловка расположено в местности Бескоспа (буквально объединение пятерых, здесь подразумеваются пять родников, которые потом создают устье реки Илек). Более точнее, по словам информаторов, землю на котором создавалось в последующем село, вплоть до Великой Отечественной войны казахи именовали «ұзын Тамды» или «шолақ Тамды» (I, II) . История заселения этой местности начинается с начала ХХ в. с переселенческой полити царизма. Первым на данную территорию прибывает семья из Украины Богданова Семена Павловича и в последующем три, недалеко расположенных друг от друга селений, получают от его инициалов соответствующие названия – Богдановка, Семеновка, Павловка. По словам местных жителей, как Гавронский Антон Казимирович и Картюкова Матрена Ивановна (III, IV), первоначально в Павловке было построено 5 деревянных домов, возле которых было вырыто 4 колодца, обложенные внутри деревянным срубом. В 1906–1907 гг. строители во главе с Криволан Мыном и Оксентием Шаповаловым строят первую деревянную церковь. А братья Николай и Калистрат Лаврушко в 1909 г. построили первую деревянную ветряную мельницу, которая исправно работала до середины 60-х г. ХХ в. и до сих пор стоит на окраине поселка. Опять же по словам информаторов, детали этой мельницы, предположительно, были привезены по специальному заказу братьев Лаврушко из Украины через Астрахань. В последующем с 1961 г. поселок носил название им. М. Горького.
Село Черноводск и его округа славились хорошей пресной водой и обилием колодцев, казахи называли данную территорию традиционно – Қарақұдық (V, VI, VII), с. Ивановка местным населением называется Жантлеу (VIII, IX), а с. Голубиновка – Телибай (X, XI). На наш взгляд, последние два казахских названия поселков являются антропонимами и происходят от имен казахских родоправителей Жантлеу и Телибай.
Село Новосергеевка имело казахское название Боқышсай (XII, XIII), т.к. здесь производил зимовки бай Боқыш, Шибаевка – Қарағаш (II, XIV). До 1856 г. территория последнего поселка относилась к Батпактинской волости. Первым здесь начал заселяться купец по фамилий Шибаев, отсюда и пошло название поселка – Шибаевка. Село Богословка изначально носило название Үшқұдық, т.к. здесь трудно было найти источник хорошей пресной воды, а воду получали только из трех колодцев. По словам Копжана Жолдыбаева местные казахи с переселением русских якобы специально завалили и закопали эти колодцы («киизбен судың көзін бастырып кеткен» дейді) (XV). Пос. Тамды по рассказам старожилов в казахской степи было образовано при строительстве Оренбург – Ташкентской железной дороги в 1901 – 1904 гг. как разъезд № 47 и первоначально состояло из 5-9 землянок [Ризамыз Сізге бабалар, 2003, с. 84].
На данный период в Алгинском р-не в двух поселках Коммунар и Лохвицкая ставится вопрос об их закрытии, так как здесь проживает только несколько семей и сохранилось в целом виде 4 дома.
В Хобдинском р-не Актюбинской области требовалось выяснить топонимику пяти поселков: Калиновка, Пятигорка, Ропповка (Ропевка), Новосельное, Новонадеждинка. В качестве первого информатора мы опросили председателя Совета ветеранов района Кожабекова Изтургана (1932 г.р.) (XVI). В ходе опроса было выяснено, что Пятигорка с давних пор казахами и называется Бестау по наличию в небольшой округе пяти невысоких холмов. Село Калиновка переименовывают в Бескудук, т.к. вплоть до поднятия целины казахи так и называли эту округу таким названием, вероятнее всего, в той местности существовало такое количество искусственных водных источников в виде колодцев. Земля, на котором располагался поселок Хабаловка местное население именовало Сауқайын. До сих пор под таким названием там сохранилось небольшое озеро. Иногда Хабаловку называли – Қуағаш. Сейчас селу Хабаловка присвоено имя Героя советского союза – К. Білтабан ауылы (родился в с. Ропповка). В Ропповке одним из перых в районе в конце 20-х годов было создана МТС и здесь был создан Хобдинский совхоз, история возникновения – неизвестна. По одной из версии нашего информатора название с. Новонадеждинка пошло от имени жены первого переселенца немца – Надежды, которые жили в этих краях вплоть до 1950-х годов, позднее их насильственно переселили в Пахтаральский р-н Шымкентской области. Современное название данного поселка – Қиыл, так как местность изрезана глубоки оврагами. Историю села Новосельное выяснить нам не удалось, так как в данной местности сейчас никто не проживает.
У другого информатора Бажыраева Есенгелі (XVII) была выяснена история возникновения с. Новоалексадровки, которая сейчас носит название – Өтек батыр ауылы (под таким названием имеется небольшое озеро).
В пос. Жанаталап (бывш. село Астрахановка) нами был опрошен бывший директор средней школы, ныне пенсионер Бірман Ғалымжан Сәлімұлы (XIX), который является внуком Бірман Көшімқұлұлы «ұста-әулие» мастера-строителя из рода табын, под руководством которого в 1850 была построена мечеть в местности Кайнар по заказу, широко известного в Западном Казахстане, Досжан-ишана. В частности, в произведении выдающего акына Кердери Абубакира пишется о Бірман- ұста:

Мұнан соң мешіт салды Қарашынға
Мың сегіз жүз елуінші жылдың шамасында
Тасастау Қайнар деген бір терең сай
Мағұлым Қарашынңын арасында [см. также: Ажигали С.Е., 2002, с. 132]

Ғалымжан Сәлімұлы также подтвердил, что название Пятигорка еще в старые времена именовалось по казахски Бестау, по наличию пяти невысоких холмов, что Калиновка именовалась Бескудук. Названия же Калиновка и Астрахановка получили свое название от русских переселенцев примерно с 1903 года, которые прибыли с округи городов Астрахани и Успеновки. Позже эти поселки местное население так и называло городами (Успен бир кала, Астархан екинши кала). На берегу озера Сабынкол заселились переселенцы с Украины и это место стали позднее называть Украинкой. Позже в 30-е годы на базе этого поселка был создан колхоз и отец нашего информатора Салим был одним из первых вынужден сдать единственную свою лошадь в этот колхоз.
В Мартукском р-не перед нами ставилась задача выснения истории названии следующих поселков: Казанка, Родниковка, Калиновка, Новомихайловка, Горноводск, Вознесеновка, Веренка, Первомайка, Рыбаковка, Степь, Дмитриевка, Покровка, Полтавка, Коминтерн, Линовицкое, Андреевка, Студенческое, Шевченко, Нагорный, Ефремовка, Новодонцы, Чайда, Черемушки, Степановка, Березовка, Новопокровка, Хлебодар, Целинное, Хозауыл, Дальний, Драгомировка.
В 6 км к северо-востоку от пос. Саржар (бывший к/х «Хлебодаровский») расположен древний памятник «Сынтас», предсавляющий собой два каменных столба из местного темно-коричневого песчаника с вкраплниями мелкой и крупой гальки, первоначально врытых в землю. Рядом с ними расположены два размытых каменно-земляных кургана. Эти менгиры, по казахски «сынтасы», являются врытыми в землю крупными каменными столбами и датируются в большинстве эпохой бронзы, стояли плоть до 60-х годов прошлого столетия и были специально завалены во время распашек земли пришлыми трактористами. Эти два менгира и служили названием окружающей местности – Сынтас [Бекназаров Р.А., 2001, с. 184].
Рассмотрим в кратце историю таких памятников в Казахстане. В конце II – начале I тыс. до н. э., в частности, в Центральном Казахстане, в особых формах получила развитие монументальная скульптура, истоки которой, по мнению академика А.Х. Маргулана, лежат в древнем (с эпохи неолита) обычае установки вертикально врытых камней — менгиров [Маргулан А.Х., 1986, с. 276].
Менгиры раннего времени делались очень грубо, представляют собой необработанные глыбы камня вертикальной конфигурации. Со временем намечаются определенные принципы обработки менгиров: им придается либо граненая, либо округлая в сечении форма с полуциркульным завершением. Наконец, получают развитие стилизованно—изобразительные и скульптурные формы, появление которых, видимо, связано с социальными изменениями в обществе той эпохи.
Наиболее раннюю форму стилизации человеческой фигуры представляет собой группа каменных изваяний в горах Итмурынды в Северном Прибалхашье. Лицевая сторона каменных стел совершенно гладкая, портрет на ней условен. Он обозначен в виде овального штриха с условными точками, которыми отмечены места глаз, носа и рта. О высоком развитии в эпоху поздней бронзы антропоморфной монументальной скульптуры среди населения азиатских степей, в том числе, и Казахстана, косвенно свидетельствуют находки т.н. “оленных камней” с реалистической личиной человека в навершии. Один из таких памятников, в Северной Монголии (Агрын-бригада), композиционно очень близок менгирам Казахстана.
Однако, наибольшее развитие в это время получает анималистическая монументальная скульптура. В ее сюжетном ряду превалируют образцы следующих животных: баран, конь, реже – бык, верблюд, а также медведь. Наиболее частое стилизованное изображение барана представляет собой обработанный менгир с заостренным завершением в виде морды барана, иногда намечаются глаза в виде кружков, а также рога. В литературе такие памятники получили название “бараньи камни”. Весьма характерны также менгиры, как правило, очень высокие (до 4 м), оформленные в верхней части в виде условно показанной головы коня с тонкой шеей.
Совершенно оригинальное произведение камнерезного искусства представляет реалистическая скульптура медведя, находящаяся в горах Бугулы Центрального Казахстана. Удачно использовав естественную форму глыбы камня, первобытный скульптор придал ей характерные черты животного: мощный экстерьер, могучий хребет, огромная гривистая шея, голова с навостренными ушами.
В скифо-сакское время продолжала развиваться монументальная скульптура. К сожалению, в пределах Казахстана эта форма искусства ранних кочевников исследована неравномерно. Только в последние (1990-е) годы получены интересные результаты исследования на Мангышлаке и Устюрте на раскопках культового комплекса Дыкылтас и святилищ Байте I, Байте III, Карамунке и Терен.
Культовый комплекс Дыкылтас, помимо оригинальных находок в курганах, интересен для нас своими каменными стелами (их на комплексе более 10, но целых сохранилось только две). Стелы располагались к югу и северо-востоку от главного погребального сооружения на расстоянии от 10 до 1100 м. Они высотой более 2 м и представляют собой плоскую плиту, лицевой частью которой в большинстве служит узкая грань. Верхняя часть стел в основном скошена и на некоторых экземплярах напоминает морду животного. На двух экземплярах выбиты горизонтальные разделители-ложбинки, делящие памятник на обособленные пояса. На целой сохранившейся стеле гравировкой в верхней части нанесены два полукольца. В целом на стелах Дыкылтаса изображения неантропоморфные, однако, “соответствуют стандартной иконографической схеме евразийских оленных камней и “киммерийских” стел, отличаясь почти полным отсутствием гравированных изображений” [Самашев З.С., Ольховский В.С., Веселовская Е.В., Жетибаев Ж.М., 1997, с. 107]. Стелы комплекса Дыкылтас датируются в пределах V–II вв. до н.э.
Осмелимся предположить, что наши «Хлебодаровские» менгиры можно отнести согласно внешним данным, стилю проработки промежуточному варианту, распространенному между памятниками Центрального Казахстана и Устюрта, т.е. началу I тысячелетия до н.э. Хотелось бы отметить, что менгиры когда-то были широко распространены в этой зоне степи, например, в 2006 г. нами были обмерены около 6 каменных столбов на территории Хромтауского р-на Актюбинской области [Бекназаров Р.А., 2006.].
В архивах об истории Хлебодаровки сохранилась запись, что наряду с хуторами на территории Актюбинского уезда образовывались и сельские общества. Так, 20 ноября 1916 г. крестьяне Георгиевской волости образовали самостоятельное сельское общество «Хлебодаровка», где проживало 22 семьи [История Актюбинской области, 2007, с. 233].
На происхождение названия пос. Вознесеновка, по мнению мартукского краеведа и журналиста Аниськовой Елены Брониславовны (XХ, XХI), имеется две версии. Первое, что оно произошло от религиозного праздника «Вознесения» и другое, что первые переселенцы были родом из губернии Вознесеновка. Последня версия дополняется следующей информацией: «Сначало село называлось как «Удачное», потому что удачно поселились и выиграли бой с казахами-баями. Они не хотели отдавать богатые земли русским и оказывали сопротивление. Забивали родники и источники воды. Был сильный родник на нижней усадьбе. Его забивали кошмами (здесь подразумеваются казахи – Б.Р.). Еще назывался «Удачным», потому что хорошая местность, луга, природная почва, родники, озера. Казахи называли родники «Ак-кудук» – «Белый колодец» (выделено нами – Б.Р.). Через село проходил караванный путь из Средней Азии в г. Оренбург… Отсюда сохранилось название площади в селе – караванный» [Аниськова Е.Б., 2006, с.1]. Как мы видим, казахское название этой местности было «Аккудук» и первая часть слова здесь «ак» подразумевает не цвет воды, а ее происхождение как текущей воды, т.е как «проточной», «стекающей» [см., например: Якубова К.А., 1993, с. 49]. Отметим также, что данное село получило свое название с 1904 г. с периода заселения его украинцами с 14 губернии Украины.
Название же пос. Андреевка получило свое начало с имени первого переселенца-крестьянина, украинца Сень Андрея, прибывшего в эти края в 1907 году (XХ).
Село Родниковка также получило свое название со дня переселения первых крестьян с Украины в 1902, потому что здесь было множество выходов родников (XХ, XХII). Казахское же название этой местности испокон веков – Карабулак, где первая часть слова «кара» также не подразумевает цвет воды, а ее происхождение за счет подпитки подземными водами [см., например: Якубова К.А., 1993, с. 49]. Следует отметить, что эта округа, изобилующая родниками и богатым травостоем, была заселена людьми еще с конца эпохи бронзы и интенсивно, на наш взгляд, осваивалась в средневековый период истории предков казахов. Например, тому доказательством служит комплекс Торткуль (Төрткіл) в 2 км на северо-запад от современного поселка, состоящий из нескольких оплывших курганов и подквадратного в плане городища (110 х 110 м) со входом (въездом) в него с южной стороны (рис. 9). Стены городища сохранились в виде земляного вала, окруженного снаружи по периметру рвом, дно которого густо заросло травой (осокой) и кустарником, также как и внутренняя часть городища, но в меньшей степени. По всей видимости, данный памятник является характерным примером средневековых городищ-убежищ скотоводов, распространенных в степной зоне Казахстана [Бекназаров Р.А., 2001, С. 187]. О таком же городище приводит данные И.А. Кастанье, ссылаясь на сообщение С.П. Баннова, «находящихся в дачах № 5 аула Каратугайской волости Актюбинского уезда, от г. Актюбинска на север в 40 верстах, от русского поселка Каракудук в 3-5 верстах. Городище четырехугольное, размерами 15 х 15 с., окружено валом вышиной до 1 ½ с. и наружным рвом до 2-3 арш. глубиной» [Кастанье И.А., 1910, с. 58].
В архивных же данных отмечается, что крестьяне-переселенцы Саратовской губернии в 1904 г. образовали поселок Родниковка, где проживало к этому времени уже 689 чел. [История Актюбинской области, 2007, с. 232].
Поселок Хазретовка получило свое название от мусульманского религиозного сана первого основателя – хазрета Нурфаиса Байгарина. По изысканиям местного краеведа Аниськовой Е.Б. «название поселка можно отыскать в журнале «Русский вестник» за 1880 год, где помещена статья о нашем крае под заглавием «О быте киргизов (т.е. казахов – Б.Р.) Тургайской области», в котором автор Б. Юзефович рассказывает о переходе казахов Илецкого уезда от кочевой жизни к оседлой. «Кроме деревянных усадьб, – пишет Б. Юзефович, – имеются в Илецком уезде Актюбинской области пять кирпичных усадеб, расположенных в единственной во всем киргизской деревне. Деревня эта основана хазретом Нурфаисом Байгариым. Он построил у себя три двухэтажных кирпичных дома, мечеть, школу и мельницу». Основатель села некий богач Н. Байгарин носил высокий религиозный сан – Хазрет, что в переводе с арабского означает «праведник». Со всего Илецкого уезда в село на богомолье стекались верующие казахи, они и прозвали эту местность Хазретом» [Аниськова Е.Б., 2006, с.10]. История села Хазретовка является одним из ярких примеров закладки стационарных сел и поселков местными казахами, под руководством высоко образованных на тот период людей, как Н. Байгарин. Вышеуказанный автор, дополняя свое повествование, пишет, что «к нему стали присоединяться и другие киргизы (т.е. казахи – Б.Р.). Из них четверо построили кирпичные дома, шестеро – деревянные усадьбы. Кроме того, двадцать два семейства поселились около него в землянках» [Аниськова Е.Б., 2006, с.10]. По предположению краеведа Е.Б. Аниськовой поселок, очевидно, был заложен в 1875–1876 гг.
Следует подчеркнуть, что в ближайшей округе нами в ходе полевых этнографических исследовании было зафиксировано около 5 развалин и сохранившихся строений мечетей. В частности, в пос. Сынтас (бывшее отделение колхоза «Родниковка») мечеть Ердебай-хазырета, мечеть в пос. Борте, приспособленная в советское время под продуктовый склад. Особо хотелось бы отметить довольно крупный культово-жилищный комплекс Атыолла-хазырета 2-й половины XIX – начала XX вв., находящийся в 10 км к северо-западу от пос. Хазретовка на берегу р. Киялы-Борте. Помимо развалин каменной мечети и некрополя до сих пор видны следы 4-5 жилых и хозяйственных построек для мулл, учеников и обслуживающего персонала комплекса. По словам информаторов, находившаяся при мечети конфессиональная школа (мектеб) функционировала до начала 30-х гг. ХХ в. [Бекназаров Р.А., 2001, с. 187–188]. На наш взгляд, мечеть с. Хазретовка являлась для ближайшей округи Соборной мечетью (Жұма мешіт).
Село Рыбаковка, по опросам информаторов, было основано в 1907/08 гг. переселенцами из центральной России и получило свое название по одной из версии от фамилии основателя села землемера-инженера Рыбакова (XХ), по другой – по изобилии рыбы в окружающих поселок водоемах (XXIII, XXIV). Старое казахское название Рыбаковки было записано со слов информатора Турмагамбетова Бекмухамеда – Қоршан (XXV).
Из числа местного населения хотелось бы отметить содержательную беседу с ветераном ВОВ, бывшим директором совхозов им. Дзержинского (бывший Новомихайловка, ныне с. Байнасай) и Междуреченский (бывшее с. Степановка) – Пчелой Василием Григорьевичем. В частности, им была дана краткая характеристика всех поселков района? Которую мы и приводим ниже.
Итак, по его словам, Новомихайловкой поселок стали называть в период укрупнения мелких колхозов в 1935–1937 гг. Старое казахское название – Байнасай.
Горноводск также был создан также в тот период на месте стока большого количества родников, старое казахское название местности – Бұлақтысай (XXV, XXVI). В этой местности имеется небольшое природное понижение местности, подпитываемое родниками и в котором каждый год собирается талая вода – «көл». В 1941–1942 гг. это озеро высохло и на его дне колхозниками был высажен картофель. Самое сенсационное, по словам В.Г. Пчелы, что население колхоза осенью при распашке картофельного поля собирали вместе с клубнями и живых карасей (!). На следующий год весной озеро опять было заполнено талой водой, которая держится до сих пор!
Новофедоровка имело казахское название – Акмоласай. Предполагается, что здесь было захоронение святого, часть слова «ак» здесь подразумевает не цвет, а состояние святости, сакральной чистоты.
Пос. Казанка основали украинские переселенцы. В советское время данный поселок славился разведением племенного поголовья коров «красностепной породы». Казахское название выяснить не удалось. Этим же направлением хозяйственной деятельности занимались жители пос. Чайда, которое получило свое название от одноименной реки – Чайда. Село Степь получило, якобы, свое название от организации его в голой степи, Студенческое – его организовали в 50-е годы прошлого столетия студенческие отряды при прокладке водоводного канала с р. Бурте в новый садоводческий поселок. Планировалось в последующем высадка плодоносного сада. Два других поселка получили свои названия в начале ХХ в. от имен первых переселенцев с Украины – Степановка (три брата Степановы первыми построили здесь три отдельных глинобитных дома), Ефремовка – от фамилии Ефремова. Датой организации пос. им. Т.Г. Шевченко, бывшего с. Андреевка принято считать 3 февраля 1923 г., когда на общем сходе жителей был принят протокол о принятии такого решения (ХХ). На наш взгляд, имя великого кобзаря Т.Г. Шевченко (1814–1861) было принято в силу преобладания в селе представителей украинской диаспоры, т.к. доподлинно известно, что сам поэт в период ссылки в степи Казахстана проехал более восточнее в Орско-Карабутакском направлении [Жомарт жүрек, 1982].
Поселок Черемушки был организован и назван самим Пчелой Василием Григорьевичем в 1963–1966 гг. В центральной усадьбе были первыми высажены саженцы черемухи и за первых два года построено 40 домов. В этот же период был организован небольшой поселок – Хозауыл, являвшимся подсобным хозяйством Яйсанского совхоза, в котором разводили домашнюю птицу.
Поселок Целинный также был организован в 1954 году первыми строителями целинниками. До этого левый берег р. Илек оставался в принципе неосвоенным, здесь были только животноводческие отгоны. Однако, следует отметить, что данная территория в XIX – начале XX вв. принадлежало пастбищным угодьям казахского рода табын, подразделений мурат и маясар, на что указывают сохранившиеся казахские могилы с великолепными образцами камнерезного искусства – резными кулпытасами.
В Каргалинском р-не Актюбинской области нам ставилась задача выяснения истории топонимики следующих 15 поселков: Анастасьевка, Григорьевка, Преображеновка, Приозерное, Нововеденовка, Айтпайка, Велиховка, Херсон, Александровка, Пертопавловка, Эрзерум, Бородиновка, Первомайская, Степной, Лушниковка. Из них на сегодняшний период были уже переименованы на казахские названия три поселка, а именно, Александровка получило имя аыул им. Шәмші Қалдаяқова, Эрзерум – Сарыбұлақ ауылы, Бородиновка – Қайрақты.
Каргалинский район и особенно поселки близ Каргалинского водохранилища, в частности, село Карабутак (бывший совхоз «30 лет Казахстан») и его округа связаны с жизнью и религиозной деятельностью Нурпейс-хазрета (его еще называли Нурпеке-хазрет), друга и соратника Досжан-ишана. Доподлинно известно, что он примерно в 1875–1876 гг. совершил хадж в Мекку и Медину, построил несколько мечетей, был высокообразованным человеком, распространял идею перехода к оседлой культуре среди казахов этого региона, подготавливал почву для сопротивления русской колонизации. О факте его поездки в хадж нами было отмечено в архиве г. Оренбурга на страницах газеты «Оренбургский листок». «Юнус Ишан (башкир – Б.Р.) из старых поломников, он не успел возвратиться из Константинополя с киргизами и муллой Нурпеис-хозретом, как вторично отправился туда с Досчаном (Досжан-ишан – Б.Р.)… Между прочим, рассказывают, что в прошлом году в Константинополь отправился Ишан Нурпеис-хозрет с пр. И был последним уполномочен, как вакил в Норт с приложением печати к доверенности» [Б-овъ., 1876, с. 3]. Большой заслугой таких просветителей являлось культивирование в кочевой среде навыков земледелия. Безусловно, основным занятием казахов оставалось кочевое скотоводство. Однако, уже к концу XIX в., а особенно в начале XX в. в среде казахов активно распространяется переход к полуоседлости и оселости с изменением вида хозяйствования и расширением земледелия. Чему, на наш взгляд, способствовало и более конкретное закрепление за собой участков территории и земель. «Устремление в земледелие было еще вызвано намерением казахов закрепить за собой удобные земли вместо расхищения другими народами. Можно привести следующие архивные данные в качестве доказательств: «… еще одна причина внимания казахов к оседлости – их опасение возможности насильвенного изъятия земель для переселенцев»» [Батыс Казакстан тарихы, 2006, с. 310].
В научном издании «История Актюбинской области» приводятся архивные данные о том, что «крестьяне Таврической губернии, Мелитопольского уезда, Ахремовской волости, с. Кириллова в числе 629 чел. (87 дворов) образовали хутор Херсонка [История Актюбинской области, 2007, с. 232–233], нынешний пос. Херсон.
История же пос. Косестек связывают с двумя братьями башкирами из рода Естек.
Город Актобе (Актюбинск).
Описываю свой маршрут в сторону Хивы через территорию бассейна р. Илек, в разделе «Несколько дорожников через наши киргизские степи в среднюю Азию и между Бухарой, Коканом, Шехри-Сябзом, Чарджуем, Ташкентом и пр.» русский исследователь М.Н. Галкин приводит следующие данные о данной территории: «р. Илек (на левой стороне против г. Ак-Тюби). На этом переходе переправа через рр. Курайли, а овраг того же названия. Яман-Курайли и устья Джаничке и Сазды. С правой стороны в этом месте в р. Илек впадает р. Якши-Каргала, обильная своими лугами и доставляет хорошие зимовые места для киргиз из средней части Орды» [Несколько дорожников через наши киргизские степи, 1868, с. 307–308].
В «Выдержках из дневника следования в 1858 г., из Оренбурга в Хиву киргизской степью и Аму-Дарьею» все тот же М.Н. Галкин приводится другое описание местности Актобе. «Название Ак-Тюбя значит – белая гора. Она выдается углом, заключая ряд небольших возвышенностей. Данное ей прозвание «Белой» она ведет от находящейся на вершине киргизской могилы, сложенной из белых камней» [Выдержки из дневника следования в 1858 г., 1868, с. 167]. По одной из версии легенд на этом кладбище на вершине Актобе был похоронен батыр Карасай потомок великого Мамая.
«14 мая 1869 г. отряд в составе двух рот Оренбургского казачьего батальона № 4, роты оренбургских казаков, 169 человек губернского батальона и 14 артиллеристов под руководством подполковника Ю.А. Борха прибывают в урочище Ак-Тюбя на место слияния р. Каргала в р. Илек. А через пять дней, т.е. 19 мая под залп артеллерийского орудия в присутствии военного губернатора Тургайской области Л.Ф. Баллюзека была заложена крепость Актюбе» [История Актюбинской области, 2007, с. 215–216]. Безусловно, выбор крепости был очень удачным, преобладание господствующей высоты, наличие в округе хорошей воды, травостоя, дров (кустарники и деревья вдоль берегов двух рек), расположение на трассе караванной дороги из Оренбурга в Казалинск и т.д. Первый год крепость была застроена военными казармами, подвалами для провианта, оружейным помещением, гауптвахтой и обнесена валом с глубоким рвом. И вплоть до середины 70-х годов здесь проживали только военные, лишь с весны 1878 г. в укрепление было разрешено заселяться гражданскому населению. С 1883 г. г. Актюбе становится административным центром Актюбинского уезда. 25 марта 1891 года военное укрепление Ак-тюбе было официально названо городом и переименовано в Актюбинск [История Актюбинской области, 2007, с. 220]. Новый всплеск городской жизни города придало начало строительства железной дороги Оренбург – Ташкент (1901–1904 гг.), при котором помимо простых рабочих были привлечены и силы ссыльных рабочих. Об этом факте, например, можно подчеркнуть из работ И.А. Кастанье. «В первых числах июля я приехал в Актюбинск, который принимает все большие и большие размеры. Масса ссыльных, «Сахалинцы» как их здесь называют, работает над проведением новых улиц и бульваров» [Кастанье И.А., 1909, с. 96]
Таким образом, наши полевые исследования только в Актюбинской области показали, что топонимика Казахстана еще требует себе пристального внимания различных специалистов – историков, филологов, географов, биологов и других – комплексного подхода их в решений этой государственной задачи. И, безусловно, данная цель должна, на наш взгляд, решаться именно в рамках государственной программы «Культурное наследие».

Список информаторов

Алгинский район
I Ғаббасов Т. главный специалист Бескоспинского сельского округа
II Қонжар Әнуарбек Жеңісұлы начальник отдела по контролю социальных вопросов Алгинского районного акимата, историк по образованию
III Гавронский Антон Казимирович пенсионер
IV Картюкова Матрена Ивановна пенсионерка
V Торгамбаев Иван пенсионер
VI Кульжанов Кубатай пенсионер
VII Сармурзин Мырзалы пенсионер
VIII Ишниазов Авраш пенсионер
IX Ярошенко Василий пенсионер
X Якименко Мария пенсионер
XI Ажимовы Кабаш и Натипа пенсионеры
XII Шотаева Зағипа пенсионерка
XIII Құрмансеитов С. И.о. акима Каракобдинского сельского округа
XIV Абдуалиева А.К. аким Карагашского сельского округа
XV Жолдыбаев Көпжан пенсионер, журналист

Хобдинский р-н
XVI Кожабеков Ізтұрған Пенсионер, председатель Совета ветеранов Кобдинского р-на
XVII Бажыраев Есенкелді пенсионер
XVIII Ульянова Г. Главный специалист отдела культуры и развития языков Кобдинского р-на
XIX Бірман Ғалымжан Сәлімұлы пенсионер

Мартукский р-н
XХ Аниськова Елена Брониславовна Краевед, журналист
XХI Сухинская Ирина Николаевна Директор Мартукского районного историко-краеведческого музея
XХII Кулькебаев Талгат Омирбекулы Помощник Акима района по кадровым вопросам
XXIII Шакиров Фарид Мухамедзянович пенсионер, председатель правления ветеранов Мартукского р-на
XXIV Пчела Василий Григорьевич пенсионер
XXV Турмагамбетов Бекмухамед Сапарович пенсионер
XXVI Каспаков Нурслан пенсионер

Список литературы

Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX – XIII вв. Ашхабат, 1969.
Ажигали С.Е. У берегов Прикаспийской истории. Алматы, 2000. – 328 с.
Ажигали С.Е. Архитектура кочевников – феномен истории и культуры Евразии (памятники Арало-Каспийского региона). Алматы, 2002. – 654 с.
Аниськова Е.Б. История Мартукского района, 2006.
Батыс Қазақстан тарихы. Екі томдық. 2 том. Ақтөбе, 2006. – 524 б.
Бекназаров Р.А. Новые данные о памятниках мемориально-культовой архитектуры на севере Арало-Каспия (бассейн р. Илек) // История и культура Арало-Каспия. Сб. статей. Вып. 1./ Под. общ. ред. С. Ажигали. Алматы, 2001. – С. 184-195.
Бекназаров Р.А. Отчет по АктЭЭ-2006 г. по Актюбинской обл. Ч.1, Актобе, 2006. – 104 с.
Б-овъ. Киргизы – паломники // газ. Оренбургский листок, 1876, № 24 от 6 июля. – С. 3
Выдержки из дневника следования в 1858 г., из Оренбурга в Хиву киргизской степью и Аму-Дарьею // М.Н. Галкин Этнографические и исторические материалы по Средней Азии и Оренбургскому краю. СПб., 1868.
Жомарт жүрек: Қазақстан Т.Г. Шевченко творчествосында: Альбом (Құрастырып, сөзін жазған Г.П. Паламарчук, В.Е. Судак). Алматы: Өнер, 1982. – 152 б.
История Актюбинской области. Актобе, 2006. – 698 с.
Кастанье И.А. Отчет … по поездке по Сыр-Дарьинской и Тургайской обл. вдоль Ташкентской железной дороги за 1906 // Известия Оренбургского отдела РГО. Вып. 21, 1909.
Кастанье И.А. Древности киргизской степи и Оренбургского края [Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. XXII]. Оренбург, 1910.
Маргулан А.Х. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1986, Т.1.
Несколько дорожников через наши киргизские степи в среднюю Азию и между Бухарой, Коканом, Шехри-Сябзом, Чарджуем, Ташкентом и пр.// М.Н. Галкин Этнографические и исторические материалы по Средней Азии и Оренбургскому краю. СПб., 1868.
Ризамыз Сізге бабалар, рахмет Сізге ағалар. Алға ауданына 70 жыл. Алға, 2003. – 120 б.
Самашев З.С., Ольховский В.С., Веселовская Е.В., Жетибаев Ж.М. Население Арало-Каспийского региона в Сарматскую эпоху// История исследований культуры Казахстана. Алматы, 1997.
фон-Шульц К.К. Некоторые результаты нивелировочных исследований, произведенных между Оренбургом, Аральским морем и Кара-Тугаем // Зап. РГО. По общей географии. 1882. т. XII. № 3.
Якубова К.А. Основные тенденции развития топонимии Актюбинской области // Записки группы «Структурно-семантический анализ языка». Вып. 1., Актюбинск, 1993. – С. 43-55.

Фотоархив

Увеличить картинку