Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Абжанов Х. Академик Р.Б. Сулейменов – историк культуры, востоковед, организатор науки


Рамазан Бимашевич Сулейменов – казахский историк, исследователь проблем культуры, востоковед, организатор института востоковедения, ныне носящего его имени, первый заведующий отделом истории культуры Казахстана Института истории и этнологии им. Ш.Уалиханова. Он представлял третье поколение национальных ученых-историков ХХ века. Первое поколение исследователей, яркими представителями которого были А.Букейханов, С.Асфендиаров, Т.Рыскулов, Х.Досмухамедов, М.Тынышпаев и другие, уничтожено, как известно, тоталитарным режимом в 1937-1938 годах. Второе поколение профессиональных историков выросло в конце 30-х – середине 40-х годов ХХ века. Оно заявило о себе фундаментальными исследованиями А.Маргулана, Е.Бекмаханова, В.Ф.Шахматова, А.Турсунбаева. Позже пополнилось первостепенными трудами А.Нусупбекова, С.Бейсембаева, Г.Ф.Дахшлейгера, Т.Елеуова, К.Акишева, А.С.Елагина и других. К концу 50-х годов прошлого столетия в историческую науку республики пришли новые молодые силы – Р.Сулейменов, М.Козыбаев, М.Асылбеков, К.Нурпеисов, О.Исмагулов, М.Муканов, Е.Масанов. Именно в годы творческого расцвета ученых-историков третьего поколения национальная историческая наука получила Всесоюзное признание, вышла в свет пятитомная «История Казахской ССР», группа авторов которой была удостоена Государственной премии Казахстана, глубокие исследования по археологии, этнологии, Отечественной истории, историографии и источниковедению стали мощным фактором в формировании общественного сознания населения, заняли видное место на книжных полках мировых библиотек. Не будет преувеличением сказать, что во всех этих достижениях есть немалая заслуга Р.Б.Сулейменова.
Рамазан Бимашевич Сулейменов родился в Акмоле (ныне Астана) 17 февраля 1931 г. Его отец Бимаш еще в дореволюционные годы близко общался с Сакеном Сейфуллиным, состоял в молодежной организации «Жас казах». Мать Р.Б.Сулейменова Мариям апа хотя и не получила в свое время какого-либо образования, была женщиной волевой, прямой, с решительным характером.
У Бимаш и Мариям Сулейменовых родились девять детей: сыновья Нуркен, Султан, Рамазан, Тимур, Совет, дочери Гаухар, Хадиша, Рауза, Бакытжан. Из них двое – Нуркен и Султан – погибли на фронтах Великой Отечественной войны.
Большой, многодетной семье жилось нелегко. Желая чем-то помочь родителям, Рамазан еще в школьные годы начал трудовую биографию. В 1951 г. он стал студентом-заочником философского факультета Казахского государственного университета (ныне Казахский национальный университет им. Аль-Фараби), через год перевелся на очное отделение обучения. На предпоследнем курсе в связи с упразднением философского факультета ему пришлось продолжить учебу на историческом факультете. Физически крепкий, исключительно работоспособный, обаятельный студент Р.Сулейменов всегда был в числе комсомольских активистов и отличников учебы. Имея прекрасную философскую подготовку, он увлекся историей революционных движений, общественно-политической мысли, литературных процессов. В 1954 г. на страницах «Казахстанской правды» и «Ленинской смены» появились краткие рецензии студента Рамазана на книги Г.Мусрепова и Б.Сокпакбаева. Его дипломная работа была посвящена изучению исторических взглядов Г.В.Плеханова. Результаты этого исследования опубликовал главный партийный журнал республики тех лет «Коммунист Казахстана» в год окончания Р.Б.Сулейменовым университета.
После окончания Казахского университета в 1956 году Р.Б.Сулейменов получил рекомендацию для поступления в аспирантуру. Свой шанс он не упустил. 15 октября 1956 года его, как успешно сдавшего экзамены, зачисляют в аспирантуру Института истории, археологии и этнографии. Приказ подписал директор института А.Нусупбеков, утвердил данное решение Президент Академии наук КазССР академик К.И.Сатпаев. Конечно, в те дни молодой аспирант не представлял, что вся его дальнейшая жизнь будет связана с научно-исследовательским институтом, Академией наук. Вообще, 1956 год в жизни Р.Б.Сулейменова занимает особое место: получил университетский диплом с отличием, женился на своей сокурснице-красавице Камбаровой Нуркамал Нигметовне и, наконец, открылись двери в большую науку.
Становление Р.Б.Сулейменова как ученого-историка было скоротечным и непродолжительным. Помимо природного таланта тому способствовал ряд объективных причин. Во-первых, в институте работали такие выдающиеся исследователи, как А.Маргулан, Б.Сулейменов, Г.Дахшлейгер, Х.Алпысбаев. Творческое общение с ними ускорило профессиональный рост Рамазана Бимашевича. Во-вторых, после ХХ съезда КПСС хрущевская «оттепель» освободила научную мысль от догм и канонов сталинизма. В этом плане Р.Б.Сулейменов принадлежит к плеяде «шестидесятников». В-третьих, научным руководителем стал классик мировой литературы Мухтар Ауэзов. Требовательность великого писателя к своим аспирантам и ученикам, его бережно-трепетное отношение к науке и научной истине, безусловно, оказали решающее влияние на формирование человеческих и профессиональных качеств будущего академика.
По совету научного руководителя аспирант Р.Б.Сулейменов работает над кандидатской диссертацией по теме «Культурное строительство в Казахстане в годы второй и третьей пятилеток (1933-1940 гг.)». Это было новое, почти неизученное направление Отечественной историографии. Оно требовало соответсвующих затрат сил и энергии. Аспирант не отступил перед трудностями. Весь 1957 год уходит на освоение методологии и теории научного познания проблемы, на выявление архивных материалов, данных периодической печати изучаемого периода, на подготовку к кандидатским экзаменам. Немало времени заняло и чтение казахских газет и журналов на латинской графике. Самое радостное – появился на свет первенец семьи Сулейменовых – Еркин. Но уже в 1958 году Р.Б.Сулейменов публикует две статьи и две рецензии в журнале «Партийная жизнь Казахстана» и в газете «Казахстанская правда». Одна из них знакомила казахстанцев с замечательным открытием стоянок каменного века археологом Х.Алпысбаевым. Позже именно ею открывалась «Хрестоматия по истории Казахской ССР», составленная Е.Бекмахановым.
Напряженная работа продолжалась и в последнем году учебы в аспирантуре. Ее особенность состояла в том, что теперь статьи молодого исследователя опубликовали академические научные журналы. Р.Б.Сулейменов впервые обращается к научному наследию С.Асфендиарова. Интерес и привязанность к этой проблеме он сохранил всю жизнь, неустанно собирал материалы, переписывался с родными, учениками и соратниками С.Асфендиарова. Однако преждевременная смерть не позволила ему написать монографическое исследование о жизни и творчестве первого историка-марксиста Казахстана.
После окончания аспирантуры в 1959 г. Р.Б.Сулейменов был оставлен в институте младшим научным сотрудником. Он заметно расширяет направления научного поиска. В его статьях поднимаются актуальные проблемы борьбы за грамотность, культурно-просветительной работы среди населения, осуществления культурной революции. Вскоре он заканчивает диссертационное исследование, где на богатейшей информационно-источниковой основе были изучены итоги и уроки организации культурно-идеологической работы, народного образования, науки, литературы и искусства. Самым незабываемым днем стал 20 ноября 1960 г., когда Р.Б.Сулейменов получил отзыв научного руководителя на рукопись диссертации. В нем великий М.Ауэзов писал: «Как в отдельных статьях, так и во всей законченной ныне работе, прежде всего нельзя не заметить серьезную подотовленность и способность автора к самостоятельной и упорной научно-исследовательской работе. Не только обширный, необычный для кандидатских диссертаций, объем работы (в 584 страницах) свидетельствует об итоге проделанной за месяцы, годы работы, но главным образом, содержание труда, методика обобщения собранных данных, надежная эрудиция Сулейменова позволяют сделать первый главный вывод о том, что диссертант вполне подготовленный к научной работе, при том деятельный, продуктивный исследователь.
Автор обнаружил свою широкую осведомленность почти обо всех проблемах, на всех этапах зарождения, становления той или иной области культурного строительства в своей республике.
Посвятив свой труд историческому обзору, освещению таких областей культурного строительства, как: народное образование, культурно-политическое просвещение трудящихся масс в Республике, развитие высшего образования и науки, и развитие литературы и исскуства, т. Сулейменов в каждом отдельном случае широко, подробно освещая факты, одновременно раскрывает и множество препятствий, затруднений, противоречий на пути культурного строительства в Казахстане. Он обсуждает пути и проблемы развития многих отдельных отраслей культурного строительства, как исследователь, заинтересованный строитель и критически мыслящий ценитель важнейших явлений культуры в своей республике.
В целом настоящая диссертационная работа т. Сулейменова, отражающая длительные, разносторонние и широкие пути культурного строительства в Казахстане за две пятилетки, с полным правом может быть использована при составлении истории советской культуры в республике, поэтому вполне заслуживает представления ее как основание к защите диссертации на степень кандидата исторических наук».
Защита кандидатской диссертации состоялась в 1961 году. К этому времени Р.Б.Сулейменов получил признание не только как сложившийся научный работник, но и представлял собой весьма перспективного и плодотворного ученого. Участие в написании коллективной монографии «Развитие социалистической культуры в союзных республиках», изданной в Москве (1962 г.), и академического издания «Истории Казахской ССР. Эпоха социализма» (1963 г.) окончательно выдвинуло его в число ведущих ученых-историков Казахстана.
В середине 60-х годов Р.Б.Сулейменов совершил прорыв в научном познании советского опыта строительства социалистической культуры Казахстана. В 1965 году он выступает с докладом «Некоторые вопросы культурной революции в Казахстане» на Всесоюзной сессии Научного совета по истории СССР, поразившим участников новыми теоретико-методологическими обобщениями, концептуальным переосмыслением этапов культурных преобразований, смелой защитой «буржуазных националистов». Некоторые исследователи, заявил Р.Б.Сулейменов, «несправедливо приписали идею «кочующих», передвижных, краткосрочных школ буржаузным националистам, так как их платформа в этой области предусматривала создание пятилетней начальной школы обычного типа». Сегодня нам однозначно известно имя автора идеи пятилетней начальной школы, это – Ахмет Байтурсынов. Уважение к «буржуазным националистам» формировалось, по всей вероятности, под влиянием бывшего «алашордынца» М.Ауэзова. Оно нашло в конце концов и практическое применение. В условиях горбачевской перестройки Р.Б.Сулейменов, уже будучи директором института истории, археологии и этнографии им. Ш.Уалиханова и академиком-секретарем Отделения общественных наук АН Каз ССР, активно участвовал в реабилитации Ш.Кудайбердыулы, М.Жумабаева, Ж.Аймауытова, М.Дулатова, А.Байтурсынова, много труда вложил делу присвоения имени С.Асфендиарова Алматинскому государственному медицинскому институту.
На московской сессии 1965 года Р.Б.Сулейменова заметил крупный советский историк-теоретик М.П.Ким, в будущем академик АН СССР. Окрыленный творческим успехом и знакомством с М.П.Кимом, Рамазан Бимашевич с еще большим упорством продолжает изучение истории культуры и ее теоретико-методологических проблем. Каждый год издает либо коллективную монографию, либо индивидуальную («Очерки истории социалистического строительства в Казахстане в 1933-1940 гг.», «Культура и быт казахского колхозного аула», «Социалистический путь культурного прогресса отсталых народов», «Плоды великого содружества», «Темирбек Жургенов», «КПСС во главе культурной революции в СССР»). Итогом и венцом всех этих исследований стали защита докторской диссертации в 1972 году и выход в свет в том же году фундаментального труда «Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане». На тот период монография олицетворяла уровень исторической научной мысли в республике. Ее новизна и вклад в национальную и советскую историографию высоко оценивались в многочисленных рецензиях московских, ленинградских, новосибирских, свердловских, алматинских ученых. Вот наиболее характерные высказывания. Из Новосибирска Ю.Г.Марченко и В.Л.Соскин утверждали: «Рамазан Бимашевич Сулейменов – известный казахский историк. Скажем сразу, изданный им труд по значению выходит за местные рамки. Его теоретическое и практическое значение несомненно и широко. В данном случае мы имеем дело с книгой, в которой опыт культурной революции в крупнейшей республике Советского Востока проанализирован столь основательно, что это не может не вызвать интерес не только у нас, но и за рубежом. Р.Б.Сулейменов высказывает аргументированные возражения тем из своих предшественников, кто неправильно оценивал роль ряда дореволюционных деятелей культуры Казахстана». Казахстанские ученые С.Бейсембаев и В.Я.Басин своеобразие и преимущество исследования видели в следущем: «В отличие от многих работ на подобную тему в монографии Р.Б.Сулейменова нет традиционных глав о народном образовании, литературе и искусстве, науке и культурно-просветительных учреждениях. Автор стремится найти и, как нам кажется, находит свой, «исторический аспект» исследования современной культуры. Его главная цель – вскрыть и показать исторические тенденции, основные социальные факторы и условия формирования новой культуры».
Творческий успех увенчался заслуженной славой. В 1973 году Р.Б.Сулейменову присуждается первая премия им. Ш.Уалиханова АН Каз ССР. В 1974 г. утверждается заведующим созданного им же отделом истории культуры советского Казахстана. Однако вершины научного Олимпа были впереди.
В 70-годы Р.Б.Сулейменов дополнил и расширил научные поиски по исторической культурологии. Они нашли отражение в его книге «Общность культуры развитого социализма» (1976 г.), статьях для Казахской Советской энциклопедии, Азербайджанской Советской энциклопедии, рецензиях. Первые аспиранты, успешно защитив диссертации, получили диплом кандидата наук. Отдел истории культуры пользовался поддержкой и вниманием М.П.Кима, С.А.Федюкина (Москва), В.А.Ежова (Ленинград), С.Даниярова (Фрунзе) и других. Теперь Р.Б.Сулейменов был не только историком культуры, но и стал признанным лидером историков культуры. Но настоящий перелом наступил в 1979 году: во-первых, он назначается руководителем отдела востоковедения, воссозданного после долгого перерыва в структуре института истории, археологии и этнографии им. Ш.Уалиханова, во-вторых, избирается членом-корреспондентом АН КазССР. Новая должность и высокий научный статус открыли следующий этап жизни и деятельности этого одаренного человека.
На рубеже 70-80-х годов востоковедные исследования в Казахстане велись незначительными силами. В структуре высших учебных заведений факультетов востоковедения вовсе не было. Рамазан Бимашевич, хорошо зная, что судьбы науки решаются неординарно мыслящими учеными, искал и находил молодых и перспективных востоковедов. Среди них были выпускники востоковедных школ Москвы, Ленинграда, Ташкента, Душанбе, даже Владивостока. Ему удалось наладить деловые и дружеские отношения с директором института востоковедения АН СССР академиком Е.М.Примаковым, его заместителем членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Кимом, директором института Дальнего Востока АН СССР членом-корреспондентом АН СССР М.И.Сладковским, крупными востоковедами Союза ССР Б.П.Гуревичем, Е.П.Челышевым, В.С.Мясниковым и многими другими. Во всех начинаниях его поддерживало руководство АН КазССР и института истории, археологии и этнографии им. Ш.Уалиханова. Постепенно работа отдела востоковедения пошла по восходящей: регулярными стало обеспечение специальными журналами и литературой, решился вопрос с допуском в закрытые фонды архивов, в частности, архива внешней политики России, один за другим молодые востоковеды проходили стажировку, направлялись в аспирантуру московских, ленинградских вузов и НИИ. Успешно закончились археографические экспедиции в Душанбе, Москву, Казань, Тюмень, Тобольск, в ходе которых были обнаружены ранее неизвестные документы и материалы о хане Абылае, его внуке Губайдулле Уалиханове, сосланном царской администрацией в Березов, сведения о памятнике Козы-Корпеш – Баян сулу. Крупным итогом востоковедных исследований, осуществленных под руководством Р.Б.Сулейменова, по сей день остается издание документальных сборников «Международные отношения в Центральной Азии ХҮІІ-ХҮІІІ вв.» в двух томах в Москве и «Цинская империя и Казахские ханства. Вторая половина ХҮІІІ – первая треть ХІХ вв.» в двух частях в Алматы (1989 г.). Самое главное – сложилась казахстанская школа востоковедов. В разные годы докторами наук стали сотрудники отдела М.Абусеитова, Ж.Жаппасбаева, В.Моисеев, К.Сыроежкин, К.Хафизова.
Волею судьбы возглавив востоковедное направление казахстанской исторической науки, Рамазан Бимашевич сам написал ряд оригинальных работ. По просьбе редакции всесоюзного журнала «Народы Азии и Африки» он совместно с В.А.Моисеевым подготовил статью «Востоковедение в Казахской ССР», опубликованной в 1982 г. В ней определены состояние и результаты востоковедных исследований за период 1972-1982 годов. Позже, в 1989 году, расширенный и дополненный вариант статьи вошел в сборник «Востоковедные центры в СССР» Института востоковедения АН СССР. В 1983 году, участвуя в работе Всесоюзной конференции китаеведов, доложил результаты, перспективы и задачи китаеведческих исследований в Казахстане.
Однако 1983 год оказался для ученых-историков Казахстана нелегким: скропостижно скончались директор института истории, археологии и этнографии им. Ш.Уалиханова, академик АН КазССР А.Нусупбеков и его заместитель, член-корреспондент АН КазССР Г.Ф.Дахшлейгер. В одночасье центр исторической научной мысли республики оказался в затруднительном положении. После долгого раздумья руководство республиканской академии наук назначает Р.Б.Сулейменова заместителем вновь назначенного директора института. Через несколько месяцев, но уже в 1984 году, он становится исполняющим обязанности директора, в 1985 году утверждается директором института. К этому моменту в стране набирала обороты перестройка, гласность и демократизация общества.
Изменившаяся общественно-политическая ситуация потребовала от директора инновационных подходов и решений по управлению знаменитым коллективом, обьединяющим более 150 сотрудников, в том числе 42 младших научных сотрудников, 84 научных сотрудников, 29 старших научных сотрудников, 10 докторов наук и 36 кандидатов наук. Рамазан Бимашевич первым делом инициировал структурное преобразование института. Открыл новые отделы, политизированные названия отделов (отдел истории социалистического строительства, отдел истории коммунистического строительства) заменил конкретно-историческими (отдел истории индустриального развития и рабочего класса Казахстана, отдел истории крестьянства и сельского хозяйства), отдавал предпочтение формированию творческой атмосферы в коллективе, его ближайщими помощниками стали молодые кандидаты наук Н.Алимбай, М.Абусеитова, Т.Бейсембиев, Н.Масанов и другие.
Испытанием организаторских качеств Р.Б.Сулейменова явились подготовка и проведение 150 летнего юбилея Ш.Уалиханова в международном, всесоюзном и республиканском масштабе. Только для оперативного обеспечения международной научной конференции под эгидой ЮНЕСКО в институте создали рабочую группу из 30 человек. Параллельно осуществлялось издание пятитомника Ш.Уалиханова, шла подготовка конференций, «круглого стола» в Москве, Алматы. Еще ему надо было писать статьи, доклады. По неполным данным лишь в 1985 Р.Б.Сулейменовым написано не менее 10 научных и научно-популярных работ о Ш.Уалиханове, его жизни, научном подвиге, творческом наследии, в том числе книга «Чокан Валиханов – востоковед» в соавторстве с В.А.Моисеевым. Впрочем, известный востоковед академик Е.П.Челышев в своем письме Президенту АН КазССР У.М.Султангазину особо подчеркнул, что он среди книг Р.Б.Сулейменова высоко ценит исследование «Чокан Валиханов – востоковед», посвященное истории и культуре средневекового Казахстана.
1986 год принес новые проблемы, обязанности и заботы. На Рамазана Бимашевича возлагается исполнение обязанности академика-секретаря Отделения общественных наук АН КазССР, его утверждают председателем специализированного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальности «история СССР» при руководимом им институте. В конце года происходили потрясшие весь СССР алматинские события, расколовшие национальную интеллигенцию на две большие группы – на молчаливых сторонников и на ярых критиков участников декабрьского выступления. Раскол в среде национальной научной интеллигенции отчетливо проявился на республиканской научно-практической конференции «Ленинские принципы национальной политики КПСС и актуальные задачи интернационального воспитания», состоявшейся 11 апреля 1987 года в доме ученых АН КазССР. Когда часть участников безжалостно бичевала в своих выступлениях деятелей Алаш Орды А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Тынышпаева, Х.Досмухамедова, искала следы национализма в произведениях Х.Адибаева, Д.Досжанова, А.Кодарова, Б.Канапьянова, в публикациях журналов «Білім және еңбек», «Жұлдыз», доклад Р.Б.Сулейменова отличался теоретической направленностью и глубоким историзмом. Мимоходом упомянув неравномерное распространение русского языка среди коренных национальностей союзных республик, бессистемность, неорганизованность и разрозненность действий различных идеологических, научных и учебных учреждений и заведений в патриотическом и интернациональном воспитании трудящихся, он значительное внимание уделил анализу взаимозависимости и особенностей национальных культур. «Народ, который представляет тот или иной художник, может быть малым, а вклад, вносимый его представителем, значительным и весомым, – утверждал Р.Б.Сулейменов. – Ни история, ни современные этнические процессы не дают нам каких-либо убедительных данных об отмирании наций, их угасании». Свою позицию он выразил словами научного руководителя и учителя: «Мы цитируем нашего классика М.Ауэзова, – говорил Рамазан Бимашевич,- который писал,что «во многие литературы Советского Востока вошли именно благодаря духовному общению такие новые жанры, как проза, драма, вошли благодаря освоению реалистических традиций литератур передовых народов мира».
Таким образом, юбилей Ш.Уалиханова вычленил социально-профессиональные качества Р.Б.Сулейменова, декабрь 1986 года – нравственно-этические свойства личности. Оба экзамена он выдержал блестяще.
Последующие годы жизни были наполнены не менее содержательными событиями, переменами, научными поисками и открытиями. Избирается членом Президиума АН КазССР, членом научного совета Отделения истории Академии наук СССР, утверждается главным редактором журнала «Известия Академии наук Казахской ССР. Серия общественных наук». Оставив пост директора института целиком переходит на должность академика-секретаря Отделения общественных наук АН КазССР. В 1989 году избирается в действительные члены АН КазССР. Выборная кампания, объявленная весной, продолжалась до середины лета. Она показала высокий авторитет Р.Б.Сулейменова в научной среде СССР. Его кандидатуру поддержали академики М.П.Ким, С.Л.Тихвинский, Ю.В.Бромлей, Е.П.Челышев, Б.Б.Пиотровский, А.П.Деревянко, член-корреспондент АН СССР В.А.Куманев, академики союзных республик Э.Юсупов (Узбекистан), В.П.Шерстобитов (Киргизия), З.М.Буниятов (Азербайджан), Р.Масов (Таджикистан), Н.Атамамедов (Туркменистан). В отзыве директора Эрмитажа Б.Б.Пиотровского есть такие строки: «Р.Б.Сулейменв мне известен как ученый, занимающийся научно-организационной деятельностью по пропаганде культурного наследия казахского народа. Он мне известен как автор труда о Чокане Валиханове, получившем высокую оценку». Таким образом, понадобилось 30 лет, чтобы пройти путь от аспиранта до высшего академического звания.
Покорив Олимп науки, Р.Б.Сулейменов активно занимался совершенствованием структуры институтов и координацией их научно-исследовательской деятельности. При непосредственном участии Р.Б.Сулейменова в составе института истории, археологии и этнографии создается Археологический центр, в институте философии и права – центр изучения национальных и межнациональных отношений, в институте экономики – социологический центр, в институте литературы и искусства – рукописный центр. В конце 80-х годов интеллектуальный потенциал Отделения общественных наук составляло около 700 человек, из них 61 доктор наук и 196 кандидатов наук. Рамазан Бимашевич приложил максимум усилий, чтобы эффективно использовать этот потенциал. Принимались конкретные меры. Так, сроки выполнения плановых тем сокращались до 2-3 лет, ужесточился контроль за подготовкой аспирантов и докторантов, ибо старение научных кадров стало острой проблемой, систематический характер приняла организация диспутов, «круглых столов», координационных совещаниий, дискуссий. Ликвидировалось мелкотемье и дублирование. Все это привело к разработке Концепции развития общественных наук, которая была опубликована в «Казахстанской правде» 21 апреля 1990 года. Р.Б.Сулейменов и его единомышленники не раз поднимали вопрос об организации факультета востоковедения в КазГУ, институтов археологии, востоковедения, демографии, политологии в АН КазССР.
Занимая высокие посты в системе науки, он не раз выезжал в зарубежные страны, где одновременно изучал передовой опыт организации научной работы и достойно представлял национальную элиту. Так, во время пребывания в США как участник международного симпозиума «Экология и империя» он доложил идеи Ш.Уалиханова о кочевых народах Центральной Азии. Результативными были поездки в Японию, КНДР, Китай, Швецию.
Богатейший опыт и знания свои шедро передавал студенческой и научной молодежи. Почти 20 лет работал по совместительству в Казахском государственном университете. Под его научным руководством защищены 3 докторские, около 30 кандидатские диссертации.
Напряженная научно-организаторская и педагогическая деятельность не помешала Р.Б.Сулейменову оставаться творцом новых идей и трудов. Вошел в состав редколлегии и был одним из соавторов 5 тома «Истории Казахской ССР». Всего им опубликовано в течение 80-х годов более 100 книг, статей, рецензий – примерно одна треть научного наследия. Среди них особое место занимает монография «Из истории Казахстана ХҮІІІ века», опубликованная в 1988 году. Дело в том, что она раскрывает хронику и динамику внутренней и внешней политики хана Абылая. К моменту издания книги великий казахский правитель ХҮІІІ века еще не «вписывался» в политику и идеологию КПСС, отношение официальной власти Центра к личности Абылая оставалось то резко отрицательным, то сдержанно холодным. Это – во-первых, Во-вторых, в отечественной историографии проблема и судьба Абылая в последний раз специально изучались, как ни парадоксально, Шоканом Уалихановым. Об этом сам Рамазан Бимашевич писал так: «за исключением одной небольшой заметки Ч.Валиханова «Аблай», опубликованной еще в начале 60-х гг. прошлого столетия, и нескольких популярных брошюр, до сих пор нет ни одной научной работы, посвященной этому государственному деятелю, анализу его внутренней и внешней политики». Попросту говоря, историографию игнорирования, недооценки, искажения роли хана Абылая в казахской истории впервые преодолел мужественный исследователь Р.Б.Сулейменов.
Провозглашение государственной независимости Республики Казахстан академик Р.Б.Сулейменов встретил в расцвете творческих сил. Он был полон идей и замыслов. Намеревался закончить начатые исследования по историографии культурной революции в Казахстане, о формировании и судьбах казахской национальной интеллигенции, расширить востоковедные исследования. 13 февраля 1992 года добился создания центра востоковедения, первым директором которого стал он сам. Начался обычный, на первый взгляд скучный процесс собирания научных сил, определение путей движения вперед. Никто не предполагал, что у академика остались считанные дни. Тяжелая болезнь подкралась незаметно. 23 марта 1992 года перестало биться сердце замечательного историка культуры, востоковеда, организатора науки Р.Б.Сулейменова.
Дело жизни академика продолжается. В 1994 году центр востоковедения был преобразован в научно-исследовательский институт востоковедения, в 1996 году решением правительства институту присвоено имя Рамазана Бимашевича Сулейменова. Сегодня институт востоковедения известен в республике и за ее пределами крупными учеными и фундаментальными исследованиями.

Автобиография

Я, Сулейменов Рамазан Бимашевич, родился в семье советского служащего 17 февраля 1931г. в городе Акмолинске, ныне Целиноград. Отец мой – выходец из батрацкой семьи состоял в революционной организации «Жас Казах», с первых дней победы Октября работал в ревкоме, в органах ВЧК и губрозыска, был на советской, партийной и административно-хозяйственной работе, скончался в 1952 г. Мать – Сулейменова Мариям – неграмотная, домохозяйка-иждивенка. Рос я в многодетной семье, двое моих старших братьев – Нуркен и Султан ушли добровольцами на фронт и погибли в боях с гитлеровскими захватчиками. Оставшиеся в живых сестры и брат получили высшее образование, трудятся в различных организациях республики. Моя трудовая деятельность началась в 1948 г. после окончания восьми классов школы. Был разнорабочим, лаборантом Института кормов и пастбищ, с февраля 1950 г. по август 1952 г. являлся младшим и старшим научным сотрудником Архивного Управления при Совете Министров Каз ССР. Без отрыва от производства учился: окончил среднюю школу и первый курс философского факультета КазГУ, с сентября 1952 г. – на стационарном отделении этого факультета. Но удалось завершить лишь третий его курс, ибо он был упразднен и я вместе со всем курсом был переведен на исторический факультет, который окончил с отличием в 1956 г.
В комсомол вступил в 1946 г. в школе, с большой охотой окунулся в комсомольскую общественную жизнь: избирался секретарем комсомольских организаций учреждения и ІІ курса на философском факультете, членом комитета комсомола КазГУ, редактировал стенную газету, являлся внештатным лектором ЦК ЛКСМ Казахстана и т. д. Комсомол университета рекомендовал меня кандидатом в члены КПСС. В члены КПСС я был принят уже в аспирантские годы, в июне 1957 г. Аспирантуру я проходил в Институте истории, археологии и этнографии АН КазССР, где под руководством писателя-академика М.О.Ауэзова написал и защитил кандидатскую диссертацию «Культурное строительство в Казахстане в годы второй и третьей пятилеток (1933-1940 гг.)». С 1959 г. и по настоящее время работаю в этом же институте младшим, а с 1961 г. старшим научным сотрудником. За это время мной подготовлено и опубликовано более 80 научных трудов, среди них ряд обобщающих и монографических исследований. В 1972 г. в Ученом Совете Института истории СССР Академии наук СССР (Москва) защитил диссертацию на сосикание ученой степени доктора исторических наук. Она явилась итогом длительного исследования в одном из наименее разработанных направлений истории Казахстана. В том же году это исследование было опубликовано издательством «Наука» Каз ССР под названием «Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане (Исторический опыт развития социалистической культуры народов, миновавших капитализм)». Книга с одобрением встречена научной общественностью, а 30 ноября 1973 г. Президиум Академии наук Казахской ССР присудил мне за нее первую премию имени Ч.Ч.Валиханова. Результаты своих научных изысканий я докладывал на международных научных сессиях, симпозиумах и конференциях. Участвую в общественной жизни коллектива: избирался членом партийного бюро, месткома института, являлся пропагандистом, внештатным инструктором Фрунзенского РК КП Казахстана, ряд лет работаю заместителем руководителя методологического семинара.
Партийных и административных взысканий не имею. В 1970 г. награжден медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина». Дирекция института за хорошие показатели в научной работе неоднократно премировала меня и объявляла благодарность.
Семейное положение: женат на Камбаровой Н.Н., имею двух детей (сына Еркина – студент КазГУ, дочь Лейлу – трех лет). Жена-член КПСС, кандидат философских наук, доцент КазПИ. В семье и среди родственников за границей никто не проживает, осужденных не имеется.
8 октября 1974 г.

Р Е Ч Ь
Р.Б. Сулейменова на могиле А.Х.Маргулана 16 января 1985 г.

Дорогие товарищи! Мы провожаем в последний путь нашего замечательного титана, подвижника науки, уникального эрудита, выдающегося исследователя истории и культуры казахского народа, одного из основоположников и учредителей Академии наук республики, с которым нам посчастливилось многие годы вместе работать, испытывать на себе благодатное влияние его творчески богатой натуры, высокого благородства души и чистейших помыслов, всецело отданных любимому делу.
С академиком Алькеем Хакановичем Маргуланом уходит в небытие огромный опыт беспрерывной и разносторонней научной деятельности, феноменальная память, заключившая в себе кладезь не только исторических, археологических, этнографических, литературоведческих, искусствоведческих и прочих знаний, но и ярчайших воспоминаний о необыкновенных людях науки, культуры и просвещения прошлого, с которыми он дружил, сотрудничал, неоднократно встречался.
Алькей Хаканович, как и великий его друг Мухтар Омарханович Ауэзов, так же мог бы себя назвать «человеком-справкой», шагнувшим в социализм из азиатского средневековья, через ряд общественных ступеней и формаций. Он родился в мае 1904 г. в семье кочевника-скотовода. Дореволюционное образование юного Алькея ограничивалось аульным мектебом муллы и трехклассной русской школой. Но новый строй открыл широкий путь одаренным и жаждущим знаний людям из народа. Молодой аульный мугалим в 1921 г. был направлен на учебу в педагогический техникум Семипалатинска. Здесь он встретил человека, чьи дружба и советы сыграли поистине благодатную роль в духовном развитии будущего ученого. Кстати, о своем друге М.О.Ауэзове, по совету которого А.Х.Маргулан поехал учиться в ЛГУ, он не мог говорить и писать без волнения.
Ленинград стал на многие годы колыбелью Алькея-ученого. Вначале студент филологического факультета Восточного Института, затем после небольшого перерыва аспирант Академии истории материальной культуры, преподаватель той самой «альма-матер», где он был студентом. Затем Москва, Институт истории материальной культуры. В 1938 г. по решению правительства Казахстанская база АН СССР преобразуется в ее филиал и Алькей Хаканович приглашается в нем работать. С тех пор ученый уже на всю жизнь не порывал своих связей с Казахстаном, отдавал своей республике и народу все свои знания и силы, до последнего дыхания увлеченно и страстно исследовал историю, быт, культуру, богатые духовные традиции прошлого, обычаи, обряды, памятники материальной и духовной культуры, деятельность порой уже забытых ученых, поэтов, просветителей, внесших в свое время весомый вклад в развитие края.
Показательно, что уже его кандидатская и докторская диссертаций были подлинными откровениями в науке, новаторскими работами, в которых впервые ставились и решались такие проблемы, как древнекыпчакские письменные памятники, возникновение и развитие эпических сказаний казахов, ученик В.В.Бартольда, С.Ф.Ольденбурга, И.Ю.Крачковского, коллега, соратник и друг С.И.Руденко, А.П.Окладникова и других выдающихся советских ученых А.Х.Маргулан явился основоположником археологической и этнографической науки в Казахстане. С 20-х и вплоть до конца 50-х годов ученый во главе экспедиций неутомимо исходил и исколесил буквально всю обширную территорию Казахстан.
В результате он внес огромный вклад в изучение городских цивилизаций Южного Казахстана, впервые дав их глубокий и всесторонний анализ. Им были обнаружены и основательно изучены древние городские культуры в бассейнах рек Сырдарьи, Таласа и Чу. В течение более чем 30 лет под руководством А.Х.Маргулана на территории Центрального Казахстан велись неустанные археологические изыскания древних культур эпохи бронзы и ранних кочевников. Его исследованиями было установлено, что уже в эпоху бронзы Центральный Казахстан являлся крупнейшим очагом цивилизации, одним из важнейших центров древнего скотоводства и металлургии. А.Х.Маргуланом были выявлены и впервые введены в научный оборот, систематически изучены и проанализированы сотни памятников различных археологических культур. Заслуга, однако, не только в том, что он по праву считается одним из зачинателей археологической науки в нашей республике. Достоинство поисков и открытий ученого в том, что он убедительно опроверг соими трудами европоцентрисские измышления о бесплодности народов Казахстана и Средней Азии в смысле культуры. Сложившемуся еще в 20-30-х годах типу многоплановой научной деятельности, так необходимому в условиях нехватки кадров ученых, А.Х.Маргулан остался верен до конца жизни. Поражает разнообразие его интересов, направлений творчества. Так, кроме археологии исследования А.Х.Маргулана внесли огромный вклад в развитие этнографической науки. Им глубоко изучались этническая история Казахстана, прикладное искусство казахского народа, история средневековой архитектуры. Почти 30 лет своей жизни он посвятил и изучению научного наследия выдающегося казахского ученого Ч.Ч.Валиханова. Под его руководством было осуществлено издание «Избранных трудов», пятитомное «Собрание сочинений» Ч.Ч.Валиханова, печатается уже второе издание трудов ученого.
А.Х.Маргулану принадлежит более 300 научных и научно-популярных трудов, среди которых фундаментальные монографии: «Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана» (1950 г.), «Архитектура Казахстана» (1959 г.), «Древняя культура Центрального Казахстана» (1966 г.), «Чокан и Манас» (1971 г.), «Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана» (1979 г.). Как один из ведуших авторов многотомной «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней в пяти томах» (1977-1980 гг.). А.Х.Маргулан в 1982 г. был удостоен Государственной премии Казахской ССР. Скоро увидят свет и другие труды, подготовленные им в последние годы жизни. Но он еще оставил школу казахстанских историков, археологов и этнографов, заложенные им прочные традиции и научные направления. Он успешно представлял советскую науку на различных форумах, конгрессах, симпозиумах мира. Наибольший резонанс вызвали его выступления на ХХV Международном конгрессе востоковедов, на VII и VIII Международном конгрессах антропологических и этнографических наук. Ряд трудов ученого издан за рубежом.
За плодотворную научную деятельность А.Х.Маргулан был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, медалями СССР и др. В 1961 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки Казахской ССР.
Человек, оставивший такое наследие, бессмертен. Прощай наш дорогой, незабвенный Алькей Хаканович!