Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Алимгазинов К.Ш. Евро-американская историография проблем исследования электронных исторических источников


Современная история получает отражение в новых формах исторических источников. Информация о человеческой деятельности содержится, наряду с привычными для исследователей, также и на нетрадиционных, именуемых электронными, носителях. В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года подчеркивается, что стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становятся важными факторами модернизации общества, влияя не только на экономические показатели, но и на социальные, политические процессы [1]. Устойчивое развитие инфраструктуры ИКТ, которое переживают постсоветские страны за последнее десятилетие, определяет паритетную основу факторов историко-культурных преобразований в государствах [2, pp. 1-2]. В источниковедческом преломлении содержание процессов информатизации приобретает статус исторического источника, с особой, электронной средой его появления и функционирования.
Актуальность введения в научный оборот электронных источников, определено принятием концепции Электронного Правительства Казахстана. В официальных релизах приводятся данные о высокой степени интеграции делопроизводственной документации центральных и местных государственных учреждений в цифровой формат: доля электронных документов в общем разрезе документопотока 37 центральных государственных органов в среднем составляет 52,2%, для местных государственных органов этот показатель превышает 20%, для некоторых же исполнительных органов применяется практика составления документов только в электронном виде. Источниковедческая значимость данных материалов для всестороннего изучения современной истории Казахстана несомненна.
Содержательное отражение исторических процессов в электронной среде Интернет, формулирует постановку ключевой проблемы – насколько объективна извлекаемая историческая информация и каковы формы и способы ее применения в исследовательской практике. Очевидно, что использование электронных исторических источников должно сопровождаться решением вопросов описания, рекомендациями использования, разработкой приемов анализа. Решение такой задачи – область источниковедческой эвристики, когда «на первый план выдвигаются проблемы метода, а более конкретно – методологии изучения источников познания человеческой деятельности, совершенствования информационной основы, методов верификации социальной информации, ее надежности и репрезентативности» [5, с. 8].
Вопросы научного описания, исследования электронной информации имеют сложившуюся традицию в евро-американской историографии. Зародившиеся в недрах военных структур США, сетевые технологии преследовали прежде всего научно-исследовательские задачи. Выделение сетевых технологий как стратегического национального ресурса, определило повышенный интерес исторического сообщества к использованию и включению в научно-информационное поле гуманитарных исследований виртуальную сеть. Поэтому можно утверждать, что начало научно-исторического осмысления Интернет связано с публикациями американских историков.
Возможность историко-культурного использования электронных форм презентации информации отмечена была еще В. Бушем (V. Bush), который будучи в середине прошлого века, в послевоенный период, директором канцелярии военного ведомства США по развитию научных исследований, обратил внимание на необходимость пересмотра стратегических национальных векторов общественного развития с военных доктрин на формирование обширного запаса человеческих знаний в форме общедоступной и полезной инфоструктуры. Именно таким термином в 1945 году В. Буш обозначил знакомые теперь каждому современному человеку информационные технологии Интернет. Тогда же он предложил целый комплекс мер по его разработке и предложений по последующей реализации. Поэтому справедливо можно рассматривать его как одного из предшественников научного подхода к исследованию электронного источника. Идея инфоструктуры изложена им в работе «Как мы можем думать» («As We May Think») в журнале «Atlantic Montly» [15, с. 254-261, 16].
К числу первых исследователей электронных документов относят также Ч. Доллара (Ch. Dollar), одного из основоположников Архивной школы Университета Британской Колумбии, автора книги «Аутентичные электронные документы: стратегия обеспечения долговременного доступа» (Authentic Electronic Records: Strategies for Long Term Access, 2000) [17, с. 14].
Вопросы теории и практики исторического анализа электронных текстов получили комплексное освещение в исследованиях С. Шрайбмэн (S. Schreibman), Р. Сайменс (R. Siemens), Дж. Унсворт (J. Unsworth) [18]. Инновации, что происходят в современной гуманитарной мысли, подчеркивают авторы, связаны с компьютеризацией научного знания. Последняя формирует пространство исследовательской парадигмы, метод эвристики в гуманитарных науках, придавая последним черты научной строгости. В коллективном издании получили освещение проблемы методологии изучения электронных источников [18, с. 145-254]. С. Шрайбмэн в работе «Computer-mediated Texts and Textuality: Theory and Practice» [19, с. 283-293] затронула один из остающихся до сего времени открытым вопрос об особенностях интернет-текстов как социальных информантов. Медиатекст, по выражению исследовательницы, следует воспринимать как форму источника информации, и поэтому при его изучении следует использовать аналогичные для этого подходы. Подчеркивается, что Руководящие принципы кодировки текстов в Интернет – Encoding Initiative (TEI), наряду с описанием технических спецификаций, содержат критерии для информации как текстов с иерархией внутреннего контента: вложенные в гипертекст (как электронный источник – А.К.) аудио-, видеообъектов, иерархия по разделам, гиперссылкам, спискам и т.п., что вкупе представляют материал для исследований. Впрочем, даже тогда данный подход исследования электронного текста, хотя и был определенным достижением и имел практическое значение, широко дискуссировался. Последние в большинстве своем носили характер споров по частным вопросам корректности электронной презентации исторического нарратива.
Позиции Н. Иде (N. Ide), E. Милонаса (E. Mylonas) Д. Дюранда (D. Durand), А. Ренера (А. Renear), касательно вопросов иерархизации гипертекстов, их описании, проблемы отсутствия общепринятой структуры электронного текста, корректности научно-справочного аппарата гуманитарных исследований на базе онлайновых ресурсов, получили обобщающее изложение в совместной работе [20]. Исследование было опубликовано впервые в январе 1993 года, после цикла докладов авторов на конференциях по использованию вычислительной техники в гуманитарных науках.
Основным исходным посылом использования приемов формализации для анализа содержания информационных сообщений, выступило представление о том, что «текст представляет собой упорядоченную иерархию содержания объектов», которые поддаются количественной формализации. Идея была связана с определенными подходами к обработке текста и ее кодировке. Следует оговориться, что имели ввиду авторы, говоря о приемах формализации текстовой информации, поскольку общеизвестно, что анализ текстов имеют уже устоявшуюся традицию, связанную с методикой контент-анализа, в том числе и в истории [21, с. 364-369]. Читать полностью 

Фотоархив

Увеличить картинку