Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

C.Ф. Мажитов. Степная цивилизация кочевников: геополитика и идеология


Огромная часть территории земного шара, простирающегося от сибирской тайги на севере до горных систем на юге мы называем «Великой степью», а иные авторы называют её даже «Евразийским континентом» . По определению Л. Гумилева она четко разделяется Алтаем, Сауром, Тарбагатаем и Западным Тянь-Шанем на две непохожие друг на друга части. Восточная часть Великой степи называется Внутренней Азией и от Сибири её отделяют Саяны и хребты Хамар-Даван и Яблоневый, от Тибета Куньлунь и Нань-Шань (по тюрко-казахский «Шугай Тауы»), от Китая – Великая Китайская стена, точно соответствующая границе между Сухой степью и субтропиками на севере страны. Западная часть Великой степи включает не только Казахстан, но и степи Причерноморья. В отдельные периоды Степь охватывала даже часть территории Венгрии. Вот перед Вами картина Великой степи, территории, которая веками служила житницей и трансэтнической территорией великих кочевьев: с запада на восток, с востока на запад.
Народы проживающие на континенте за исторический обозримый период объединялись по настоящему три раза. Сначала их объединила Тюрки, образовав Гуннскую державу, затем Тюркский и Западно-тюркский каганаты, а затем их объединителем были Монголо-Тюрки во главе с Чингис-ханом. После распада держава Улуса Джучи (русские называют её «Золотой ордой»), инициативу взяла на себя Россия, а вслед за ней и СССР. В настоящее время идет геополитическая и идеологическая борьба за наследство этих держав. Претендентов на эту роль несколько, и вопрос о том, кто же займет эту нишу остается открытым и дискуссионным. Сакская конфедерация, положившая начало многим государственным образованиям также формировалась на этой территории. Число государственных образований не ограничивается этим, их насчитывается сотнями. Не одно из них не исчезло без следа. Они пасли скот, организовывали свое хозяйство, строили города и селения, каждый из них создал своеобразную культуру и искусство, а некоторые создали свою письменность.

В споре, было ли у кочевников государство?, точку над «i» поставил своей концепцией, представленной в монографии «Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм» – академик Б.Я. Владимирцев. У него сущность кочевого феодализма выражается в том, что феодальные сеньоры (нояны, ханы и др.) руководили кочеванием (П. Карпини) зависимых от них скотоводов, перераспределяли пастбища и намечали стоянки. «Раз сеньор владел людьми, то естественно, должен был владеть и землею, на которой они могли бы жить – кочевать» . Многие историки-теоретики поддержали эту концепцию. Но к сожалению, среди нас и ныне есть авторы, придерживающиеся давно устаревшим мнением о том, что «Дикие азиаты могли добиться своей государственности только под усиленной идентификацией с оседлой цивилизацией». Данное течение более идеологизированно. Они отрицают присутствие у кочевых народов политической культуры и способности создания собственной культурной ценности. В связи с этим, Р.П. Линднер отмечает «Почему же конные лучники должны были сохранять  архивы? Бумага являясь всегда тяжелой, предотвращала бы мобильность, дальнобойность и быстроту лошадей. Вкратце странствующая легкость давала военные преимущества кочевникам, но она также вручала их историю в руки их оседлых жертв» . Да это поистине искреннее осознание.
О способностях и своеобразной культуре кочевников в свое время говорил В. Радлов, Л. Гумилев, Б.Я. Владимирцев, В. Котович, А. Маргулан, С. Мурояма и др. «Степную грамоту» кочевников высоко оценил Б.Я. Владимирцев. Он пишет, что «Монголы часто отличаются превосходной памятью и могут, прослушав 2-3 раза какое-нибудь понравившееся им поразившее их сказание, повторить его почти дословно» .
О степной устной историографии казахов писали В.П. Юдин. Кочевники создали фундаментальную материальную и духовную культуру. В последние годы, в результате государственной программы «Культурное наследие» выявлены многочисленные культурные ценности. Только кипчакских письменных памятников можно выделить на несколько групп: исторические хроники, правовые кодексы и актовые документы, филологические труды и культовую литературу. В устах кочевых народов хранятся богатые устные историографические материалы, Шаджире (летописи) и эпическо-мифологические материалы.

Фотоархив

Увеличить картинку